Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5347/2022 (УИД: 24RS0046-01-2022-004664-43) по иску Министерства социальной политики Красноярского края к Самойленко Евгению Павловичу о взыскании незаконно полученных денежных сумм, по кассационной жалобе Самойленко Евгения Павловича, Самойленко Надежды Григорьевны на решение Свердловского районного суда Красноярского края от 10 ноября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к Самойленко Евгению Павловичу (далее - Самойленко Е.П, ответчик) о взыскании незаконно полученных денежных сумм.
В обоснование заявленных требований указано, что 12 декабря 2018 г. Самойленко Е.П. обратился в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", а также с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1, 5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную программу дошкольного образования на основании Постановления Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан". Протоколами от 14 декабря 2018 г. определены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг на Самойленко Е.П. и членов его семьи, а именно на Самойленко Н.Г, С, С, С. В последующем назначенные Самойленко Е.П. меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг автоматически продлялись на каждый календарный год.
Протоколом от 5 июня 2019 г. Самойленко Е.П. назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка от 1, 5 до 3 лет.
2 апреля 2021 г. в Территориальное отделение Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" (далее - КГКУ"УСЗН") поступил запрос от ТО КГКУ "УСЗН" по Свердловскому району в г. Красноярске от 1 апреля 2021 г, а также паспорт Самойленко Е.П, из которого стало известно, что Самойленко Е.П. снят с регистрационного учета в Березовском районе Красноярского края 13 января 2020 г. Протоколами от 2 апреля 2021 г. Самойленко Е.П, Самойленко Н.Г, С, С, С. закрыты меры социальной поддержки с 13 января 2020 г. по причине переезда на другое постоянное место жительства. Таким образом, в связи с тем, что Самойленко Е.П. своевременно не сообщил о смене места жительства, у него образовались следующие переплаты:
- компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 1 февраля 2020 г. по 28 февраля 2021 г. на общую сумму 1 525 рублей;
- компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг на топливо за период с 1 февраля 2020 г. по 31 декабря 2021 г. на общую сумму 24 891, 67 рублей;
- компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг на электроэнергию за период с 1 февраля 2020 г. по 28 февраля 2021 г. на общую сумму 2 336, 24 рубля;
- ежемесячные денежные выплаты на ребенка от 1, 5 до 3 лет за период с 1 февраля 2020 г. по 3 октября 2020 г. размере 33 269, 65 рублей. Всего переплата предоставленных мер социальной поддержки составила сумму 62 022, 56 рублей.
Министерство социальной политики Красноярского края просило суд взыскать с ответчика в свою пользу переплату предоставленных мер социальной поддержки в размере 62 022, 56 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Самойленко Н.Г.
Решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 10 ноября 2022 г. исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края к Самойленко Е.П. удовлетворены.
С Самойленко Евгения Павловича в пользу Министерства социальной политики Красноярского края взысканы денежные средства в виде переплаты по предоставленным мерам социальной поддержки в размере 62 022 руб. 56 коп.
Дополнительным решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 мая 2023 года с Самойленко Евгения Павловича в доход государства взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2060, 68 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2023 г. решение Свердловского районного суда города Красноярска от 10 ноября 2022 г, дополнительное решение этого же суда от 15 мая 2023 г. оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Самойленко Е.П, Самойленко Н.Г. просят об отмене решения Свердловского районного суда города Красноярска от 10 ноября 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2023 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявители выражают свое несогласие с принятыми судебными постановлениями, поскольку полагают, что смена места регистрации граждан по месту жительства не является безусловным основанием для прекращения права на получение ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от 1, 5 до 3 лет, поскольку при условии смены места жительства ответчик имел право на получение этой выплаты, поскольку при постановке на очередь в детский сад в Свердловском районе г. Красноярска, его ребенок также не был бы обеспечен местом в детском саду. Также указывает, что очередь в детский сад ими занята по месту фактического проживания, семья ответчика очередь в детский сад по адресу места фактического проживания ("адрес") не изменяли, стояли в очереди в указанный детский сад в "адрес" и хотели посещать именно указанный детский сад, а не детский сад по месту регистрации. Также полагает неправомерным взыскание с ответчика компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг в размере 28 752 рубля 91 коп, поскольку место жительства ответчик и его семья не меняли, о чем предоставили в суд первой инстанции доказательства, смена регистрации по месту жительства не является достаточным основанием для отмены выплаты компенсаций. Также указывает что 4 сентября 2023 года Свердловским районным судом г. Красноярска был установлен факт проживания семьи Самойленко по адресу "адрес" в период с 1 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социальной политики Красноярского края представлены письменные возражения, в которых просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Самойленко Е.П, представитель ответчика Министерства социальной политики Красноярского края, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Самойленко Н.Г, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями части 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимания доводы заявителей кассационной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения допущены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 12 декабря 2018 г. Самойленко Е.П. обратился в Управление социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края с заявлением о назначении меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему и членам его семьи Самойленко Н.Г, С, С, С, проживающим в жилом индивидуальном доме, расположенном по адресу "адрес" печным отоплением, с холодным водоснабжением и септиком.
