Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В., при помощнике судьи Колесниковой Е.Д., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Краснянского Р.Ю. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 марта 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Краснянского Р.Ю. (паспорт гражданина РФ ХХ ХХ ХХХХХХ) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области" (ОГРН ХХХХХХХХХХХХХ), Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области" (ОГРН ХХХХХХХХХХХХХ) об обязании произвести перерасчет выслуги лет на пенсию по льготным основаниям, перерасчет пенсии отказать;
УСТАНОВИЛА:
Краснянский Р.Ю. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Московской области", ФКУ "УФО МО РФ по городу Москве и Московской области" об обязании произвести перерасчет выслуги лет на пенсию по льготным основаниям, перерасчет пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Военным комиссариатом Московской области с 25 декабря 2013 года ему назначена пенсия из расчёта за 24 года выслуги лет, размер которой, по мнению истца, занижен, поскольку выслуга лет исчислена ответчиками неверно. По расчетам истца с учетом исчисления периодов военной службы, льготного исчисления выслуги лет в связи с выполнением задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах из расчета один месяц военной службы за три месяца, льготного исчисления выслуги лет в связи с участием в контртеррористической операции из расчета один месяц военной службы за три месяца, его общая выслуга лет в льготном исчислении составляет 33 года 10 месяцев 27 дней, в связи с чем Военному комиссариату Московской области необходимо произвести перерасчет общей выслуги лет для назначения пенсии по льготным основаниям исходя из указанной продолжительности.
Истец просил суд обязать ФКУ "Военный комиссариат Московской области", ФКУ "УФО МО РФ по городу Москве и Московской области" произвести перерасчет общей выслуги лет на пенсию Краснянского Р.Ю. по льготным основаниям из расчета 33 года 10 месяцев 27 дней; обязать ФКУ "Военный комиссариат Московской области", ФКУ "УФО МО РФ по городу Москве и Московской области" произвести перерасчет пенсии с момента назначения с 25 декабря 2013 года.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал, представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Московской области" исковые требования не признал, представитель ответчика ФКУ "УФО МО РФ по городу Москве и Московской области" в судебное заседание не явился, извещен.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит истец Краснянский Р.Ю. в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, разрешив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося истца Краснянского Р.Ю, представителей ответчиков ФКУ "Военный комиссариат Московской области", ФКУ "УФО МО РФ по городу Москве и Московской области", извещенных о слушании дела, выслушав представителя истца Лисый Д.Ф, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы истца, изученным материалам дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14 июля 2014 года ФКУ "УФО МО РФ по городу Москве и Московской области" майору Краснянскому Р.Ю. был составлен расчет выслуги лет для назначения пенсии, согласно которому исчисленная общая выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на дату его увольнения с военной службы - 24 декабря 2013 года составила 24 года 2 месяца 12 дней.
На основании данного расчета военным комиссариатом Московской области была назначена пенсия истцу с 25 декабря 2013 года.
В связи с поступившим 5 сентября 2022 года обращением Краснянского Р.Ю. по вопросу пересмотра выслуги лет на пенсию ФКУ "УФО МО РФ по городу Москве и Московской области" было повторно запрошено из военного комиссариата Московской области его пенсионное (личное) дело и на основании материалов, дополнительно приобщенных к личному делу, 7 октября 2022 года составлен новый расчет выслуги лет на пенсию, по которому общая выслуга лет на 24 декабря 2013 года составила 24 года 4 месяца 3 дня.
Согласно новому расчету в выслугу лет для назначения пенсии Краснянскому Р.Ю. были зачтены периоды его военной службы:
- в календарном исчислении с 1 августа 1989 года по 13 ноября 1991 года и с 1 августа 1993 года по 24 декабря 2013 года, всего 22 года 8 месяцев 5 дней;
- на льготных условиях (один день службы за три дня) время непосредственного участия в контртеррористической операции: с 11 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года -21 день, и с 1 февраля 2000 года по 13 февраля 2000 года - 13 дней, всего 0 лет 1 месяц 4 дня, зачтено 0 лет 2 месяца 8 дней;
- на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) прохождение военной службы в войсковых частях, входивших в состав Временной оперативной группировки, за периоды: с 31 июля 1997 года по 24 мая 1998 года - в войсковой части 66431; с 29 января 1999 года по 20 апреля 2001 года (за исключением периодов с 10 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года - 21 день, и с 1 февраля 2000 года по 13 февраля 2000 года - 13 дней, которые были зачтены в выслугу из расчета один день службы за три дня) - в войсковой части 01860, всего 2 года 11 месяцев 11 дней, зачтено 1 год 5 месяцев 20 дней.
При этом периоды службы, включенные в календарном исчислении, установлены на основании оформленного установленным порядком послужного списка личного дела.
