Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Удод Е.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-295/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционным жалобам министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации г. Ессентуки Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 12 сентября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, возражения по доводам апелляционных жалоб представителя административного истца ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "Тандер" обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, указав в обоснование, что установленная кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость объектов, что приводит к необоснованному увеличению налоговых платежей.
Обжалуемым решением Ставропольского краевого суда от 12 сентября 2023 года заявленный административный иск удовлетворен. По состоянию на 1 января 2022 года в размере рыночной стоимости установлена кадастровая стоимость следующих земельных участков:
с кадастровым номером N:77 - 41 426 000 руб, с кадастровым номером N:22 - 7 028 000 руб, с кадастровым номером N:230 - 5 799 000 руб, с кадастровым номером N:292 - 8 627 000 руб, с кадастровым номером N:48 - 7 084 000 руб, с кадастровым номером N:22 - 5 951 000 руб, с кадастровым номером N:137 - 9 955 000 руб, с кадастровым номером N:74 - 3 078 000 руб, с кадастровым номером N:16 - 5 115 000 руб, с кадастровым номером N:22 - 6 153 000 руб, с кадастровым номером N:20 - 40 903 000 руб, с кадастровым номером N:13 - 94 798 000 руб, с кадастровым номером N:9 - 15 730 000 руб, с кадастровым номером N:507 - 72 502 000 руб.
Решением датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости определено считать 31 мая 2023 года. В пользу общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Аргумент" взысканы расходы по проведению судебной экспертизы с административного истца - 770 000 руб, с административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края - 65 000 руб.
Министерством имущественных отношений Ставропольского края подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что судебные издержки подлежат возложению на административного истца. Приводит доводы о несогласии с результатами судебной оценочной экспертизы по делу.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо администрация г. Ессентуки Ставропольского края просит решение суда отменить в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N:137, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Также приводит доводы о несогласии с результатами судебной оценочной экспертизы по делу.
Относительно доводов апелляционных жалоб представителем административного истца ФИО8 представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав представителя административного истца, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником земельных участков, кадастровая стоимость которых им оспаривается.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 ноября 2022 года N 1215 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" по состоянию на 1 января 2022 года установлена кадастровая стоимость земельных участков:
с кадастровым номером N:77 в размере 77 878 623, 55 руб, с кадастровым номером N:22 в размере 7 766 616, 18 руб, с кадастровым номером N:230 в размере - 6 493 742, 72 руб, с кадастровым номером N:292 в размере - 9 822 945, 54 руб, с кадастровым номером N:48 в размере - 9 691 342, 5 руб, с кадастровым номером N:22 в размере - 10 260 887, 51 руб, с кадастровым номером N:137 в размере - 22 352 026, 95 руб, с кадастровым номером N:74 в размере - 5 203 425, 92 руб, с кадастровым номером N:16 в размере - 7 342 482, 16 руб, с кадастровым номером N:22 в размере - 7 357 454, 25 руб, с кадастровым номером N:20 в размере - 53 316 785, 52 руб, с кадастровым номером N:13 в размере - 186 806 109, 6 руб, с кадастровым номером N:9 в размере - 25 415 600 руб, с кадастровым номером N:507 в размере - 86 089 140 руб.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный истец представил отчеты об определении рыночной стоимости недвижимого имущества, составленные частнопрактикующим оценщиком ФИО5, согласно которым рыночная стоимость объектов по состоянию на 01 января 2022 года составила:
с кадастровым номером N:77 ? 43 993 950 руб. (отчет N К-23-39-15 от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:22 ? 3 346 600 руб. (отчет N К-23-17-17 ДСРФ от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:230 - 3 433 600 руб. (отчет N К-23-17-17 ДСРФ от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:292 ? 4 703 800 руб. (отчет N К-23-17-17 ДСРФ от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:48 ? 5 757 500 руб. (отчет N К-23-39-19 от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:22 - 4 086 100 руб. (отчет N К-23-17-22 ДСРФ от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:137 - 6 812 100 руб. (отчет N К-23-17-22 ДСРФ от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:74 - 2 337 280 руб. (отчет N К-23-17-22 ДСРФ от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:16 - 4 157 150 руб. (отчет N К-23-39-19 от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:22 - 2 914 500 руб. (отчет N К-23-39-19 от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:20 - 16 770 240 руб. (отчет N К-23-17-21ДСРФ от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:13 - 100 089 000 руб. (отчет N К-23-39-18 от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:9 - 14 350 000 руб. (отчет N К-23-17-20ДСРФ от 23 мая 2023 года), с кадастровым номером N:507 - 41 580 000 руб. (отчет N К-23-17-16ДСРФ от 15 мая 2023 года).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчеты об оценке, суд первой инстанции определением от 30 июня 2023 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой было поручено ООО "Юридическое агентство "Аргумент".