Из заявления Самойленко Е.П, поданного 12 декабря 2018 г. в Управление социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края следует, что при заполнении заявления о назначении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Самойленко Е.П. разъяснено, что в случае изменения места жительства (места пребывания), места жительства (места пребывания) членов его семьи, изменения состава семьи, обстоятельств, влекущих утрату права на получение государственной услуги, он обязуется в течение одного месяца предоставить в орган социальной защиты населения сведения об указанных событиях.
В подтверждение указанных обстоятельств, ответчиком Самойленко Е.П. в вышеуказанном заявлении поставлена дата и его подпись от 12 декабря 2018 г.
Протоколом от 14 декабря 2018 г. ответчику определены меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг в пределах социальной нормы на оплату коммунальных услуг на Самойленко Е.П, а также членов его семьи, указанных им в заявлении.
Кроме того, 30 мая 2019 г. в Управление социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края Самойленко Е.П. подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1, 5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в образовательном учреждении. При этом, в указанном заявлении Самойленко E.П. также разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством сумма ежемесячной денежной выплаты, излишне выплаченная получателю вследствие предоставления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты или на ее размер, возмещается получателем, а в случае спора взыскивается в судебном порядке.
Протоколом от 5 июня 2019 г. ответчику назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка от 1, 5 до 3 лет на С, ДД.ММ.ГГГГг. рождения.
2 апреля 2021 г. в Территориальное отделение КГКУ "УСЗН" по Березовскому району Красноярского края поступил запрос из ТО КГКУ "УСЗН" по Свердловскому району в г. Красноярске Красноярского края об истребовании периода предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с необходимостью назначения ответчику и членам его семьи компенсации по постоянному месту жительства по адресу: "адрес".
В ходе проверки данных в отношении Самойленко Е.П. установлено, что 13 января 2020 г. Самойленко Е.П. снят с регистрационного учета по адресу: "адрес".
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались и были подтверждены отметкой в паспорте Самойленко Е.П. о смене места жительства и его регистрации по иному адресу: "адрес"
2 апреля 2021 г. по причине переезда на другое постоянное место жительства, протоколами с 13 января 2020 г. меры социальной поддержки ответчику Самойленко Е.П. и членам его семьи закрыты.
Согласно представленным в материалы дела письмам о необходимости возврата в бюджет мер социальной поддержки, задолженность по социальной выплате и компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям граждан у Самойленко Е.П. и членов его семьи за период с 1 февраля 2020 г. по 31 декабря 2021 г. составляет 28 752, 92 рублей, а задолженность по социальной выплате на ребенка от 1, 5 до 3 лет за период с 1 июля 2020 г. по 3 октября 2020 г. составляет 33 269, 65 рубля.
