Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черкасовой Е.В, судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурор Курганинского района Краснодарского края в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю об обеспечении ребенка-инвалида техническими средствами, по кассационной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 12 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Черкасовой Е.В, выслушав прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Курганинского района, действуя в интересах ребенка-инвалида ФИО1 О.А, обратился в суд с иском к Фонду социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N 20 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором просил обязать Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации приобрести за счет средств, выделенных Фондом социального страхования Российской Федерации для несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 О.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, техническое средство реабилитации - протез голени для купания (1 шт.) согласно антропометрическим показателям ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации. Обязать Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 20 предоставить ребенку-инвалиду ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, техническое средство реабилитации - протез голени для купания (1 шт.) согласно антропометрическим показателям ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации.
Решением Курганинского районного суда Краснодарского края от 12 января 2023 года исковые требования прокурора Курганинского района в интересах ребенка-инвалида ФИО1 О.А. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 года решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 12 января года оставлено без изменения.
Определением суда апелляционной инстанции от 27 апкрдя 2023г. произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ОСФР по Краснодарскому краю).
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Краснодарскому краю просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Прокурор Костюк А.И. в судебном заседании полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили (судебные извещения вручены адресатам).
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Закона N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Закона N 181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно статье 10 Закона N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 4 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 (далее - Конвенция) государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами, в том числе проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов.
Технические средства реабилитации (далее - TCP) должны обеспечивать повышение возможностей инвалидов вести самостоятельный образ жизни, сохранять максимально возможный уровень мобильности и доступа к информации и образованию. Особое внимание уделяется в Конвенции повышению жизненного уровня и уровня социальной защищенности инвалидов, следовательно, технические средства реабилитации должны быть не только максимально доступны для инвалидов, но при этом их получение не должно вызывать существенных материальных и иных проблем. Таким образом, при обеспечении инвалидов TCP предлагается руководствоваться следующими принципами: доступности TCPдля инвалидов; максимального удовлетворения индивидуальных потребностей инвалида при обеспечении TCP; исключения необходимости привлечения личных средств инвалида для обеспечения TCP.
В силу положений статьи 11.1 Закона N 181-ФЗ, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно части 14 статьи 11.1 Закона N181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктами 2, 4 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства или изделия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
Так, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 О.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.
ФИО1 О.А, как ребенку-инвалиду, в соответствие с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N.32.23/2021 предусмотрено предоставление технических средств реабилитации, в том числе: протеза голени для купания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Т.В, представляющая интересы несовершеннолетней ФИО1 О.А, обратилась в установленном законом порядке в территориальный орган Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении ребенку-инвалиду технических средств реабилитации согласно рекомендации ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ N.32.23/2021.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 О.А. обратилась в Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением на выплату компенсации за самостоятельное приобретение TCP, которое было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ под N_9334138.
Из уведомления о принятом решении по выплате компенсации N от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО1 О.А. следует, что по результата рассмотрения заявления ФИО1 О.А. от ДД.ММ.ГГГГ N_9334138 принято решение о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное TCP(протез голени для купания) - сумма компенсации 151 003, 13 руб.
Согласно платежному поручению N от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 151 003, 13 руб. перечислены на счет ФИО1 Т.В.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями статей 9, 10, 11, 11.1, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N240, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 N 86, исходил из того, что ребенок-инвалид ФИО1 О.А. не обеспечена следующими техническими средствами реабилитации: протез голени для купания свыше 6 месяцев, что превышает предельный срок, установленный законом, в связи с чем возложил на ответчика обязанность по обеспечению ФИО1 О.А. указанным техническим средством реабилитации.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении к спорным отношениям норм материального права с соблюдением процессуального закона.
Здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта РФ исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.
Из материалов дела следует, что ФИО1 О.А, как ребенку- инвалиду, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от N предусмотрено предоставление технических средств реабилитации, в том числе: протезом голени для купания.
Указанное техническое средство реабилитации, включено в Федеральный перечень и предоставляется за счет средств федерального бюджета.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, необходимым для его восстановления техническим средством реабилитации (в том числе по выданному направлению) ребенок не был обеспечен.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение первой инстанции без изменения, исходил из того, что на момент вынесения решения, ДД.ММ.ГГГГг, ребенок-инвалид ФИО1 О.А. не обеспечена необходимыми средствами реабилитации свыше 6 месяцев, что превышает предельный срок, установленный законом. Также не выплачена компенсация за его приобретение. Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции денежная компенсация за приобретенное средство реабилитации уже была выплачена, решение первой инстанции оставлено без исполнения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций мотивированы, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, судами дана правильная квалификация правоотношениям между истцом и ответчиком, при этом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Ошибочная ссылка в мотивировочной части решения суда первой инстанции и определении апелляционной инстанции на Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников" от 23 сентября 2014 г. N 657н, который согласно Приказу Минтруда России от 16 мая 2019 г. N 334Н признан утратившим силу с 19 октября 2019 г, вопреки доводам жалобы не свидетельствует о неправильных выводах суда и не влечет за собой отмену решения.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильного по существу постановления, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 12 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Черкасова
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.