Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-431/2023) по кассационной жалобе ФСИН России на решение Онежского городского суда Архангельской области от 10 мая 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 сентября 2023г. (N33а-5872/2023) по административному иску Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области", УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование указал, что по результатам анализа исполнения администрацией ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области внесенных прокурором представлений об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации выявлены нарушения, которые не устраняются. Осужденным, содержащимся в отряде со строгими условиями отбывания наказания, не демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю. Отдельно стоящие здания не оборудованы системами охранно-тревожной сигнализации, охранного телевидения. Здание пожарной части не оборудовано сигнализацией на входах и воротах здания, здание помещения приема передач, комнаты ожидания не оборудовано пожарной сигнализацией и охранной сигнализацией на входе в здание. Исправительным учреждением нарушаются требования уголовно-исполнительного законодательства о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях.
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 10 мая 2023г. административный иск прокурора удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, выразившиеся непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно:
- в нарушение п. 4 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006г. N35-ФЗ "О противодействии терроризму", п. 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014г. N1193, отдельно стоящие здания (ангар, овощехранилище, склад деревянный каркасный, ледник, здание гаража на 3 автомобиля) не оборудованы системами охранно-тревожной сигнализации, охранного телевидения; здание пожарной части не оборудовано сигнализацией на входах и воротах здания; здание помещения приема передач, комнаты ожидания не оборудовано пожарной сигнализацией и охранной сигнализацией на входе в здание;
- в нарушение требований ч. 5 ст. 80 УИК РФ, осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, не содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
На ФСИН России возложена обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области для проведения следующих мероприятий в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, а именно:
- для оборудования системами охранно-тревожной сигнализации, охранного телевидения зданий: ангара, овощехранилища, склада деревянного каркасного, ледника, здание гаража на 3 автомобиля; оборудование сигнализацией на входах и воротах здания пожарной части; оборудование пожарной сигнализацией и охранной сигнализацией на входе в здание помещения приема передач, комнаты ожидания;
- для раздельного и отдельного содержания осужденных, больных разными инфекционными заболеваниями, от здоровых осужденных.
На УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" для выполнения следующих мероприятий, а именно:
- для оборудования системами охранно-тревожной сигнализации, охранного телевидения зданий: ангара, овощехранилища, склада деревянного каркасного, ледника, здание гаража на 3 автомобиля; оборудование сигнализацией на входах и воротах здания пожарной части; оборудование пожарной сигнализацией и охранной сигнализацией на входе в здание помещения приема передач, комнаты ожидания;
- для раздельного и отдельного содержания осужденных, больных разными инфекционными заболеваниями, от здоровых осужденных.
ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области обязано в течение 2 (двух) лет с момента вступления решении суда в законную силу, выполнить следующие мероприятия:
- оборудовать системами охранно-тревожной сигнализации, охранного телевидения зданий: ангара, овощехранилища, склада деревянного каркасного, ледника, здание гаража на 3 автомобиля; оборудовать сигнализацией вход и ворота здания пожарной части; оборудовать пожарной сигнализацией и охранной сигнализацией вход в здание помещения приема передач, комнаты ожидания;
- организовать раздельное и отдельное содержание осужденных, больных разными инфекционными заболеваниями, от здоровых осужденных.
В удовлетворении требований Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконным бездействия и об обязании устранить допущенное нарушение по организации осужденным, содержащимся в отряде СУОН, демонстрации кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю; об обязании организовать материально техническое и финансовое обеспечение расходов для выполнения мероприятий по организации осужденным, содержащимся в отряде СУОН, демонстрации кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 сентября 2023г. решение Онежского городского суда Архангельской области от 10 мая 2023г. отменено в части, принято новое решение, которым административный иск прокурора удовлетворен.
Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно: не демонстрации осужденным, содержащимся в отряде со строгими условиями отбывания наказания, кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю; не оборудовании отдельно стоящих зданий (ангар, овощехранилище, склад деревянный каркасный, ледник, здание гаража на 3 автомобиля) системами охранно-тревожной сигнализации, охранного телевидения; не оборудовании здания пожарной части сигнализацией на входах и воротах здания; не оборудовании здания помещения приема передач, комнаты ожидания пожарной сигнализацией и охранной сигнализацией на входе в здание; не содержании осужденных, больных разными инфекционными заболеваниями, раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
На ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность в течение года с даты вступления решения суда в законную силу организовать финансовое и материально-техническое обеспечение, а на ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, а именно:
- организовать демонстрацию осужденным, содержащимся в отряде со строгими условиями отбывания наказания, кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю;
- оборудовать системами охранно-тревожной сигнализации, охранного телевидения зданий: ангара, овощехранилища, склада деревянного каркасного, ледника, здание гаража на 3 автомобиля; оборудовать сигнализацией вход и ворота здания пожарной части; оборудовать пожарной сигнализацией и
охранной сигнализацией вход в здание помещения приема передач, комнаты ожидания;
- организовать раздельное и отдельное содержание осужденных, больных разными инфекционными заболеваниями, от здоровых осужденных.
