Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО компания "Норд", ООО "Страз", ООО ИТЦ "ОРЭКЛ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО компания "Норд", ООО "Страз", ООО ИТЦ "ОРЭКЛ" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5.
В административном исковом заявлении заявители просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Центральное бюро оценки", а именно в размере 51 488 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 23 257 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 8 596 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 74 297 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 73 005 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются собственниками нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 111 861 630 рублей 80 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 32 969 645 рублей 44 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 17 020 260 рублей 31 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 143 732 482 рублей 81 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 164 350 510 рублей 62 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5.
Поскольку заявители являются собственниками нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административных истцов ООО компания "Норд", ООО "Страз", ООО ИТЦ "ОРЭКЛ" Романов Р.Н. с выводами судебной оценочной экспертизы согласился.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные возражения относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу ООО компания "Норд" принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, административному истцу ООО "Страз" принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами ОКС3, ОКС4, административному истцу ООО ИТЦ "ОРЭКЛ" принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером ОКС5, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 111 861 630 рублей 80 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 32 969 645 рублей 44 копеек, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 17 020 260 рублей 31 копейки, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 143 732 482 рублей 81 копейки, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 164 350 510 рублей 62 копеек.
Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых помещений уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО компания "Норд", ООО "Страз", ООО ИТЦ "ОРЭКЛ" как плательщиков налогов.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административные истцы 29 декабря 2022 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО компания "Норд", ООО "Страз", ООО ИТЦ "ОРЭКЛ" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений представили в суд отчеты, подготовленные ООО "Центральное бюро оценки", в которых рыночная стоимость объектов по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 51 488 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 23 257 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 8 596 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 74 297 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 73 005 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ "БТИ Московской области".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленные административными истцами, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Действительная рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2021 года по результатам судебной экспертизы определена в размере 87 899 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 37 102 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 12 271 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 112 922 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 118 459 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителями отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Центральное бюро оценки", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки.
При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика о том, что ООО компания "Норд", ООО "Страз", ООО ИТЦ "ОРЭКЛ" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ; проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС3, ОКС4, ОКС5 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2021 года.
Между тем, учитывая, что определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 превышает его кадастровую стоимость, а также принимая во внимание, что исходя из общих принципов действующего законодательства правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях защиты его прав, не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного нежилого помещения отвечает интересам заявителя, в то время как установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей первоначальную кадастровую стоимость, нарушит права административного истца. В такой ситуации суд отказывает административному истцу ООО компания "Норд" в удовлетворении требований о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителей с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 29 декабря 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением N *. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Согласно представленной калькуляции стоимость проведения экспертизы в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 составила СУММА, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 - СУММА, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 - СУММА, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 - СУММА, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 - СУММА.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
Определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой на 21%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 отличается на 27, 9%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 отличается на 21, 4%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 отличается на 27, 9%, то есть менее 30%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленные в материалы дела отчеты признаны недостоверными, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителей по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС3, ОКС4, ОКС5 ошибках; а также исходя из того, что в удовлетворении требований о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 отказано, в связи с чем и по правилам ч. 1 ст. 111 КАС РФ все понесенные по делу судебные расходы в отношении данного помещения подлежат возложению на заявителя, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административных истцов в пользу Департамента городского имущества г. Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в отношении принадлежащих каждому из заявителей помещений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 87 899 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 12 271 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 112 922 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 118 459 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2022 года.
В удовлетворении требований ООО компания "Норд" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, отказать.
Взыскать в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы с ООО компания "Норд" (ИНН) в размере СУММА, с ООО "Страз" (ИНН) в размере СУММА, с ООО ИТЦ "ОРЭКЛ" (ИНН) в размере СУММА (получатель:).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.