Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Кириченко А.Д. и Киреевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФССП России и ГУФССП России по Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 августа 2023 г. по гражданскому делу N 2-771/2023 по иску ФИО1 к ФССП России и ГУФССП России по Самарской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности включить в стаж работы периоды работы и обучения.
Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г, объяснения представителя истца ФИО1 - ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес"4, представителя ФССП России и ГУФССП России по "адрес" ФИО6, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N Д-63907/24/1471 соответственно, представителя ГУФССП России по "адрес" ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N-Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что в период с 12 декабря 2014 г. по 23 декабря 2022 г. он проходил службу в ФССП России. В ноябре 2022 г. истец написал рапорт о расторжении контракта и увольнении 23 декабря 2022 г. из органов принудительного исполнения по пункту 4 части 2 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ) по выслуге лет, дающей право на пенсию. Приказом ФССП России от 22 ноября 2022 г. N 9191-лс контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения прекращен и ФИО1 уволен со службы 23 декабря 2022 г. по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения.
Согласно выписке из приказа об увольнении от 22 ноября 2022 г. N9191-лс, истец уволен со службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, выслуга лет по состоянию на 23 декабря 2022 г. составляет в календарном исчислении - 11 лет 6 месяцев 27 дней, в льготном исчислении - 13 лет 11 месяцев 15 дней.
При обращении в ГУ ФССП России по Самарской области истцом получен ответ от 20 декабря 2022 г. N 63909/22/173494, согласно которому в стаж службы при исчислении "смешанного стажа" ему не засчитаны периоды федеральной государственной гражданской службы на должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда и обучения на дневном отделении Куйбышевского политехнического института, а также отказано в назначении пенсии.
Полагает, что период службы с 12 декабря 2014 г. по 31 мая 2020 г. на должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда ответчиком неправомерно не засчитан в стаж службы.
Также ответчиком не засчитан в стаж службы период обучения КазаковаС.К. на дневном отделении военной кафедры Куйбышевского политехнического института имени В.В. Куйбышева (переименовано на ФГБОУ ВО "СамГТУ") с 1 сентября 1984 г. по 30 июня 1989г.
ФИО1 полагает отказ ответчика засчитать в стаж службы государственную гражданскую службу судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда и период обучения в Куйбышевском политехническом институте имени В.В. Куйбышева, а также увольнение по пункту 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, не дающему ему право на получение пенсии, неправомерным, основанным на неправильном толковании норм материального права и нарушающими право истца на пенсионное обеспечение.
Таким образом, при определении права ФИО1 на пенсию за выслугу лет в соответствии с "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения подлежат включению периоды службы с 12 декабря 2014 г. по 31 мая 2020 г. в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда и обучения с 1 сентября 1984 г. по 30 июня 1989 г. на дневном отделении военной кафедры Куйбышевского политехнического института имени В.В. Куйбышева.
На дату увольнения, общий трудовой стаж истца составляет 32 года 5 месяцев, из которых 13 лет 11 месяцев 15 дней стаж в ФССП, включая: службу в рядах Советской Армии по призыву (2 года 2 дня); службу в органах внутренних дел (1 год 6 месяцев 14 дней); службу в ФССП России (8 лет 11 дней); обучение на дневном отделении Куйбышевского политехнического института имени Куйбышева (2 года 4 месяца 18 дней).
Истец достиг возраста 60 лет, имеет необходимый общий трудовой стаж, а также в выслугу лет, в связи с чем полагает, что он имеет право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
На основании изложенного, с учетом последующего уточнения ранее заявленных исковых требований, ФИО1 просил суд:
- признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1;
- обязать ГУ ФССП России по Самарской области и ФССП России включить в стаж службы (выслугу лет) истца периоды: службы с 12 декабря 2014г. по 31 мая 2020 г. в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда; обучения с 1 сентября 1984 г. по 30 июня 1989 г. на дневном отделении военной кафедры Куйбышевского политехнического института имени В.В. Куйбышева;
- обязать ГУФССП России по Самарской области и ФССП России назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет с 23 декабря 2022 г.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 августа 2023 г, исковые требования ФИО1 удовлетворены в части, ФССП России обязано включить в стаж службы истца период прохождения службы с 12 декабря 2014 г. по 31 мая 2020 г. в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда. В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФССП России и ГУФССП России по Самарской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов ответчики указывают нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
В судебном заседании представитель ФССП России и ГУФССП России по "адрес" ФИО6 и представитель ГУФССП России по "адрес" ФИО8 доводы кассационной жалобы поддержали, просили отменить обжалуемые судебные акты и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца ФИО1 - ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты полагает законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчиков, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 занимал должности в органах юстиции субъекта Российской Федерации: 12 декабря 2014 г. - принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда (приказ от 11 декабря 2014 г. N 3502-к); 17 июня 2015 г. - присвоен классный чин государственной гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса (приказ от 17 июня 2015 г. N 1594-к); 20 июня 2016 г. - присвоен классный чин государственной гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса (приказ от 20 июня 2016г. N 1526-к); 21 июня 2017 г. - присвоен классный чин государственной гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса (приказ от 21 июня 2017 г. N 1409-к); 31 мая 2020 г. - прекращен служебный контракт, ФИО1 освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с федеральной государственно гражданской службы в связи с переводом гражданской службы по его просьбе на государственную службу иного вида, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (приказ от 31 мая 2020 г. N 890-к); 1 июня 2020 г. - принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (приказ ФССП России от 20 мая 2020 г. N 434-лс).
