Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-1440/2023) по кассационной жалобе Самчука "данные изъяты" на решение Октябрьского районного суда г.Мурманска от 4 апреля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 августа 2023г. (N33а-3343/2023) по административному иску Самчука Н.Д. к администрации города Мурманска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя Самчука Н.Д.- ФИО6, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Самчук Н.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Мурманска, выразившегося в непредоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда, возложении обязанности.
В обоснование указал, что является собственником "адрес", расположенной в "адрес", который признан аварийным.
12 сентября 2022г. административный истец обратился в комитет имущественных отношений города Мурманска с заявлением о предоставлении жилого помещения в специализированном (маневренном) жилищном фонде в многоквартирном "адрес", ссылаясь на проживание его дочери в "адрес" в "адрес" и необходимость осуществления ухода за ним с учетом его состояния здоровья.
Данное заявление оставлено без удовлетворения, на осмотр жилого помещения маневренного фонда административного истца не приглашали, жилое помещение не предоставили.
Самчук Н.Д. просил суд признать незаконным бездействие администрации города Мурманска, выразившееся в непредоставлении помещения маневренного фонда, возложить обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения в качестве маневренного фонда не мене 38 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 4 апреля 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 августа 2023г, в удовлетворении административного искового заявления Самчука Н.Д. отказано.
В кассационной жалобе Самчук Н.Д. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Федеральным законом от 21 июля 2007г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее- Федеральный закон N185-ФЗ) установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона N185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57. статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Проанализировав положения приведенных нормативных актов, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предоставление гражданам в связи признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии со статьей 32 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания (пункт 3 статьи 95 ЖК РФ).
Согласно пункту 1.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление жилых помещений маневренного фонда", утвержденного постановлением администрации г. Мурманска от 14 мая 2012г. N 988 (далее - Административный регламент), получателями муниципальной услуги являются, в том числе граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заявление на предоставление муниципальной услуги может быть подано указанными гражданами (или их законными представителями).
Для получения муниципальной услуги необходимо, в том числе заявление о предоставлении жилого помещения маневренного фонда (с указанием количественного состава семьи, фамилии, имени, отчества и года рождения каждого члена семьи, вселяемого в жилое помещение маневренного фонда) (пункт 2.6.1.1 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
- принятие решения (приказ, постановление) о предоставлении муниципальной услуги и уведомление Заявителя о необходимости заключения договора найма жилого помещения маневренного фонда;
- уведомление Заявителя об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Административного регламента срок письменного уведомления Заявителя о предоставлении жилого помещения маневренного фонда либо уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги составляет 30 дней со дня регистрации заявления, указанного в пункте 2.6.1 Административного регламента. В случае отсутствия свободных жилых помещений маневренного фонда, соответствующих установленным нормам и требованиям, и, как следствие, невозможности предоставления Заявителю жилого помещения маневренного фонда, предоставление муниципальной услуги может быть приостановлено, о чем Заявитель должен быть письменно уведомлен. Срок письменного уведомления Заявителя о приостановлении предоставления муниципальной услуги составляет 30 дней со дня регистрации заявления, указанного в пункте 2.6.1 Административного регламента.
Как следует из материалов административного дела, Самчук Н.Д. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 25, 2 кв.м, жилой площадью 17, 7 кв.м, зарегистрирован по данному адресу один.
На основании постановления администрации г.Мурманска от 30 апреля 2015г. N многоквартирный "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, включен в подпрограмму "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г." на 2018-2024гг. Муниципальной программы г.Мурманска "Жилищная политика" на 2023- 2028гг.
В приложении N 1 к указанной программе указано, что планируемый срок окончания переселения многоквартирного "адрес" в "адрес" запланирован на сентябрь 2024г, планируемый год сноса дома - 2025г.
Согласно решению внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации г. Мурманска от 17 августа 2021г. N 22, в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан вследствие внезапного обрушения конструкций указанного многоквартирного дома администрации рекомендовано принять меры по срочному отселению граждан, проживающих в жилых помещениях, и отключению систем водоотведения, тепло-, газо-, электро- и водоснабжения в данном доме.
