Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником Кретовым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3798/2023 по административному исковому заявлению ООО "И.Б.Л. Тринар", ООО "Терра-Инвест", ООО "Вертикаль", ООО "Бета-Инвест", Ломакина Игоря Юрьевича, ООО "Компания МВК", ООО "Диалог-Сервис", ООО "Лидер-Альянс", ООО "Горизонт", ООО "ДК Реал Эстейт", ООО "СКАЙОФИС", ООО "АЛКОН", ООО "Интера-Сервис", ООО "Фесг.Сервис-групп", ООО "Венеция-2000", ООО "Аксион", ООО "Сириус" об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость помещений с кадастровыми номерами ---, а также земельных участков с кадастровыми номерами ---- равной рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке, составленным ООО "ФИНКОНСАЛТ-ЦЕНТР" N 12-21/65 от 16 ноября 2022 года.
В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками помещений. В соответствии со ст.373, ст.400 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество организаций и физических лиц в отношении принадлежащих ему помещений, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Также административные истцы являются арендаторами земельных участков. В соответствии постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 года размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административных истцов.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена по состоянию на 01 января 2021 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года".
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимому оценщику ООО "ФИНКОНСАЛТ-ЦЕНТР" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно отчету об оценке N 12-21/65 от 16 ноября 2022 года рыночная стоимость помещений и земельного участка на дату установления их кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административные истцы обратились с иском в Московский городской суд.
Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее административное дело, изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке") кадастровая стоимость представляет собой стоимость объекта недвижимости, определенную в порядке, предусмотренном данным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 закона.
В силу статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат помещения с кадастровыми номерами --- что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости. Административные истцы в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", главы 32 Налогового кодекса РФ являются плательщиками налога на имущество физических лиц и организаций и в отношении помещений уплачивают налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости.
Также на праве аренды административным истцам принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами ---. В соответствии постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25 апреля 2006 года размер арендной платы за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость помещений и земельных участков утверждена по состоянию на 01 января 2021 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года". С установленной кадастровой стоимостью объектов недвижимости административные истцы не согласны. Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке, составленный ООО "ФИНКОНСАЛТ-ЦЕНТР" N 12-21/65 от 16 ноября 2022 года.
Представитель административного ответчика в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истцов, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства. Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости и в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда по настоящему делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУ БТИ Московской области.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Рыночная стоимость по результатам судебной экспертизы определена экспертом в следующем размере:
- земельного участка с кадастровым номером --- в размере 220 706 073 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- в размере 132 673 010 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 325 437 991 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 115 003 410 рублей, - помещения с кадастровым номером -- в размере 130 773 298 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 127 966 509 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 136 220 445 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 241 326 648 рублей.
- помещения с кадастровым номером --- в размере 30 716 101 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 90 122 677 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 43 160 628 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 41 512 498 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 20 823 951 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 29 621 294 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 5 539 747 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 241 326 648 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 117 143 071 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 126 558 784 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 18 739 659 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 75 477 604 рублей, - помещения с кадастровым номером -- в размере 10 206 088 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 82 979 599 рублей, - помещения с кадастровым номером -- в размере 10 118 153 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 68 030 174 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 75 496 817 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 75 976 908 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 18 739 659 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 75 650 490 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 74 977 858 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 75 496 817 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 10 281 379 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 10 256 290 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 38 663 466 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 35 929 309 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 9 979 764 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 25 178 782 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 41 569 716 рублей, - помещения с кадастровым номером --- в размере 18 739 659
рублей.
Стороны с результатом судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, представитель Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы возражений к заключению эксперта не представил. Представитель административных истцов направил в Московский городской суд возражения к заключению эксперта. Судом от эксперта истребованы письменные пояснения. В направленных в адрес суда пояснениях эксперт убедительно и подробно ответил на возражения представителя административного истца, письменные пояснения приобщены судом к материалам дела. Из представленных пояснений эксперта видно, что замечания к экспертному заключению не нашли своего подтверждения. Предусмотренных ст.83 КАС РФ оснований для назначения по делу повторной экспертизы, дополнительной экспертизы, не установлено, само по себе несогласие стороны с определенной экспертом рыночной стоимостью объектов недвижимости не является основанием для назначения по делу повторной или дополнительной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь сторонами каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются. С учетом изложенного, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами ---- должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
В отношении иных объектов недвижимости суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку рыночная стоимость объектов недвижимости определена выше кадастровой стоимости.
Рассматривая требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости помещений на основании отчета об оценке, суд считает, что указанный отчет не может быть положен в основу решения, поскольку опровергнут результатами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, назначенной судом, при производстве которой, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, из выводов которой следует, что указанный отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Учитывая, что определенная экспертом рыночная стоимость помещений превышает их кадастровую стоимость, а также принимая во внимание, что правовое положение административных истцов как плательщика налога на имущество при рассмотрении спора, возбужденного в целях уменьшения налоговой нагрузки, не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость помещений отвечает интересам административных истцов, в то время как установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей кадастровую стоимость, нарушит права административных истцов как налогоплательщиков, поскольку приведет к увеличению налоговой нагрузки.
В этой связи, суд отказывает в удовлетворении требований административных истцов об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной спорных объектов недвижимости, за исключением объектов недвижимости с кадастровыми номерами ---- рыночная стоимость которых ниже кадастровой стоимости в диапазон от 2 до 20%.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 19 декабря 2022 года.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ---.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2021 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 220 706 073 рублей, - земельного участка с кадастровым номером --- по адресу: Москва, --- в размере 132 673 010 рублей, - помещения с кадастровым номером --- по адресу: Москва, проспект --- в размере 325 437 991 рублей, - помещения с кадастровым номером --- по адресу: Москва, проспект ---в размере 115 003 410 рублей, - помещения с кадастровым номером --- по адресу: Москва, проспект ---в размере 130 773 298 рублей, - помещения с кадастровым номером --- по адресу: Москва, проспект --- в размере 127 966 509 рублей, - помещения с кадастровым номером --- по адресу: Москва, проспект --- в размере 136 220 445 рублей, - помещения с кадастровым номером --- по адресу: Москва, проспект --- в размере 241 326 648 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2022 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.