Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Андамовой А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-59/2023 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской федерации (далее - МО РФ) Сутковецкой Ольги Юрьевны на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 16 мая 2023 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 1 сентября 2023 г., принятые по административному исковому заявлению "звание" Клеща Владимира Владимировича, об оспаривании действий (бездействия) МО РФ и руководителя федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с порядком учета(начисления) дохода от инвестирования накоплений на его именном накопительном счете (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, частично удовлетворён административный иск Клеща.
Суд признал незаконным бездействие руководителя ФГКУ "Росвоенипотека", выразившееся в неначислении на ИНС Клеща дохода от инвестирования накоплений за период с 11 марта 2011 г. по 20 мая 2022 г. и возложил на указанное должностное лицо обязанность произвести расчет этого дохода за указанный период, истребовав указанную сумму в установленном порядке из МО РФ.
На МО РФ суд возложил обязанность перечислить на ИНС Клеща неначисленные за спорный период доходы от инвестирования накоплений в размере, определенном ФГКУ "Росвоенипотека".
В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия МО РФ, выразившееся в непринятии мер по учету на ИНС административного истца инвестиционного дохода, судом отказано.
В кассационной жалобе, поданной 18 сентября 2023 г, представитель МО РФ Сутковецкая, не оспаривая по существу установленный судами период, за который административному истцу подлежит начисление дохода от инвестирования накоплений, просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на отдельные положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, она приходит к выводу, что получение военнослужащим, несвоевременно включенным в реестр участников НИС, недополученного дохода от инвестирования накоплений, действующим законодательством не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев в пределах доводов кассационной жалобы материалы административного дела, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций в качестве юридически значимых обстоятельств установлено и сторонами не оспаривалось, что Клещ первый контракт о прохождении военной службы заключил 19 июля 2005 г. на срок 3 года.
В 2007 году административному истцу присвоено воинское звание "звание".
В июле 2008 г. Клещ уволен с военной службы на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
11 марта 2011 г. Клещ заключил новый контракт о прохождении военной службы на срок 5 лет с МО РФ, в лице командира войсковой части N, в связи с чем с этой даты подлежал включению в реестр участников НИС.
Однако по независящим от него обстоятельствам в указанный реестр административный истец включен 16 декабря 2019 г, с датой возникновения основания для такого включения - 11 марта 2011 г.
Согласно справке из ФГКУ "Росвоенипотека" от 5 мая 2023 г. N.., учет накоплений Клещу и передача их в доверительное управление производились с 1 января 2020 г, инвестиционный доход начислялся и учитывался на его ИНС с 1 января 2020 г. По состоянию на 1 января 2022 г. на ИНС административного истца учтены накопления за период с 11 марта 2011 г. по 31 декабря 2021 г. в размере "данные изъяты", в том числе доход от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты"
В связи с увольнением Клеща с военной службы по состоянию здоровья, его ИНС закрыт 28 октября 2022 г, с даты исключения его из списков личного состава воинской части 20 мая 2022 г, а причитающая сумма накоплений перечислена 22 февраля 2023 г.
Сообщением от 23 марта 2023 г. N.., на его обращение от 1 марта 2023 г, Клещу отказано в начислении дохода от инвестирования накоплений за период, предшествующий дате открытия его ИНС.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам о том, что бездействие административных ответчиков, выразившееся в неучете на ИНС Клеща дохода от инвестирования накоплений за спорный период, нарушает право административного истца на жилищное обеспечение, поскольку существенно снижает размер денежных средств, подлежащих выплате для приобретения жилого помещения и ставит его в неравное положение с военнослужащими, своевременно включенными в реестр участников НИС.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно возложил на административных ответчиков обязанность произвести расчет и перечисление недочисленного административному истцу дохода от инвестирования накоплений, который был бы ему начислен в случае своевременного включения в реестр участников НИС.
Согласно части 1 статьи 5 Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих") накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Накопления для жилищного обеспечения формируются за счет перечисленных источников и участник НИС, как это указано в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Таким образом, накопления для жилищного обеспечения участника НИС формируются, в том числе и за счет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, со дня открытия ИНС участника до закрытия этого счета.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" получение участником НИС в полном объеме накоплений для жилищного обеспечения или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 14 названного Закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Следовательно, каждому военнослужащему - участнику НИС гарантировано, что после возникновения у него права на использование накоплений для жилищного обеспечения, он получит данные денежные средства в полном объеме, то есть, в том числе, и с доходами от инвестирования.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено, что именной накопительный счет считается открытым после того, как сведения об участнике были внесены в реестр участников.
Как указано в пункте 17 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. N 89, срок внесения в реестр записи о включении военнослужащего в реестр не должен составлять более трех месяцев с даты возникновения соответствующего основания.
Названные нормы адресованы должностным лицам, уполномоченным на ведение реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а применительно к данному делу - должностным лицам органам военного управления, направлены на своевременное исполнение ими своих служебных обязанностей и предполагают, что решение о внесении сведений о военнослужащем в названный реестр будет принято на основе строгого исполнения законодательных предписаний.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, о необходимости соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, статьи 2, части 1 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 19, частям 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут им реализованы.
Таким образом, утверждение представителя МО РФ в кассационной жалобе об отсутствии в действующем законодательстве регламентации порядка выплаты инвестиционного дохода в связи с несвоевременным включением лиц в реестр участников НИС не может являться основанием для отмены обжалованных судебных актов и отказа в защите нарушенных прав административного истца.
При таких обстоятельствах, принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в кассационной жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной их отмене согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 16 мая 2023 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 1 сентября 2023 г, принятые по административному исковому заявлению Клеща Владимира Владимировича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Сутковецкой Ольги Юрьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 января 2024 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.