Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черкасовой Е.В, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, с участием прокурора Костюка А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Новороссийской таможне о признании незаконным увольнения, восстановлении на службе, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи ФИО8, выслушав объяснения ФИО1 и его представителя - ФИО10, поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Новороссийской таможни - ФИО6 и ФИО7, просивших жалобу оставить без удовлетворения, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для отмены решения и апелляционного определения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Новороссийской таможне о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе.
В обоснование исковых требований указано, что истец проходил государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации в должности заместителя начальника Приморского таможенного поста Новороссийской таможни с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-К истец уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114- ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за систематические нарушения служебной дисциплины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 выражает несогласие с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-К, указывает, что в данном документе отсутствуют какие-либо сведения о сути (содержании) вменяемых работнику нарушений служебной дисциплины, допущенных им в период с в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а констатируются лишь факт нарушения им правовых актов, регламентирующих его служебную деятельность.
Истец указывает, что в нарушение Инструкции об организации и проведении служебной проверки, утвержденной Приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ N, в отношении него служебная проверка не назначалась и не проводилась, соответственно, при наложении дисциплинарного взыскания не учитывалась тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, вследствие чего неправомерно применено чрезмерно суровое наказание, не соответствующее тяжести совершенного проступка.
Полагает, что в данном случае, начальником Новороссийской таможни при рассмотрении вопроса о привлечении истца к дисциплинарной ответственности и определении меры наказания в виде увольнения не применены в системной взаимосвязи и совокупности изложенные выше нормативные положения, подлежащие применению к спорным отношениям, а также не дана с их учетом надлежащая оценка обстоятельствам, касающимся обоснованности применения в отношении истца такой крайней меры дисциплинарного взыскания как увольнение со службы в таможенных органах. Кроме того, указывает, что основания для его увольнения со службы в таможенных органах по обозначенным выше основаниям отсутствовали, поскольку систематических нарушений служебной дисциплины работником допущено не было.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте исковых требований, ФИО1 просил суд признать незаконным и отменить приказ Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-К; признать незаконным его увольнение со службы в таможенных органах Российской Федерации с должности заместителя начальника Приморского таможенного поста Новороссийской таможни по основанию, предусмотренному подпунктом 11 пункта 2 статьи 48 Федерального Закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; восстановить его на службе в таможенных органах Российской Федерации в прежней должности.
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 января 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 24 января 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации в должности заместителя начальника Приморского таможенного поста Новороссийской таможни.
На основании приказа Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-К, в соответствии с пунктом 18 Дисциплинарного устава, на заместителя начальника Приморского таможенного поста Новороссийской таможни ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание - увольнение, за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в недостаточном контроле со стороны работника за действиями подчинённых должностных лиц по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля в отношении транспортных средств, ввезенных физическими лицами для личного пользования, в том числе, по соблюдению положений, установленных статьями 261, 267, 323, 324 ТК ЕАЭС, Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 311, Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 года N 124 "О таможенном декларировании товаров для личного пользования", Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107, подпунктов 39, 42, 51, 73, 125, 126 пункта 14 должностной инструкции заместителя начальника Приморского таможенного поста Новороссийской таможни от 24 августа 2020 года N 43/67/001/20и, подпунктов 1, 5 пункта 1 статьи 17 Закона N 114-ФЗ.
Основанием вынесения указанного приказа послужили следующие обстоятельства.
Так, в отношении должностных лиц Приморского таможенного поста с января 2022 года по август 2022 года проведены служебная проверка и внеплановая целевая инспекторская проверка соблюдения должностными лицами Приморского таможенного поста действующего законодательства по рассматриваемым пассажирским таможенным декларациям (далее - ПТД) в части правомерности принятых решений по ПТД по соблюдению права ЕАЭС, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, ведомственных нормативно-правовых актов в части проверки достоверности сведений о стоимости автомобилей и соответственно уплаты таможенных платежей по единой ставке в полном объеме, порядка проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, определенных пунктом 2 статьи 324 ТК ЕАЭС на предмет достоверности сведений, правильности заполнения и оформления документов, а также иных целей по обеспечению соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании).
По итогам служебной проверки, на основании приказа Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-КМ на заместителя начальника Приморского таможенного поста ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за нарушения служебной дисциплины, допущенные 18 января, 25 и 28 марта, 25 и ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля действий подчиненных должностных лиц Приморского таможенного поста.
