Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.Н. Мартыновой, Е.В. Черкасовой, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации
г. Евпатории Республики Крым к Хамутовской Олесе Анатольевне о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи, по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 февраля 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым обратился в суд с иском к Хамутовской О.А. о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки "Государственная социальная помощь " за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Требования мотивированы тем, что по заявлению Хамутовской О.А. истец решением от ДД.ММ.ГГГГ назначил ответчику меру социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты государственной социальной помощи на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При обращении Хамутовской О.А. в апреле 2022 года за продлением выплату мер социальной поддержки она не указала наличие в собственности семьи более одного транспортного средства и не указала заработную плату брата Хамутовского А.А. в расчетный период с июля по сентябрь 2021 года. Таким образом, получение мер социальной поддержки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" является незаконным и перечисленная сумма подлежит возврату.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от
02 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2023 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 февраля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации
г. Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы представитель истца, ссылаясь на положения Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, указывает на недобросовестность действий Хамутовской О.А. при обращении с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки, поскольку при подаче пакета документов для назначения ей мер социальной она представила недостоверные сведения о доходах малоимущей семьи, не указав в заявлении заработную плату брата в расчетный период с июля по сентябрь 2021 года, а также наличие в собственности семьи более одного транспортного средства. Считает, что судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание доказательство недобросовестности ответчика, а именно то, что в силу п. 7 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ N заявители несут ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в представленных документах.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Хамутовская О.А. является многодетной матерью, на иждивении которой находятся трое несовершеннолетних детей, зарегистрирована "адрес", состоит на учете по льготным категориям "многодетная семья" и "малоимущая семья".
Хамутовская О.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в "адрес"".
По результатам расчета доходов семьи Хамутовской О.А. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения администрации
"адрес" Республики Крым принято решение о назначении ответчику государственной социальной помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" ежемесячно.
Хамутовская О.А. ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации "адрес" Республики Крым с заявлением назначении государственной социальной помощи.
С целью уточнения сведений, заявленных при обращении по определению права в предоставлении государственной социальной помощи Департаментом труда и социальной защиты населения администрации "адрес" Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ направлены запросы в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации и для получения сведений о факте осуществления трудовой деятельности членами семьи заявителя и в Управление ГИБДД МВД по "адрес" для получения сведений о зарегистрированных транспортных средствах.
Согласно поступившему ответу из пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ брат ответчика, указанный в качестве члена семьи, - Хамутовский А.А. работал с июля 2021 года. По сведениям ГИБДД МВД по "адрес" на Хамутовского А.А. зарегистрированы два транспортных средства категории "В": 2000 и 2007 года выпуска.
Протоколом заседания Комиссии по взысканию и списанию сумм социальных выплат, излишне выплаченных Департаментом труда и социальной защиты населения администрации "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении назначения и выплаты государственной социальной помощи с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что ответчик при подаче заявления предоставила недостоверные сведения о доходах Хамутовского А.А. и о возмещении излишне выплаченных сумм социальной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"
В адрес Хамутовской О.А. ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о необходимости возмещения излишне полученных денежных средств. Данное уведомление не было удовлетворено ответчиком.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ NО государственной социальной помощи в Республике Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, исходил из отсутствия недобросовестности в действиях ответчика, а также из невыполнения Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым обязанности по проверке всех условий, при наличии которых назначаются социальные выплаты.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в "адрес" установлены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в "адрес"".
Согласно статьям 1, 6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в "адрес"", государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым N от
ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее Порядок N).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N, пособие не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства.
Кроме того, в назначении пособия может быть отказано, если не представлены необходимые документы, указанные в пункте 9 Порядка N; в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация; среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи (одиноко проживающего гражданина) (пункта 28 Порядка N).
Согласно пунктам 9, 10 Порядка, для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период; документ медицинской организации, подтверждающий прохождение лечения продолжительностью более двух месяцев подряд.