Об исполнении решения в установленный срок сообщить в суд и Онежскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
В кассационной жалобе ФСИН России просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20 января 2023г. Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения в ФКУ ИК-16 уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения, об устранении которых начальнику исправительного учреждения внесено представление от 31 января 2023г. N17-01- 2023/ПрдпЗ-23-20110026.
В ходе плановой проверки 16 марта 2023г. выявлено, что остаются не устраненными следующие выявленные при проверке в январе 2023г. нарушения: вопреки требованиям части 1 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным, содержащимся в отряде со строгими условиями отбывания наказания, не демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю; в нарушение пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пункта 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014г. N1193, отдельно стоящие здания (ангар, овощехранилище, склад деревянный каркасный, ледник, здание гаража на 3 автомобиля) не оборудованы системами охранно-тревожной сигнализации, охранного телевидения; здание пожарной части не оборудовано сигнализацией на входах и воротах здания; здание помещения приема передач, комнаты ожидания не оборудовано пожарной сигнализацией и охранной сигнализацией на входе в здание; в нарушение требований части 5 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, ВИЧ-инфицированный осужденный ФИО4, ФИО5, страдающий гепатитом, а также осужденный ФИО6, имеющий заболевания гепатит и ВИЧ-инфекция, содержатся совместно со здоровыми осужденными в отряде N, ВИЧ- инфицированные осужденные ФИО7 и ФИО8, а также ФИО9, имеющий заболевания гепатит и ВИЧ-инфекция, содержатся совместно со здоровыми осужденными в отряде N 3.
Согласно ответу начальника ФКУ ИК-16 от 06 марта 2023г. факт наличия выявленных нарушений подтверждается, при этом исправительное учреждение выразило несогласие с нарушениями, обосновав свою позицию тем, что согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94, части 3 статьи 125 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации для вышеуказанной категории осужденных демонстрация кинофильмов и видеофильмов, а также просмотр телепередач не предусмотрены. Для выделения систем охранно-тревожной сигнализации, охранного телевидения, сигнализации, пожарной сигнализации и охранной сигнализации ФКУ ИК-16 неоднократно направлялись заявки в УФСИН России по Архангельской области. В филиалах и здравпунктах для изоляции инфекционных больных или подозрении на инфекционное заболевание, предусмотрены медицинские изоляторы, представляющие собой изолированные помещения для временного проживания, наблюдения и лечения. Осужденные при подозрении на инфекционное заболевание помещаются в такой изолятор до этапирования в филиал "Больница" федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 29 Федеральной службы исполнения наказаний", где имеются специализированные отделения для лечения инфекционных больных, в том числе туберкулезного профиля. При парентеральных инфекциях, к числу которых относятся ВИЧ-инфекция, хронические вирусные гепатиты, не предусмотрена изоляция (раздельное содержание).
Полагая бездействие ФКУ ПК-16, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, незаконным, Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя административный иск частично, суд первой инстанции, руководствуясь Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 6 марта 2006г. N35-ФЗ "О противодействии терроризму", иными нормативными правовыми актами в данной сфере регулирования, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016г. N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", пришел к выводу о том, что факт несоблюдения административным ответчиком требований законов, определяющих требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, нашел свое подтверждение материалами дела, не усмотрев нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части не демонстрации осужденным, содержащимся в отряде со строгими условиями отбывания наказания, кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения административного иска, признав необоснованными выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно части 1 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-также УИК РФ) осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 94 УИК РФ, а также на пункт 582 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022г. N110, часть 3 статьи 125 УИК РФ, суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не предусматривает просмотр лицами, переведенными в строгие условия отбывания наказания, кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю.
Суд апелляционной инстанции не согласился и с выводами суда о том, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области допускает нарушение требований части 5 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях при содержании ВИЧ-инфицированных осужденных, осужденных с вирусным гепатитом С совместно со здоровыми осужденными, указав следующее.
Согласно положениям части 5 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
В соответствии с частью 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ранее была предусмотрена организация в уголовно-исполнительной системе специализированных лечебно-исправительных учреждений для медицинского обслуживания и отбывания наказания ВИЧ- инфицированных осужденных.
Федеральным законом от 09 марта 2001г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" из части 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации данная норма исключена, в связи с чем, в настоящее время ВИЧ-инфицированные осужденные отбывают наказание в тех же исправительных учреждениях, где и здоровые осужденные.
Угроза для жизни и здоровья осужденных, содержащихся вместе с ВИЧ-инфицированными, отсутствует при соблюдении бытовых мер безопасности.