Судами также установлено, что на основании рапорта от 2 ноября 2022г. приказом ФССП России от 22 ноября 2022 г. N 9191-лс в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ контракт со старшим лейтенантом ФИО1, судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, прекращен и он уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 23 декабря 2022 г. по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения.
Согласно указанному выше приказу, выслуга лет истца по состоянию на 23 декабря 2022 г. составляет: в календарном исчислении - 11 лет 6 месяцев 27 дней; в льготном исчислении - 13 лет 11 месяцев 15 дней. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении - 13 лет 11 месяцев 15 дней.
Из материалов дела следует, что 17 ноября 2022 г. ФИО1 обратился в ГУ ФССП по Самарской области с рапортом о назначении ему пенсии за выслугу лет, дающей право на получение пенсии по специальному смешанному стажу.
Письмом от 21 ноября 2022 г. ГУ ФССП по Самарской области истцу разъяснено, что у него отсутствует право на увольнение из органов принудительного исполнения Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (по смешанному стажу). Из органов принудительного исполнения Российской Федерации он будет уволен 23 декабря 2022 г. по пункту 2 части 1 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, установленного статьей 87 указанного Федерального закона.
6 декабря 2022 г. ФИО1 направил в ГУ ФССП по Самарской области обращение о разъяснении позиции, изложенной в письме от 21 ноября 2022 г. за подписью заместителя руководителя ГУ ФССП по Самарской области - заместителя главного судебного пристава Самарской области ФИО9, об отсутствии у него прав на увольнение из органов принудительного исполнения Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии по специальному смешанному стажу.
Ответом на обращение от 6 декабря 2022 г. ВРИО руководителя ГУ ФССП по Самарской области - Главного судебного пристава Самарской области ФИО10 указано на то, что в стаж службы (выслуги лет) для оформления пенсии по "смешанному стажу" могут быть засчитаны периоды при исчислении "смешанного стажа": служба в рядах Советской Армии по призыву (2 года 2 дня), служба в органах внутренних дел (1 год 6 месяцев 14 дней). Итого в стаж службы (выслуга лет) в календарном исчислении подлежит включению при исчислении "смешанного стажа" 6 лет 1 месяц 8 дней. Таким образом, льготный стаж выслуги лет "с учетом обучения в учебном заведении" не может быть включен при исчислении "смешанного стажа", так как это противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 37 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 36, 68, 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пункту 1(5) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), регулирующими спорные правоотношения, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 31 марта 2022 г. N 710-О, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в части, поскольку при определении права истца на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 в стаж службы в органах принудительного исполнения подлежит включению период службы с 12 декабря 2014 г. по 31 мая 2020 г. в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что с 12 декабря 2014г. по 31 мая 2020 г, то есть в период до 1 июля 2020 г, ФИО1 замещал должность федеральной государственной гражданской службы - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, которое является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). Службу истец прекратил в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, на момент увольнения он являлся лицом, находящимся на службе в органах принудительного исполнения, соответственно, относится к числу лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, и на него распространялись положения Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, в том числе части 14 статьи 92 названного Федерального закона, предусматривающей зачет в стаж службы (выслугу лет) периодов замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и обстоятельствам данного гражданского дела.
Условия прохождения государственной гражданской службы регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
В силу положений статьи 68 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, согласно абзацу 4 пункта "а" статьи 1 этого закона, распространяются, в том числе, и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В силу пункта "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; 2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; 4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; 5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период работы судьей; 9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; 10) срок испытания при поступлении
гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г..N 328-ФЗ).
Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в календарном или льготном исчислении).
Частью 14 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Пункт 1(5) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 закрепляет включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г, помимо периодов, указанных в пункте 1 данного постановления, в календарном исчислении: периоды замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 710-О, в Федеральном законе "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с данным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 (пункт 7 статьи 1, пункт 17 части 1 статьи 11 и статья 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 г, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что в спорный период ФИО1 проходил службу в органах принудительного исполнения в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда на основании заключенного контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, действие которого прекращено в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения, на момент увольнения истец являлся лицом, находящимся на службе в органах принудительного исполнения, соответственно, относится к числу лиц, указанных в абзаце 4 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и на него распространяются положения Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, в том числе положения части 14 статьи 92 названного Федерального закона, предусматривающего зачет в стаж службы (выслугу лет) периодов замещения не позднее 1 июля 2020 г. должностей судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж службы истца периода прохождения службы с 12 декабря 2014 г. по 31 мая 2020 г. в должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению порядка деятельности судов специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Самарского областного суда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 по мотиву не относимости спорного периода службы к службе в органах принудительного исполнения основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителями ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителями ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФССП России и ГУФССП России по Самарской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФССП России и ГУФССП России по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи А.Д. Кириченко
Е.В. Киреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.