В рамках межведомственного информационного взаимодействия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления с приложенными к нему документами (их копиями) запрашивает в рамках межведомственного электронного взаимодействия следующие сведения: о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от территориальных органов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от Министерства внутренних дел по Республике Крым, о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от Военного комиссариата Республики Крым, о доходах членов семьи, являющихся индивидуальными предпринимателями, - от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, о размере получаемого членами семьи, признанными в установленном порядке безработными, пособия по безработице - от Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения", о размерах пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, получаемого матерью (отцом), подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о регистрации по месту жительства или по месту пребывания граждан, указанных заявителем в представленном заявлении в качестве членов его семьи (совместно с ним проживающих), - от территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания в
пределах Российской Федерации, о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования заявителя, членов семьи, совместно проживающих с ним, - от территориальных органов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
В соответствии с пунктами 40, 41 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 года N587, органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.01.2016 года N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22.06.2017 года N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Согласно материалам дела Хамутовская О.А. при обращении в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым в соответствии с пунктом 9 Порядка N587 подала все необходимые документы для получения государственной социальной помощи, предоставила заявление о согласии на обработку персональных данных, данные заявления с приложенными документами которые рассмотрены компетентными органами, прошли соответствующую проверку и были удовлетворены. При этом, обращаясь в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым, Хамутовская О.А. в составе своей семьи указала брата Хамутовского А.А. и несовершеннолетних детей (на момент обращения - шестеро). Ответчик предоставила истцу удостоверение о праве на льготы, в котором указаны члены многодетной семьи (трое детей), копии паспортов и свидетельств о рождении, справку об инвалидности 1-й группы на брата Хамутовского А.А, документы о доходах семьи за расчетный период. Заявление заполнено на бланке, не содержащем графы для указания сведений о принадлежащем заявителю (его семье) движимом (недвижимом) имуществе на праве собственности. Кроме того, сведений о том, что Хамутовский А.А. проживает совместно с семьей Хамутовской О.А. и ведет с ними совместное хозяйство, материалы выплатного дела не содержат
Решение об отказе в назначении пособия Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым не принималось, а также департамент не произвел возврат заявления, что предусмотрено пунктом 16 Порядка N, статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Таким образом, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу, что при рассмотрении заявления Хамутовской О.А. Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым не выполнил свою обязанность по проверке сведений о наличии у заявителя и членов ее семьи транспортных средств, а также получения членами семьи заявителя не учтенных доходов, то есть назначил выплату пособия без установления совокупности всех условий, при наличии которых такие выплаты назначаются, и не установилналичие оснований для отказа в назначении государственных социальных выплат.
Согласно материалам дела государственная социальная помощь Хамутовской О.А. назначена на основании предоставленных ею документов и в соответствии с решениями Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым, в процессе реализации права на получение государственной социальной помощи со стороны Хамутовской О.А. не совершалось недобросовестных, противоправных действий.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что истцом не приведены достаточные доказательства, указывающие на недобросовестность действий ответчика, то есть на то, что для нее была очевидной обязанность сообщить Департаменту информацию о принадлежности её брату двух транспортных средств на праве собственности, а также о том, что Хамутовский А.А. трудоустроен с июля 2021 года, и именно сокрытие ответчиком данных сведений, а не несвоевременное исполнение Департаментом свои полномочий по установлению оснований для назначения пособия, повлекли необоснованную выплату.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливаются ограничения в возврате тех сумм, которые предназначены для удовлетворения необходимых потребностей граждан, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Из нормативных положений, предопределяющих обязанность государства обеспечивать надлежащую защиту прав и законных интересов граждан-получателей социальных пособий, следует что они являются экономически более слабой стороной в социальных правоотношениях.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 года N 10-П, содержится указание о том, что использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы призвано обеспечить баланс публичных и частных интересов.
Также, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года N 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года N 2-П).
Судебная коллегия отмечает, что на иждивении ответчика
Хамутовской О.А. находятся трое несовершеннолетних детей, денежные суммы выплачивались истцу в течение нескольких месяцев в качестве средств к существованию, и их взыскание единовременным платежом поставит семью в сложное материальное положение.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании неосновательного обогащения.
Судебная коллегия находит, что выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, судами правильно применен материальный закон, нарушений норм процессуального права, приведших к принятию неправильного судебного постановления, не допущено.
Несогласие подателя кассационной жалобы с оценкой доказательств по делу не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки установленных обстоятельств и доказательств не наделен.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, они получили надлежащую правовую оценку и правомерно были отклонены судом. Указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, а лишь указывают на несогласие с выводами суда.
Доводы заявителя, аргументированные ссылкой на обстоятельства спора, которым, по его мнению, должна быть дана иная правовая оценка, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление вопросов факта, что согласно положениям части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2023 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от
02 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.