Периоды непосредственного участия в контртеррористической операции с 11 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года, с 1 февраля 200 года по 13 февраля 2000 года подтверждены приобщенными к личному делу: копией приказа командира войсковой части 01860 от 5 января 2000 года N 4, выданной Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации 1 декабря 2021 года, согласно которому Краснянский Р.Ю. принимал участие в боевых действиях в населенном пункте Самашки (Чеченская Республика) в период с 10 по 31 декабря 1999 года; копией наградного листа для награждения медалью "За отвагу" от 29 февраля 2000 года, согласно которому Краснянский Р.Ю. принимал участие в боевых действиях в Урус-Мартановском районе Чеченской республики в период с 1 по 13 февраля 2000 года.
Периоды службы в составе Временной оперативной группировки сил с 31 июля 1997 года по 24 мая 1998 года, с 29 января 1999 года по 20 апреля 2001 года (за исключением вышеуказанных) подтверждены оформленными установленным порядком записями в послужном списке личного дела (стр. 9), а также копиями приказов командиров войсковых частей 66431 и 01860.
Разрешая исковые требования Краснянского Р.Ю. об обязании произвести перерасчет выслуги лет и перерасчет размера пенсии, суд первой инстанции правильно руководствовался ч. 1 подп. "е" п. 3 Постановлени я Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 года N 535 "О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам внутренних дел и военнослужащим, выполнявшим задачи в составе Военной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона", п. 2 Постановлени ем Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" и, исходил из того, что период военной службы исчисляется в льготном порядке только при наличии следующих оснований: изданных приказов командиров воинских частей о выполнении в этот период задач в особых условиях, утвержденных соответствующим военачальником; отнесении в установленном порядке соответствующих местностей, в которых военнослужащие проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение или к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства Российской Федерации; включении воинской части в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
С учетом указанного, дав оценку представленным сторонами доказательствам, проверив правильность составленного расчета выслуги лет, суд пришел к обоснованному выводу о том, что выслуга лет на пенсию Краснянскому Р.Ю. исчислена в соответствии с действующим законодательством, доводы искового заявления основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований об обязании произвести перерасчет выслуги лет на пенсию по льготным основаниям, перерасчет пенсии не имеется.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием соглашается.
В доводах апелляционной жалобы, повторяющих основания искового заявления, истец указывает на то, что следует произвести перерасчет выслуги лет с учетом календарного исчисления периодов военной службы с 01.08.1989 по 01.02.1990, с 01.02.1990 по 13.11.1991, с 01.08.1993 по 21.06.1997, с 18.12.2002 по 20.11.2009, с 20.11.2009 по 10.09.2012, с 10.09.2012 по 30.04.2013, с 30.04.2013 по 24.12.2013.
Между тем, согласно представленному расчету выслуги лет указанные периоды продолжительностью 22 года 8 мес. 5 дней включены в выслугу лет в бесспорном порядке.
Также как и включено в льготном исчислении (один день службы за три дня) указанное истцом время непосредственного участия в контртеррористической операции с 11.12.1999 по 31.12.1999.
Относительно периодов с 21.06.1997 по 02.09.1997, с 02.09.1997 по 11.03.1998, с 11.03.1998 по 25.11.1998, с 25.11.1998 по 06.04.2001, с 06.04.2001 по 18.12.2002, которые, по мнению истца, подлежат включению в выслугу лет в льготном исчислении как один месяц службы за три месяца в связи с прохождением военной службы на территории, прилегающей к зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 г. N 4328-1, с ссылками на приказы командиров воинских частей, выписку из послужного списка, судебная коллегия полагает доводы истца в данной части необоснованными с учетом следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчета выслуги лет один месяц военной службы за три месяца.
Положения указанного Закона были распространены Федеральным законом от 16 мая 1995 года N 75-ФЗ на лиц рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
При этом Правительству Российской Федерации было поручено определить зону вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения лицами рядового и начальствующего состава задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 июня 1994 года N 229 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280" установлено, что Перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению заместителя Министра - командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел России и начальника Штаба Министерства внутренних дел России.
Между тем доказательства, свидетельствующие о выполнении истцом соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в спорные периоды, в материалах дела отсутствуют.
Представленная истцом выписка из послужного списка с ссылками на приказы о зачислении в распоряжение командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, назначении на должность, указанные обстоятельства не подтверждает, поскольку само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом на странице 9 послужного списка имеются записи о периодах прохождения службы в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-кавказского региона с указанием на исчисление выслуги лет один месяц службы за полтора месяца в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 года N 535, Указом Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. N055, подтвержденных копиями приказов командиров войсковых частей 66431 и 01860, которые включены в расчет выслуги лет в льготном исчислении.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что выслуга лет Краснянскому Р.Ю. ответчиком рассчитана верно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет выслуги лет, перерасчет пенсии.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств, субъективному толкованию норм права, повторению изложенной в суде первой инстанции правовой позиции и не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краснянского Р.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.