Постановлением администрации г. Мурманска от 5 октября 2021 г. N2496 всем гражданам, проживающим в данном доме, предложено с 18 октября 2021г. прекратить использование жилых помещений для целей проживания.
Постановлением администрации г.Мурманска от 13 ноября 2017г. N 3610 утверждена муниципальная программа города Мурманска "Управление имуществом и жилищная политика" на 2018-2024гг.", в которую входит подпрограмма "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г." на 2018-2024гг.
В связи с принятием постановления от 14 ноября 2022г. N 3532 об утверждении муниципальной программы города Мурманска "Жилищная политика" на 2023-2028гг, указанное постановление администрации г.Мурманска отменено с 1 января 2023г.
В приложении N1 к указанной программе планируемый срок окончания переселения многоквартирного "адрес" в "адрес" определен на сентябрь 2024г, планируемый год сноса дома -2025г.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 7 апреля 2022г. по делу N 2а-1229/2022, вступившим в законную силу 17 мая 2022г, с учетом определения от 25 ноября 2022г. об изменении способа исполнения решения суда Самчуку Н.Д. установлен запрет использовать помещение N "адрес" в "адрес" для целей проживания путем переселения его в жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно представленным КИО г.Мурманска сведениям, принятым судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств в порядке статьи 308 КАС РФ, общая площадь "адрес", расположенной по адресу: "адрес"
22 сентября 2022г. в КИО г. Мурманска поступило заявление Самчука Н.Д. о предоставлении жилого помещения в специализированном (маневренном) жилищном фонде для временного проживания по адресу: "адрес".
В ответе от 19 октября 2022г. Самчуку Н.Д. сообщено, что в резерве специализированного (маневренного) жилищного фонда отсутствуют жилые помещения, расположенные в "адрес" в "адрес", в связи с чем предоставление жилого помещения по указанному адресу невозможно.
Кроме того, в ответе КИО г.Мурманска от 26 декабря 2022г, данном по поручению администрации г.Мурманска на заявление Самчука Н.Д, поступившее адресату 30 ноября 2022г, административному истцу сообщено, что в резерве специализированного (маневренного) жилищного фонда отсутствуют жилые помещения, расположенные рядом "адрес".
Отказывая в удовлетворении административного иска Самчука Н.Д, суд, пришел к выводу о том, что должностными лицами административного ответчика незаконного бездействия при разрешении вопроса о предоставлении административному истцу жилого помещения маневренного фонда в "адрес" в "адрес" не допущено, права и законные интересы Самчука Н.Д. не нарушены.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что предоставление гражданам жилого помещения маневренного фонда носит заявительный характер, заявление административного истца о предоставлении такого помещения, расположенного по адресу: "адрес", поступило административному ответчику 22 сентября 2022г, рассмотрено уполномоченным должностным лицом в пределах установленного тридцатидневного срока, Самчуку Н.Д. дан ответ, в котором последнему сообщено об отсутствии свободных жилых помещений в маневренном фонде по данному адресу, а также указано, что на основании решения Октябрьского районного суда города Мурманска от 7 апреля 2022г. (с учетом определения от 25 ноября 2022г. об изменении способа исполнения решения суда) за Самчуком Н.Д. зарезервировано жилое помещение маневренного фонда по адресу: "адрес".
Суд апелляционной инстанции, основываясь на приведенном правовом регулировании, установленных по делу обстоятельствах с выводами суда первой инстанции согласился по изложенным выше основаниям.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что отказ суда первой инстанции в принятии уточненного административного иска (л.д.13) не противоречит положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не является правовым основанием к отмене обжалуемого решения.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений Жилищного кодекса Российской Федерации и не опровергают правильности выводов судов по существу.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Мурманска от 4 апреля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 августа 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Самчука "данные изъяты"-без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда г.Мурманска от 4 апреля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 23 августа 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 января 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.