Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Катанаевой А.С., судей Семейкиной С.А., Колпаковой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-292/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛИОЛХИМ" об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 30 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "АЛИОЛХИМ" (далее-ООО "АЛИОЛХИМ") обратилось с административным иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N.
Административный истец, считая оспариваемую кадастровую стоимость объекта недвижимости значительно превышающей его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости, просит установить кадастровую стоимость равной его рыночной, определенной в отчете об оценке.
Решением Ставропольского краевого суда от 30 августа 2023 г. исковые требования ООО "АЛИОЛХИМ" удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка - с кадастровым номером N, площадью 8442 кв.м, вид разрешенного использования - для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2022 г. в размере "данные изъяты" рублей.
С министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскана в пользу Автономной некоммерческой организации судебно-экспертное бюро "ПРОФИ" стоимость проведенной судебной оценочной экспертизы в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Министерство имущественных отношений Ставропольского края подало апелляционную жалобу, в которой указал, что считает решение суда незаконным, необоснованным, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению апеллянта, кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.
Не соглашаясь с положенным в основу решения суда заключением эксперта, представитель департамента в апелляционной жалобе полагает, что оно является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку выполнено с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещались электронной и заказной почтой, а также путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте суда.
Учитывая, надлежащее извещение указанных лиц, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в силу части 1 статьи 245 КАС РФ административный истец ООО "АЛИОЛХИМ", будучи собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, площадью 8442 кв.м, вид разрешенного использования - для использования под промышленными объектами, расположенного по адресу: "адрес", является плательщиком налоговых платежей, размер которых зависит от кадастровой стоимости и вправе оспаривать установленную кадастровую стоимость.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 г. определена в размере "данные изъяты" рублей.
Оспаривая в судебном порядке установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость, административным истцом в подтверждение рыночной стоимости был представлен отчет об оценке ООО "Аманейдж" N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 г. в размере "данные изъяты" рублей.
В соответствии с нормами, регламентирующими требования к содержанию и составлению отчета об оценке, установленные статьей 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Руководствуясь вышеназванными нормами, исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 23 Постановления N 28, изучив предоставленный отчет оценщика, суд первой инстанции обоснованно отклонил его как недостоверный, ввиду его несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами.
С целью проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также расчета рыночной стоимости в случае, если отчет не соответствует федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, судом первой инстанции верно был сделан вывод о необходимости назначения судебной оценочной экспертизы.
В соответствии с заключением эксперта ФИО4 (сотрудника АНО СЭБ "ПРОФИ") от 10 августа 2023 г. N64 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 г. составила в размере "данные изъяты" рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости, правомерно решил, что определенная рыночная стоимость является достоверной и определилее размер на основании заключения судебной экспертизы.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда правильными.
Судом первой инстанции верно установлено, что заключение судебной оценочной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Закону об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка мотивированно определялась экспертом с использованием сравнительного подхода.
Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами-аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы. Отобранные экспертом объекты-аналоги представлены в соответствующей таблице.
Согласно пункту 22 ФСО N 7 в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.
Экспертом верно определен сегмент рынка земельного участка - с кадастровым номером N площадью 8442 кв.м, с учётом вида разрешенного использования - для использования под промышленными объектами.
Для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, используются, в том числе, следующие элементы сравнения: вид использования и (или) зонирование; физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, соотношение площади земельного участка; другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость.
При применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.
Оценка недвижимости основывается на принципах обоснованности и проверяемости (пункт 25 ФСО N 7).
Как следует из текста и описания проведенного исследования, при определении окончательной рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода, эксперт надлежащим образом использовал факторы, которые наиболее полно описывают отличия и сходные признаки исследуемого объекта, с последовательным проведением корректировок. Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.
Так, экспертом в сравнительном подходе приняты корректировки на торг, состав передаваемых прав, общую площадь, экономические характеристики, коммуникации, наличие свободного подъезда, размер которых был подробно разъяснен в тексте заключения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия также приходит к выводу, что экспертом все подобранные корректировки были подробно обоснованы.
Исследовав материалы дела, допросив эксперта ФИО4, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований в соответствии с результатами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы. При этом обоснование отклонения возражений административного ответчика, повторяющихся в доводах апелляционной жалобы относительно выбора корректировок на асфальтирование, подъездные пути, близость к автомагистрали, подробно описаны в тексте судебного акта.
Необходимость применения корректировок или отказ от их применения сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывают.
В заключении представлена вся необходимая и проверяемая информация, идентифицирующая количественные и качественные характеристики объектов, анализ рынка, в том числе сегментов рынка, к которым относится объект оценки, а также имеется достаточная информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость. К заключению приложены скриншоты объявлений, имеются надлежащие ссылки, приложены копии распечаток, позволяющие делать выводы о достоверности рыночных предложений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда, основанные на заключении эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы и не содержат противоречий.
Эксперт обладает достаточной степенью квалификации, отвечающей требованиям законодательства об оценочной деятельности, в соответствии с положениями абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности, в материалах дела имеются сведения об обязательном страховании его гражданской ответственности как оценщика, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем есть соответствующая расписка, в связи с чем оснований для признания подготовленного им заключения недопустимым доказательством не имеется (статья 61 КАС РФ).
Каких-либо допустимых и относимых сведений, опровергающих рыночную стоимость, установленную в судебном порядке, автором апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции представлено не было. Оснований для назначения по делу повторной, дополнительной судебной оценочной экспертизы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Формальное несогласие ответчика с расчётом величины рыночной стоимости, не является основанием для вывода, что рыночная стоимость определена неверно.
В этой связи необходимо отметить, что целью настоящего судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление стоимости в размере рыночной, с учетом всех индивидуальных характеристик объекта недвижимости, что прямо предусмотрено нормами действующего законодательства. При этом допустимые различия в методах оценки кадастровой и рыночной стоимости, а также допущения, касающиеся индивидуальных характеристик объекта оценки, по-разному учитывающиеся при проведении оценки, делают неизбежными определенные расхождения между результатами разных оценок.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что в результате установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости произошло значительное снижение размера кадастровой стоимости, повлиявшее на наполняемость бюджета, неубедительны, так как возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормами действующего законодательства и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
При разрешении требования о возмещении судебных расходов по проведению судебной экспертизы, суд первой инстанции правильно исходил из фактически установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств и руководствовался частью 1 статьи 103 КАС РФ, пунктом 1 статьи 106 КАС РФ, положениями статьи 111 КАС РФ, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, правовыми позициями, закрепленными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. N 20-П и применительно к спорному объекту недвижимости сделал обоснованный вывод о том, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью указанного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость.
Таким образом, выявленные особенности кадастровой стоимости объекта недвижимости свидетельствовали об ошибочности, незаконности ранее состоявшейся кадастровой оценки и о нарушении прав лица, которому соответствующий объект недвижимости принадлежит. Допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью не укладывалось в приемлемый диапазон расхождений. Соответственно судебные расходы, связанные с производством экспертизы, следует отнести на административного ответчика.
Устанавливая обоснованность размера расходов затраченных на проведение судебной оценочной экспертизы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что стоимость экспертного часа, указанная в калькуляции, представленной экспертным учреждением, не превышает стоимости экспертного часа, установленного для государственного экспертного учреждения.
Судом апелляционной инстанции отмечается также и то, что размер истребованных экспертами судебных расходов подтвержден соответствующими расчетами и финансово-экономическим обоснованиями.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, поскольку решение суда принято при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 30 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 КАС РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.