По результатам внеплановой целевой инспекторской проверки (исследуемый период 2021-2022 годы) выявлены многочисленные нарушения контроля сведений, допущенные должностными лицами Приморского таможенного поста, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы, недостаточном контроле со стороны заместителя начальника Приморского таможенного поста Новороссийской таможни ФИО1 за действиями подчинённых должностных лиц по совершению ими таможенных операций и проведению таможенного контроля в отношении транспортных средств ввезенных физическими лицами для личного пользования, в том числе, по соблюдению положений, установленных статьями 261, 267, 323, 324 ТК ЕАЭС, Инструкции N, Порядка N и Решения N, подп. 39, 42, 51, 73, 125, 126 п. 14 должностной инструкции заместителя начальника Приморского таможенного поста Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ Nи, подпунктов 1, 5 пункта 1 статьи 17 Закона N 114-ФЗ, что в соответствии с пунктом 18 Дисциплинарного устава квалифицируются как грубое нарушение служебной дисциплины.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт систематического нарушения истцом служебной дисциплины установлен, процедура применения в отношении ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде увольнения по основанию, предусмотренному подпунктом 11 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114- ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", соблюдена работодателем, в связи с чем не усмотрел оснований для отмены приказа Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-К, признания увольнения незаконным и восстановления истца на работе.
Проверяя решение в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с указанными выводами районного суда, признав их верными, основанными на законе.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
По смыслу указанной нормы, трудовое законодательство применяется к правоотношениям, возникшим при прохождении службы лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативно-правовыми актами. Трудовой кодекс Российской Федерации в данном случае подлежит применению в части, не урегулированной специальным законодательством.
Указанное также следует из положений ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, предусматривающих, что Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации регламентирован нормами специального законодательства, которым является Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа обязан обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов (подпункт 1); выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (подпункт 3); соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции (подпункт 5); хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан (подпункт 7).
Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются Должностной инструкцией (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
Основания для прекращения службы в таможенных органах установлены статьей 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно пункту 11 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах, в том числе: за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины.
Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия "систематические нарушения служебной дисциплины" даются в Дисциплинарном уставе таможенной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396.
Так, к грубым нарушениям служебной дисциплины относятся:
1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подп. 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Закона о службе в таможенных органах;
2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;
3) прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;
4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Закона о службе в таможенных органах. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения из таможенных органов сотрудника применяется начальником таможенного органа, имеющим право назначения на должность.
Систематическим же нарушением служебной дисциплины является повторное совершение в течение года сотрудником, имеющим дисциплинарное взыскание, дисциплинарного проступка.
Согласно статье 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться в порядке, предусмотренном настоящим Дисциплинарным уставом, дисциплинарных взысканий, в том числе, увольнение из таможенных органов.
Установив, что ФИО1 имел не снятое дисциплинарное взыскание в виде строго выговора, объявленного приказом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-КМ "О результатах служебной проверки" за нарушения, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за действиями подчиненных должностных лиц Приморского таможенного поста, и им повторно совершен такой же дисциплинарный проступок, выразившийся в грубом нарушении служебной дисциплины в части ненадлежащей организации работы, недостаточном контроле за действиями подчиненных должностных лиц Приморского таможенного поста, зафиксированный приказом ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об итогах внеплановой целевой инспекторской проверки Новороссийской таможни", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 систематически нарушал служебную дисциплину.
Признавая правомерным увольнение ФИО1 по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что оспариваемый приказ Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N-К содержит различные основания увольнения работника.
Так, из пункта 1 приказа следует, что ФИО1 уволен за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в недостаточном контроле со стороны заместителя начальника Приморского таможенного поста Новороссийской таможни ФИО1 за действиями подчинённых должностных лиц по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля в отношении транспортных средств ввезенных физическими лицами для личного пользования, в том числе, по соблюдению положений, установленных статьями 261, 267, 323, 324 ТК ЕАЭС, Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 311, Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 г. N 124 "О таможенном декларировании товаров для личного пользования", Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107, подп. 39, 42, 51, 73, 125, 126 п. 14 должностной инструкции заместителя начальника Приморского таможенного поста Новороссийской таможни от 24.08.2020 N 43/67/001/20и, подпунктов 1, 5 пункта 1 статьи 17 Закона N 114-ФЗ.
Из пункта 2 этого же приказа усматривается, что истец уволен в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации - за систематические нарушения служебной дисциплины, при этом, сведений о том, какие именно нарушения, допущенные работником, образуют систему, оспариваемый приказ не содержит.
Таким образом, из вышеназванного приказа не усматривается, уволен ФИО1 за грубое нарушение служебной дисциплины, или же за систематические нарушения служебной дисциплины.
Между тем, конкретные допущенные работником нарушения, а также документы - основания увольнения должны быть указаны в приказе об увольнении. Судебное решение не может подменять собой кадровые документы работодателя; суд лишь оценивает правомерность увольнения на основании тех доказательств, которые были положены самими работодателем в основу их издания.
При рассмотрении дела данные обстоятельства оставлены судом первой инстанции без внимания, должной оценки в решении суда не получили.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
Изложенное, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела по разрешению спора, связанного с реализацией права на труд, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права ФИО1 на справедливую, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 24 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края.
Председательствующий Е.В. Черкасова
Судьи Н.Н. Мартынова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.