Обращаясь в суд с иском Министерство социальной политики Красноярского края ссылалось на то, что общий размер переплаты Самойленко Е.П. по предоставленным мерам социальной поддержки составляет 62022, 57 рубля, которые Самойленко Е.П. не возвращены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Самойленко Е.П. в установленном порядке не сообщил в Территориальное отделение КГКУ "Управление социальной защиты населения" Березовского района Красноярского края о смене места регистрации и жительства и наличии обстоятельств, препятствующих выплате мер социальной поддержки на оплату жилищно - коммунальных услуг и выплате ежемесячных денежных выплат на ребенка, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для возврата излишне выплаченных денежных сумм по предоставленным мерам социальной поддержки в размере 62 022, 56 рублей. При этом суд первой инстанции усмотрел в действиях ответчика недобросовестность, выразившуюся в том, что ответчик в Территориальное отделение "КГКУ "УСЗН" Березовского района Красноярского края с заявлением о смене адреса регистрации по месту жительства не обращался и уполномоченному органу об изменении обстоятельств, влекущих прекращение социальных выплат в его адрес не сообщал.
Дополнительным решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 мая 2023 г. с Самойленко Евгения Павловича в доход государства взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2060, 68 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда апелляционным определением от 19 июля 2023 года решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 10 ноября 2022 г, дополнительное решение того же суда от 15 мая 2023 года оставила без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что принятые судебные постановления постановлены при неправильном применении норм материального права, выводы судов противоречат установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации в том числе и компенсационных выплат, предусмотренных законодательством для многодетных семей.
К спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной имеющему право на получение мер социальной поддержки гражданину компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в данном случае в форме ежемесячных жилищно-коммунальных выплат, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут регулироваться нормативными актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7.1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимым для принятия решения о предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается.
Согласно пунктам 7, 8, 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005года N761 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N761), решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Для получения субсидии граждане, имеющие право на получение субсидии на оплату коммунальных услуг, к числу которых отнесены также собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) и члены семьи граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением перечисленных в пункте 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг документов.
Заявитель согласно пункту 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N761, несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 48 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N761, получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил (изменение места постоянного жительства получателя субсидии; изменение основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящиеся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии)) обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
Согласно пункту 49 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N761, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (далее Закон Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804) предусмотрены меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 многодетным семьям - семьям, имеющим трех или четырех детей до достижения ими возраста 18 лет(детей, достигших 18 лет и обучающихся в общеобразовательных организациях, - до окончания ими обучения), проживающих совместно, в том числе усыновленных пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством, - предоставляются компенсации в следующих размерах;
а) 30 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края;
б) 30 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту первому статьи 13 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N13-2804 для предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2-10.1, 10.3 настоящего Закона заявитель или лицо, уполномоченное им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет заявление о предоставлении компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, а также копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (пребывания).
Согласно пункту 9 статьи 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 уполномоченная организация принимает решение о прекращении предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2-10.1, 10.3 настоящего Закона, в случае изменения места жительства, места пребывания получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получатель был снят с регистрационного учета по месту жительства, месту пребывания.
В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 получатели компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2- 10.1, 10.3 настоящего Закона, обязаны сообщать в уполномоченную организацию о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий представления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки и их размеров, в течение одного месяца после наступления указанных событий; в том числе в случае изменения постоянного места жительства членов семьи получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 24 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 часть компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2-10.1, 10.3 настоящего Закона, приходящаяся на оплату приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления и при наличии печного отопления, может перечисляться (выплачиваться) единовременно за каждый календарный год в месяце, следующем за месяцем представления заявления, с учетом сроков предоставления компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в пунктах 3-5 статьи 14 настоящего Закона.
Суды, удовлетворяя требования истца о взыскании суммы необоснованно полученных ответчиком компенсаций и субсидий на оплату коммунальных услуг за период с 1 февраля 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 28 752, 92 руб, исходили из того, что в соответствии с действующим законодательством ответчиком Самойленко Е.П. не были предоставлены достоверные сведения в ТО КГКУ "УСЗН" Березовского района о смене места регистрации (места жительства) ответчика, что расценено судами как недобросовестное поведение.
