Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу защитника ООО "Мысхако кюве" Юрченко Н.М. на вступившие в законную силу постановление Приморского районного суда города Новороссийска от 28 июня 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 31 мая 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Мысхако кюве", по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Приморского районного суда г. Новороссийска от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 31 мая 2023 года, ООО "Мысхако Кюве" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Юрченко Н.М, просит принятые судебные акты отменить, прекратить производство по делу, в связи малозначительностью административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце 1 пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов дела, 6 апреля 2021 года в 16 часов 00 минут по адресу г. Новороссийск, ул. Луначарского, д. 19, каб. 9 установлено, что ООО "Мысхако Кюве" прекратило трудовой договор N 21 с гражданкой Республики Казахстан Хлопуновой Н.В, работавшей в должности мойщика посуды, нарушив при этом пункт 5 Порядка предоставления работодателями уведомлений о заключении и прекращении трудовых договоров на выполнение работ с иностранными гражданами, согласно приложению N 15 к Приказу МВД России от 4 июня 2019 года N 363, не заполнив поля 2.5, 2.8, в поле 1.2 не указав индекс, субъект РФ; форму уведомления о прекращении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с иностранным гражданином, согласно приложению N 14 к Приказу МВД России от 4 июня 2019 года N 363, добавив в поле 2.9 лишние знакоместа, тем самым нарушило пункт 8 статьи 13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Действия ООО "Мысхако Кюве", не исполнившего возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства, факт совершения административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 6 апреля 2021 года N 20-147538/287; копией уведомления о прекращении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ с иностранным гражданином, согласно приложению N 14 к Приказу МВД России от 4 июня 2019 года N 363, копией трудового договора от 13 декабря 2019 года N 21 и другими доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении в отношении ООО "Мысхако Кюве", судебными инстанциями рассмотрено всесторонне, полно и объективно, нарушений требований положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций не установлено.
Все доказательства, на основании которых установлена виновность ООО "Мысхако Кюве", получены уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для признания указанных процессуальных документов, составленных по делу, недопустимыми доказательствами отсутствуют.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений (статья 2.9). В то же время административное правонарушение не может быть признано малозначительным исходя из личности и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, добровольного устранения последствий правонарушения, возмещения причиненного ущерба. Данный вывод выражен Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 28.06.2018 N 1650-О.
Аналогичная правовая позиция приведена и в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, суд обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться и в пренебрежительном отношении привлекаемого к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации представляет собой государственную деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о их перемещениях.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку по признаку объективной стороны данного административного правонарушения нарушены охраняемые законом общественные отношения в области контроля и надзора в сфере миграции, что является общественно значимым, и составной частью государственной политики, в том числе, по контролю за соблюдением требований законов, предусматривающих запреты (ограничения) осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в отдельных отраслях экономики и органах власти, что необходимо для того, чтобы регулировать рынок труда в государстве, в конкретных сферах и в первую очередь обеспечить работой россиян.
Доводы жалобы не содержат оснований для отмены судебных актов и прекращении производство по делу, в связи с отсутствием в действиях ООО "Мысхако Кюве", состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ
При определении вида и размера административного наказания, назначаемого по результатам рассмотрения каждого конкретного дела об административном правонарушении, суд, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, действует самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, с учетом характера совершенного лицом противоправного деяния, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Административное наказание назначено в минимальном размере суммы административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ. Такое наказание является законным, обоснованным и в полной мере отвечающим целям административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
Довод заявителя о том, что о дате судебного заседания в апелляционной инстанции не был извещен, несостоятелен, поскольку противоречат материалам дела.
Как следует из материалов дел, уведомление о назначении судебного заседания на 31 мая 2023 года направлено в адрес ООО "Мысхако кюве" (г. Новороссийск, с. Мыхако, ул. Центральная, д.1) 19 мая 20223 года и вручено адресату 23 мая 2023 года л.д. (150, 152, 154). Кроме того, согласно отчету об извещении с помощью СМС-сообщении защитнику ООО "Мысхако Кюве" Юрченко Н.М. было направлено смс-уведомление.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Исследовав доводы жалобы, судья кассационного суда не находит их заслуживающими правового внимания, поскольку они не содержат оснований, указывающих на незаконность обжалуемых судебных актов с позиции фактов и надлежащего применения норм права, выводы судей основаны на материалах дела, доказательства оценены, характер же доводов по своей сути направлены на иную оценку исследованных доказательств и установленных на их основе обстоятельств, и не несут в себе юридической информации, подлежащей дополнительной судебной проверке и правовому анализу в целях установления события административного правонарушения и виновности лица в совершении административного правонарушения, а также принятия иного решения в сторону смягчения административного наказания ввиду наличия исключительных обстоятельств.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Мысхако Кюве" к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Оснований для смягчения административного наказания по делу не усматривается, о наличии обстоятельств, влияющих на возможность снижения размера административного штрафа, в жалобе не названо, а указанные в качестве такового, не свидетельствуют об исключительных обстоятельствах, снижающих общественную опасность содеянного, и не указывают на иное правовое мнение.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление Приморского районного суда города Новороссийска от 28 июня 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 31 мая 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Мысхако Кюве" по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Юрченко Н.М. в интересах ООО "Мысхако Кюве" - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.