Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым к Эмирусейновой С.И, третье лицо: ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат, по кассационной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым обратился в суд с иском к Эмирусеиновой С.И. о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат размере 376 861, 38 рублей.
В обоснование иска истец указал, что при обращении с заявлением о назначении социальных выплат Эмирусеинова С.И. предоставила недостоверные сведения о количестве и площади земельных участков, находящихся в собственности семьи. Указанные обстоятельства повлияли на право назначения соответствующего пособия. После проведения проверки на достоверность сведений, предоставленных заявителем, выплата была прекращена и заявителю предложено добровольно возместить выплаченные денежные средства. Поскольку Эмирусеинова С.И. добровольно денежные средства не возместила, Департамент обратился с иском в суд.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2023 года в удовлетворении иска Департамента отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что в соответствии с п. 4 постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 587 "Об утверждении порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия" (далее ? Постановление 587) пособие не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II групп, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный участок, обшей площадью свыше 0.6 га.
Эмирусеиновой С.И. при подаче заявлений на выплаты, как член семьи указана её мать ? Джаппарова З.Г... Согласно информации, поступившей из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 03.03.2021 исх. N Джаппаровой З.Г. принадлежат земельные участки суммарной площадью 6392 кв.м, равной 0, 64 га. Таким образом, у Эмирусеиновой С.И. отсутствовало право на получение государственной социальной помощи.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Эмирусеинова С.И. является многодетной матерью, на иждивении которой находятся пять несовершеннолетних детей.
06.09.2019, 26.03.2020 и 30.09.2020 Эмирусеинова С.И. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республика Крым (далее Департамент) с заявлениями о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия малоимущим семьям.
Решением Департамента от 25.09.2019 Эмирусеиновой С.И. на период с 01.09.2019 по 29.02.2020 назначена государственная социальная ежемесячная помощь в виде социального пособия в размере 34 371, 18 рублей ежемесячно, аналогичным решением от 03.04.2020 ежемесячная помощь назначена на период с 01.03.2020 по 31.08.2020 в сумме 32 095, 74 рублей и решением от 13.10.2020 - на период с 01.09.2020 по 28.02.2021.
В марте 2021 года Департамент провел проверку достоверности представленных заявителем документов, в результате которой был установлен факт недостоверности предоставленных сведений о принадлежащем семье Эмирусеиновой С.И. имуществе на праве собственности на момент обращения за получением государственной социальной помощью.
На запрос Департамента поступил ответ из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 03 марта 2021 года за исх. N, согласно которому в собственности матери заявителя - Джаппаровой З.Г. имеются: жилое здание, площадью 80, 3 кв.м, по адресу: "адрес", земельный участок, площадью 2546 кв.м, по адресу: "адрес", земельный участок, площадью 1000 кв.м, по адресу: "адрес", земельный участок, площадью 2500 кв.м, по адресу: "адрес", земельный участок, площадью 346 кв.м, по адресу: "адрес".
В соответствии с п. 4 Порядка N587 и п. 4 Порядка N наличие в собственности или владении малоимущей семьи земельного участка или земельных участков общей площадью свыше 0, 6 га, является основанием для отказа в назначении пособия и ежемесячной денежной выплаты.
Учитывая, что мать Эмирусеиновой С.И, входящая в состав ее семьи, является правообладателем земельных участков, совокупная площадь которых превышает 0, 6 га, выплата вышеуказанных мер социальной поддержки не назначается.
Решениями от 20.04.2021 Департаментом прекращена выплата Эмирусеиновой С.И. МСП "Государственная социальная помощь- ежемесячно" с 01 марта 2020 года и с 01 сентября 2020 года на основании протокола о прекращении мер социальной поддержки от 20.04.2021 года.
По расчету истца сумма излишне выплаченной социальной помощи составила 376 861, 38 рублей.
Департамент предложил Эмирусеиновой С.И. в добровольном порядке возместить сумму излишне выплаченной социальной помощи, однако возврат вышеуказанных сумм не произведен, что и послужило основанием обращения истца в суд с указанным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании фактических обстоятельств дела, исходил из того, что отсутствуют правовые основания для взыскания выплаченного социального пособия, поскольку в действиях ответчика не установлена недобросовестность, повлекшая выплату спорных сумм, при назначении ответчику государственной социальной помощи Эмирусеинова С.И. сообщила о себе и членах своей семьи требуемую в бланке заявления информацию, однако истец не проявил должной осмотрительности и не воспользовался правом проверить имущественное положение членов семьи ответчика, в частности - матери ответчика, в собственности которой имеется 4 земельных участка, совокупной площадью 6392 кв. м, не разъяснил ответчику необходимость выяснения указанного обстоятельства, ввиду чего недобросовестность ответчика при подаче заявления о назначении меры социальной поддержки не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно ст. 1 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым (далее - получатели государственной социальной помощи).
В статье 2 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК "О государственной социальной помощи в Республике Крым" указано, что для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым; социальное пособие - безвозмездное предоставление получателям государственной социальной помощи денежной суммы за счет средств бюджета Республики Крым.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 6 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N 10-ЗРК "О государственной социальной помощи в Республике Крым" государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Порядок предоставления государственной социальной помощи утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 587 "Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия" (далее по тексту - Порядок N 587), согласно п. 5 Порядка N 587 пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Крым малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину.
Согласно п. 4 Порядка N 587 пособие не назначается, если в собственности или владении малоимущей семьи имеется земельный участок или земельные участки общей площадью свыше 0, 6 га.
Пунктом 40 Порядка N 587 предусмотрено, что органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась (п. 40 Порядка N 587).
В соответствии с п. 41 Порядка N 587 суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона N 10-ЗРК/2014, основанием для прекращения оказания государственной социальной помощи является установление органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных получателем сведений о составе семьи и ее доходах, имуществе находящегося на праве частной собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Вместе с тем, из представленных истцом материалов, в частности, перечня обстоятельств, влекущих изменение размера назначения или прекращение выплаты всех видов мер социальной поддержки, с которым ознакомлена Эмирусеинова С.И. при подаче заявлений, не следует, что ответчику при подаче заявлений об установлении государственной социальной помощи было разъяснено о необходимости запросить сведения о наличии либо отсутствии у членов семьи в собственности недвижимого имущества и предложено оказать содействие в получении данной информации.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции указала, что согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение при установлении отсутствия недобросовестных действий работников истца.
Между тем таких доказательств истцом не представлено.
Невыполнение Департаментом возложенных на него полномочий по проверке достоверности и полноты информации о доходах и имущественном состоянии лиц, которые входят в состав семьи, обратившейся за назначением пособия Эмирусеиновой С.И, привело к возникновению задолженности в виде излишне полученной Эмирусеиновой С.И. социальной выплаты, в то время как именно на Департамент возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, путем проверки обоснованности назначения выплаты в момент обращения гражданина за ее назначением.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводом судов первой и апелляционной инстанций соглашается, поскольку он основан на надлежащей оценке, представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.