Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу Шалагинова К.К. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Аксайского отдела Управления Росреестра по Ростовской области от 30 марта 2022 года, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 27 сентября 2022 года и решение судьи Ростовского областного суда от 20 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора ООО "Казачка" Шалагинова К.К.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Аксайского отдела Управления Росреестра по Ростовской области от 30 марта 2022 года N 18.01-07-141/2021, оставленным без изменения решением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 27 сентября 2022 года и решением судьи Ростовского областного суда от 20 декабря 2022 года исполнительный директор ООО "Казачка" Шалагинов К.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 106.548 рублей 35 копеек.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Шалагинов К.К. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица Росреестра и судебных актов, указывая, что при производстве по делу допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и являются основанием для их отмены.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 статьи 8.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0, 5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей на должностных лиц в размере от 1 до 1, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.
Согласно подпункту 8 пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства относится к одному из основных принципов земельного законодательства.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ земли, в том числе категории населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрена, в том числе обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, пунктами 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В силу положений статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений о земельном участке так же вносится вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой "адрес" ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ООО "Казачка" земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N (земли сельхозназначения, разведение и выращивание рыбы), принадлежащем ООО "Казачка", Обществом ведутся работы, связанные с добычей общераспространенных полезных ископаемых. Так, на этом участке размещаются вскрышные породы, изъятые на земельном участке с кадастровым номером N.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2, как должностное лицо Общества признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
С данными выводами согласился судья районного суда и судья областного суда.
Считаю, что данные выводы являются необоснованными, ввиду следующего.
Судьи районного суда и областного суда оставляя без изменения постановление и решение должностного лица административного органа, пришли к выводу о том, что ФИО2 использует земельный участок не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или вида разрешенного использования, фактически используя его для добычи полезных ископаемых.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16 октября 2020 года N 42-П, собственник земельного участка во всяком случае имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что, в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей.
Правоприменительное толкование установленного Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации правового режима использования земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием во взаимосвязи с обозначенными положениями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" не исключает такой интерпретации гарантированного собственнику (правообладателю) права самостоятельного выбора в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка вспомогательного вида его разрешенного использования, при которой в интересах обеспечения достоверности сведений об осуществляемых собственником (правообладателем) разрешенных видах использования земельного участка сделанный им выбор должен в уведомительном порядке отражаться в Едином государственном реестре недвижимости.
Собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.
Давая такое толкование и признавая недействительной часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ в части, указанной в постановлении Конституционный Суд Российской Федерации улучшил положение лица, привлеченного к административной ответственности по данной норме КоАП РФ, в связи с чем постановление имеет обратную силу.
Признавая правомерным привлечение Шалагинова К.К. к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, административный орган и судьи исходили исключительно из использования названным лицом земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, внесенным в ЕГРН, не установив вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны.
Принимая во внимание, что судьями данный факт оставлен без внимания, постановление заместителя начальника Аксайского отдела Управления Росреестра по Ростовской области от 30 марта 2022 года N 18.01-07-141/2021, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 27 сентября 2022 года и решение судьи Ростовского областного суда от 20 декабря 2022 года, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Вместе с тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, составляет 1 год.
После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.
Таким образом, направление дела на новое рассмотрение противоречит приведенным положениям КоАП РФ, в связи с чем, производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника Аксайского отдела Управления Росреестра по Ростовской области от 30 марта 2022 года N 18.01-07-141/2021, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 27 сентября 2022 года и решение судьи Ростовского областного суда от 20 декабря 2022 года отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.