Согласно заключениям эксперта ООО "Юридическое агентство "Аргумент" ФИО6 от 18 августа 2023 года N N 50/1-Э/08/2023, 50/2-Э/08/2023, 50/3-Э/08/2023, 50/4-Э/08/2023, 50/6-Э/08/2023, 50/7-Э/08/2023, 50/8-Э/08/2023, 50/9-Э/08/2023 рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2022 года составила:
с кадастровым номером N:77 - 41 426 000 руб, с кадастровым номером N:22 - 7 028 000 руб, с кадастровым номером N:230 - 5 799 000 руб, с кадастровым номером N:292 - 8 627 000 руб, с кадастровым номером N:48 - 7 084 000 руб, с кадастровым номером N:22 - 5 951 000 руб, с кадастровым номером N:137 - 9 955 000 руб, с кадастровым номером N:74 - 3 078 000 руб, с кадастровым номером N:16 - 5 115 000 руб, с кадастровым номером N:22 - 6 153 000 руб, с кадастровым номером N:20 - 40 903 000 руб, с кадастровым номером N:13 - 94 798 000 руб, с кадастровым номером N:9 - 15 730 000 руб, с кадастровым номером N:507 - 72 502 000 руб.
Оценив заключения эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, допросив эксперта, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта. Данные заключения содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.
Экспертом в заключениях приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчеты рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Проверяя доводы апелляционных жалоб о допущенных экспертом нарушениях норм действующего законодательства при определении рыночной стоимости объектов недвижимости, суд апелляционной инстанции учитывает показания эксперта ФИО6 при допросе в суде первой инстанции и его письменные пояснения, представленные суду первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы министерства имущественных отношений Ставропольского края повторяют возражения представителя ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", представленные им же в суд первой инстанции, по которым эксперт представил письменные пояснения и был допрошен. Всем возражениям, в том числе по площади и видам разрешенного использования аналогов в отношении земельного участка с кадастровым номером N:137, дана оценка в оспариваемом решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.
Относительно довода апелляционной жалобы администрации г. Ессентуки Ставропольского края о несоответствие отобранных объектах-аналогах среднему уровню ценового диапазона земельного участка с кадастровым номером N:137, экспертом приведено обоснование применения объектов-аналогов в ходе проведенного анализа рынка, представлен подробный расчет применения корректировок на площадь, на вид разрешенного использования, на торг. Экспертом в качестве аналогов выбраны наиболее сопоставимые предложения, к которым применены необходимые корректировки.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости, кроме заключений судебной оценочной экспертиз не имеется, учитывая, что данными заключениями подтвержден размер рыночной стоимости земельных участков, соглашается с выводами суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости в указанном в судебном акте размере.
Распределяя судебные расходы, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями главы 10 КАС РФ, пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и пришел к верным выводам о распределении судебных расходов между административным истцом и административным ответчиком министерством имущественных отношений Ставропольского края, как органом, утвердившим результаты определения оспариваемой кадастровой стоимости.
Разрешая вопрос о возмещении понесенных судебных расходов в отношении земельного участка с кадастровым номером N:137, суд первой инстанции, исходя из фактических обстоятельств дела, обоснованно принял во внимание существенное отличие установленной судом рыночной стоимостью земельного участка (9 955 000 руб.) и его кадастровой стоимостью (22 352 026, 95 руб.), то есть более, чем в два раза, что применительно к обстоятельствам настоящего дела позволяет сделать вывод о том, что имеющееся расхождение не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, является свидетельством ошибки, которая привела к нарушению прав административного истца, и правомерно взыскал с административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края 65 000 руб. в соответствии с калькуляцией затрат и счета на оплату N 56/5 от 23 августа 2023 года.
Судебные расходы в размере 770 000 руб. обоснованно возложены на административного истца, поскольку установленное судом расхождение между кадастровой стоимостью остальных объектов недвижимости и определенной судом рыночной стоимостью составило от 10 до 49 %, что само по себе не свидетельствует о наличии явных ошибок формирования методики определения кадастровой стоимости или ее применения к конкретному объекту недвижимости. Такое расхождение не является тем существенным превышением кадастровой стоимости над установленной судом рыночной стоимостью, которое свидетельствует об ошибке, допущенной в отношении объектов недвижимости при проведении массовой кадастровой оценки, повлекшей нарушение конституционных прав и свобод административного истца.
Выявленное отклонение могло быть обусловлено, в первую очередь, использованием экспертом при определении рыночной стоимости объектов оценки информации, их индивидуализирующей, которая не могла быть учтена при проведении массовой государственной кадастровой оценки.
Вопреки доводам апелляционных жалоб о незаконности судебного решения и необходимости его отмены либо изменения суд апелляционной инстанции находит выводы суда обоснованными и не подлежащими переоценке.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации г. Ессентуки Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.