Так, согласно разъяснениям Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 сентября 2003г. ВИЧ-инфекция относится к медленным инфекциям с длительным периодом носительства, от момента заражения до развития заболевания может пройти от 5 до 10 лет. При условии соблюдения морально-этических и санитарно-гигиенических норм ВИЧ-инфицированные не представляют угрозы для окружающих, в связи с чем совместное содержание лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и здоровых подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы считается допустимым.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы... ") вирус гепатита С обладает сравнительно невысокой устойчивостью к воздействию факторов окружающей среды. Полная инактивация вируса наступает через 30 минут при температуре 60 °С и через 2 минуты при температуре 100 °С. Вирус чувствителен к ультрафиолетовому облучению, воздействию растворителей липидов и широкому спектру дезинфицирующих средств. При гепатите С основное эпидемиологическое значение имеют не выявленные лица с бессимптомным течением острой или хронической формы инфекции. Основным фактором передачи вируса гепатита С является кровь или ее компоненты, в меньшей степени - другие биологические жидкости человека. Ведущее эпидемиологическое значение при гепатите С имеют искусственные пути передачи возбудителя, которые реализуются при проведении немедицинских и медицинских манипуляций, сопровождающихся повреждением кожи или слизистых оболочек, а также манипуляций, связанных с риском их повреждения. Инфицирование вирусом гепатита С при немедицинских манипуляциях сопровождающихся повреждением кожи или слизистых оболочек, происходит при инъекционном введении наркотических средств (наибольший риск), нанесении татуировок, пирсинге, ритуальных обрядах. Инфицирование вирусом гепатита С возможно при медицинских манипуляциях: переливании крови или ее компонентов, пересадке органов или тканей и процедуре гемодиализа (высокий риск), через медицинский инструментарий для парентеральных вмешательств, лабораторный инструментарий и другие изделия медицинского назначения, контаминированные вирусом гепатита С.
Таким образом, ВИЧ-инфицированные лица, лица с вирусным гепатитом С не изолируются от основной массы осужденных, так как не имеют эпидемиологических противопоказаний.
Совместное содержание здоровых и ВИЧ-инфицированных осужденных, осужденных с вирусным гепатитом С действующему законодательству не противоречит.
При этом из пунктов 698, 701, 703, 710 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы... ") следует, что помимо сходных с вирусом гепатита С особенностей, вирус гепатита В характеризуется высокой контагиозностью и устойчивостью к действию факторов окружающей среды. В цельной крови и ее препаратах вирус гепатита В сохраняется годами, при комнатной температуре остается контагиозным на предметах окружающей среды в течение одной недели. Вирус гепатита В чувствителен к воздействию растворителей липидов и широкому спектру дезинфицирующих средств, инактивируется при кипячении в течение 30 мин. Основными источниками гепатита В являются больные хроническими формами инфекции, заражение вирусом гепатита В от больных в острой стадии имеет место лишь в 4 - 6% случаях. Основными факторами передачи вируса гепатита В являются кровь и другие биологические жидкости организма (слюна). Возможна передача вируса гепатита В в быту посредством совместного использования контаминированных вирусом различных предметов гигиены, в том числе бритвенных и маникюрных принадлежностей, зубных щеток, полотенец, ножниц, при этом передача вируса возможна при отсутствии на предметах видимой крови.
Указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности решения суда в данной части по доводам апелляционной жалобы, поскольку его целью является возложение на административных ответчиков законной обязанности организовать раздельное и отдельное от здоровых осужденных содержание лиц, больных разными инфекционными заболеваниями, в частности, в данном случае, гепатитом В.
Вопреки доводам административных ответчиков, которыми фактически не оспариваются выявленные прокурором нарушения уголовно-исполнительного законодательства, учреждения пенитенциарной системы должны принимать меры к тому, чтобы лицо содержалось в условиях, которые совместимы с уважением к человеческому достоинству, с обеспечением реализации прав на личную безопасность и охрану здоровья, на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых и санитарных условий, чтобы формы и методы реализации этих мер не причиняли ему лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, и чтобы его здоровье и благополучие (с учетом практических требований режима лишения свободы) обеспечивались надлежащим образом. При этом возможность выполнения данной обязанности не постановлена законом в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей административных ответчиков.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных исправительному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, в рассматриваемом случае ФСИН России, которое осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в исправительном учреждении, а УФСИН России по Архангельской области доводит соответствующее финансирование до ФКУ ПК-16 (Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2023г. N 24-КАД23-2-К4).
При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, а именно не демонстрации осужденным, содержащимся в отряде со строгими условиями отбывания наказания, кинофильмов и видеофильмов, возложении обязанности устранить допущенные нарушения судом апелляционной инстанции отменено, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении административного иска прокурора.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
В частности, согласно части первой статьи 94 УИК РФ демонстрируются кинофильмы и видеофильмы всем категориям осужденных к лишению свободы, кроме тех, которые отбывают наказание в тюрьмах.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска прокурора.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Онежского городского суда Архангельской области от 10 мая 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 сентября 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Онежского городского суда Архангельской области от 10 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 20 сентября 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 января 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.