Судами установлено, что из копии паспорта как ответчика Самойленко Е.П, так и его супруги Самойленко Н.Г. следует, что с 13 января 2020 года Самойленко Е.П. и Самойленко Н.Г. были зарегистрированы по адресу "адрес". С 10 июня 2022 года с регистрационного учёта Самойленко Е.П. снят по указанному адресу в связи с регистрацией по адресу : "адрес". 16 января 2021 года Самойленко Н. Г. снята с регистрационного учета по адресу "адрес", с последующей регистрацией в г. Красноярске - сначала по "адрес" а затем с ноября 2021 года - по "адрес"
Судами установлено, что Самойленко Е.П. был снят с регистрационного учета по адресу "адрес" 13 января 2020 года. При этом ни в отдел ТО КГКУ "УСЗН" Березовского района с заявлением о сообщении изменившихся обстоятельств, препятствующих выплате мер социальной поддержки и выплате ежемесячных денежных выплат на ребенка, ни в ТО КГКУ "УСЗН" Манского района по месту действующей регистрации с заявлением о назначением указанных мер социальной поддержки и выплате ежемесячных денежных выплат на ребенка Самойленко Е.П. не обращался.
При этом, суды пришли к выводу о том, что то обстоятельство, что Самойленко Е.П. вместе с членами его семьи с января 2020 года по сентябрь 2020 года проживали по адресу: "адрес" не имеющим правового значения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает указанные выводы судов недостаточно мотивированными, принятыми при неправильном применении норм материального права и противоречащими установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Между тем, пунктом 8 (1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N761 предусмотрено, что уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, к числу которых отнесены сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения, сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Аналогичное положение закреплено в п. 9.1 статьи 13 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-204, согласно которому уполномоченная организация получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренные пунктом 8 (1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанным выше Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", в котором указаны в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, среди них - изменение места постоянного жительства получателя субсидии (подпункт 4 статьи 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804), а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - в течение месяца извещать уполномоченную организацию об изменении постоянного места жительства членов семьи получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки. (п. 10 статьи 23 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804). При этом установлена и обязанность Уполномоченной организации самостоятельно получать, а также проверять представленные гражданами в целях получения мер социальной поддержки документы, в том числе путем межведомственного взаимодействия.
В постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной субсидии (компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг), без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной жилищно-коммунальной выплатой (компенсацией) в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований Министерства социальной политики Красноярского края, возражений Самойленко Е.П. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях Самойленко Е.П. при получении в период с 1 февраля 2020 г. по 31 декабря 2021 года компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг, а также факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками Территориального отделения КГКУ "УСЗН" по Красноярскому краю, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, должностных обязанностей, связанных с предоставлением Самойленко Е.П. меры социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг, осуществляемой на территории субъекта Российской Федерации - Красноярского края в форме ежемесячной компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Самойленко Е.П.) по требованиям о взыскании ежемесячной компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания недобросовестности Самойленко Е.П. при получении в период с 1 февраля 2020 года по 31 декабря 2021 года сумм ежемесячной компенсации на оплату жилищно - коммунальных услуг на истца по делу.
Суждение судебных инстанций о том, что не представление Самойленко Е.П. сведений об изменении места жительства в ТО КГКУ "УСЗН" по Красноярскому краю свидетельствует о недобросовестности Самойленко Е.П, по мнению судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, свидетельствует о несоблюдении требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по оценке доказательств, а также о формальном подходе к рассмотрению дела.
Как следует из материалов дела, при совершении регистрационных действий по снятию с учета с места жительства по адресу: "адрес" постановке на учет по новому месту жительства по адресу: "адрес" судами не учтено то обстоятельство, что механизм организации деятельности многофункциональных центров позволяет им оперативно передавать информацию и уведомлять заинтересованные органы о совершении гражданами действий по снятию с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, по регистрации по месту жительства (месту пребывания) и других действий.
Судами не исследовано обстоятельство наличия у ТО КГКУ "УСЗН" Березовского района Красноярского края в ходе межведомственного информационного взаимодействия в рамках соответствующего правового регулирования, в том числе, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с многофункциональными центрами возможности получать информацию о совершении гражданами (получателями мер социальной поддержки) названных действий (по смене места постоянного жительства и регистрации по новому адресу проживания) без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты.
Кроме того, судебными инстанциями было установлено, что информация о смене места жительства Самойленко Е.П. содержалась в адресованном ТО КГКУ "УСЗН" по Березовскому району Красноярского края запросе из ТО КГКУ "УСЗН" по Свердловскому району в г. Красноярске Красноярского края об истребовании периода предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с необходимостью назначения ответчику и членам его семьи компенсации по постоянному месту жительства по адресу : "адрес", который является межведомственным запросом в силу пунктов 9, 10 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Однако данные обстоятельства вследствие неправильного применения судебными инстанциями норм материального права и нарушения норм процессуального права какой-либо правовой оценки не получили, поэтому вывод судебных инстанций о том, что Самойленко Е.П. не исполнена обязанность по предоставлению сведений об изменении места жительства нельзя признать правомерным.
Причины, по которым ТО КГКУ "УСЗН" по Березовскому району Красноярского края, действуя в пределах предоставленных пунктом 9.1 статьи 10.3 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 и пункта 8(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N761, полномочий по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и сведений, связанных с реализацией гражданами права на меры социальной поддержки, и по проверке достоверности этих сведений, не осуществил соответствующие действия в отношении Самойленко Е.П. предметом исследования судебных инстанций не являлись.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что именно действия Самойленко Е.П, связанные с неисполнением им обязанности по предоставлению сведений об изменении места жительства, повлекли за собой необоснованное получение им мер социальной поддержки в виде компенсаций по оплате жилищно - коммунальных услуг в период с 1 февраля 2020 года по 31 декабря 2021 года, нельзя признать правомерным.
Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает заслуживающими внимания доводы Самойленко Е.П. о его фактическом проживании и членов его семьи по адресу "адрес" период с января 2020 года по сентябрь 2020 года, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции подтверждено свидетельскими показаниями.
Учитывая то обстоятельство, что компенсация фактически понесенных Самойленко Е.П. расходов на оплату жилищно - коммунальных услуг является исключительно целевой субсидией, предназначенной для компенсации многодетной семье фактически понесенных ею затрат на оплату коммунальных услуг и плату за проживание в конкретном жилом помещении, при наличии подтверждающих факт несения таких расходов документов (платежных документов), судам первой и апелляционной инстанций необходимо было выяснить, где фактически в заявленный ответчиком период с января 2020 года по сентябрь 2020 года проживала семья Самойленко Е.П, кто производил оплату жилищно - коммунальных услуг по адресу фактического проживания семьи Самойленко Е.П. и были ли реализованы семьей Самойленко Е.П. в течение всего периода фактического проживания по иным адресам, кроме как по адресу; "адрес" меры социальной поддержки в виде получения компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг в размере и порядке, предусмотренном Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 года N13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
При установлении фактического проживания семьи Самойленко Е.П. в период с января 2020 года по сентябрь 2020 года по адресу: "адрес" при предоставлении доказательств оплаты Самойленко Е.П. и членами его семьи жилищных услуг и коммунальных услуг за указанное жилое помещение, судам первой и апелляционной инстанций необходимо установить наличие как такового неосновательного обогащения на стороне ответчика, учитывая целевую направленность и расходование денежных средств получателем социальной услуги именно на оплату жилищных услуг и коммунальных услуг, уплачиваемых за помещение по адресу "адрес".
Также судебная коллегия не может согласиться с решениями судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания с ответчика суммы ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1, 5 до 3 дет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования за период с 1 февраля 2020 года по 3 октября 2020 г. в размере 33 269, 65 рублей.
Согласно подпрограмме "Социальная поддержка семей, имеющих детей" в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N507-п предусмотрено предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1, 5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - ЕДВ).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1, 5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N507-п (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N507-п) право на ЕДВ имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей) студенческой семьи, одинокая мать либо опекун, воспитывающий ребенка одинокой матери (далее - заявитель), совместно проживающие с ребенком в возрасте от 1, 5 до 3 лет и не получающие в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой, детям которых временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования из семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края.
ЕДВ предоставляется и выплачивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N507-п, ЕДВ предоставляется краевым государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения" (его территориальным отделением) (далее - уполномоченное учреждение) при наличии в муниципальном органе управления образования по месту жительства заявителя и ребенка очерёдности для определения в ООДО.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N507-п к заявлению для предоставления ЕДВ заявители прилагают следующие документы;
- копии документов, подтверждающих факт проживания заявителя на территории Красноярского края и его совместного проживания с ребенком (детьми);
- свидетельства о регистрации по месту жительства ребенка, не достигшего 14-летнего возраста (предоставляется по собственной инициативе);
- вступившего в законную силу решения суда об установлении факта проживания заявителя и (или) ребенка на территории Красноярского края - в случае, если заявитель и (или) ребенок не зарегистрирован по месту жительства на территории Красноярского края.
На основании подпункта 3 пункта 20 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N507-п, выплата ЕДВ прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем смены места жительства заявителем и (или) ребенком (выезд за пределы муниципального образования Красноярского края).
Согласно пункту 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N507-п, заявители в отношении которых принято решение о предоставлении ЕДВ, обязаны уведомить уполномоченное учреждение о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплат ЕДВ, в течение 10 дней со дня наступления таких обстоятельств путем направления соответствующего уведомления. Уполномоченное учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления принимает решение о прекращении выплаты ЕДВ.
Применительно к ЕДВ, выплата которых произведена ТО КГКУ "УСЗН" Березовского района за период с 1 февраля 2020 года по 3 октября 2020 г. в размере 33 269, 65 рублей, суды исходили из недобросовестности действий ответчика по получению указанных выплат, поскольку с 13 января 2020 года Самойленко Е.П. и Самойленко Н.Г. были сняты с регистрационного учета по адресу "адрес" поставлены на учет по адресу: "адрес" с последующей регистрацией по адресу места проживания "адрес".
При этом недобросовестность ответчика суды усмотрели в несообщении ответчиком о факте смены места жительства заявителем и ребенком, что является основанием для прекращения выплаты ЕДВ органом социальной защиты по месту жительства Самойленко Е.П.
Между тем, судами не дана надлежащая оценка доводам ответчика относительно отсутствия у него намерения на незаконное получение указанных выплат, поскольку Самойленко Е.П. полагал, что указанная выплата причитается на ребенка в возврате от 1, 5 до 3 лет независимо от конкретного места жительства при условии его проживания и несовершеннолетнего ребенка на территории Красноярского края и при отсутствии устройства ребенка в государственную (муниципальную) образовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - ООДО).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что суды при разрешении предъявленных истцом требований, заваленных к Самойленко Е.П. о взыскании суммы ЕДВ на ребенка от 1, 5 до 3 лет за период с 1 февраля 2020 года по 3 октября 2020 года в размере 33 269, 65 рублей, не учли то обстоятельство, что указанная выплата, исходя из пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N507-п, предоставляется и выплачивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства на территории Красноярского края.
Учитывая то обстоятельство, что при смене места жительства и регистрации Самойленко Е.П. и его семьи в течение 2020 -2021 г. г. Самойленко Е.П. и его семья не выезжали за пределы территории Красноярского края и не были обеспечены указанной выплатой на ребенка в возрасте от 1, 5 до 3 лет по новому месту жительства и регистрации, а также учитывая то обстоятельство, что ребенок не был устроен в ООДО, судам следовало определить в чем выражается неосновательность приобретения ответчиком указанных выплат, поскольку целевая направленность и материальное право на их получение ответчиком в спорный период не были утрачены.
Также судами не учтено право территориального отделения КГКУ "УСЗН" Березовского района на получение сведений о смене места жительства и регистрации ответчика в порядке информационного взаимодействия в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка возрасте от 1, 5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в государственной (муниципальной) образовательной организации реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N507-п.
Неисполнение указанной обязанности соответствующим территориальным отделением КГКУ "УСЗН" Березовского района Красноярского края свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом социальной защиты своих обязательств по социальному обеспечению граждан, проживающих на территории Красноярского края.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает подлежащими отмене решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 10 ноября 2022 года, а также непосредственно связанное с принятым судом первой инстанции решением по существу спора дополнительное решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 мая 2023 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное в настоящем кассационном определении, рассмотреть заявленные истцом требования, с учетом правильного применения норм материального и процессуального права с учетом фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда города Красноярска от 10 ноября 2022 г, дополнительное решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 июля 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Свердловский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.