Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.В. Бетрозовой, М.А. Парасотченко, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым к Куцой Лилии Филипповне о взыскании материального ущерба, по кассационной жалобе Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 апреля 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНВИЛ:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым обратился в суд с иском к Куцой Л.Ф. о взыскании в доход бюджета Республики Крым излишне выплаченных Куцой Л.Ф. сумм государственной социальной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба - "данные изъяты", полученных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего - "данные изъяты".
Определением Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГКУ Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым".
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 июля 2023 года решение Джанкойского района суда Республики Крым от 06 апреля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с существенным нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, постановив новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование кассационной жалобы приводит подробный анализ фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции и указывает, что судами первой и апелляционной инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что в редакции п.40 Порядка N и п. 24 Порядка N, действовавших на даты подачи ответчиком заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, - органы социальной защиты населения вправе были произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия. При этом, возможность получения Департаментом сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости появилась в связи с внесением изменения в п.40 Порядка N постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Департаментом проведена проверка и установлен факт недостоверности представленных Куцой Л.Ф. сведений о недвижимости.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Куцая Л.Ф. в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в Республике Крым" как малоимущая семья (семья состоит из 6 человек) подала в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым (далее - Департамент) заявление о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Согласно протоколу о принятии решения по заявлению МСП "Государственная социальная помощь (ГСП) - ежемесячно" - ДД.ММ.ГГГГ Куцой Л.Ф. назначена государственная социальная помощь по категории "малоимущая семья" на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
В этот же день Куцая Л.Ф. подала заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Куцой Л.Ф. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере "данные изъяты".
Куцая Л.Ф. вновь подала заявление ДД.ММ.ГГГГ в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия ежемесячно в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в Республике Крым" по категории "малоимущая семья".
На основании решения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ Куцой Л.Ф. назначена государственная социальная помощь в виде социального пособия на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Куцая Л.Ф. также ДД.ММ.ГГГГ подала заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Куцой Л.Ф. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначена ежемесячная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере "данные изъяты".
При этом, одновременно с подачей документов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчик подписала заявления, что она и члены её семьи в собственности или владении не имеют второй квартиры (дома) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи из трех и более человек, или больше одного транспортного средства.
В ходе проверки от ДД.ММ.ГГГГ истцом установлено, что Куцая Л.Ф. имеет на праве собственности долю в жилом помещении по адресу: "адрес", и долю в жилом доме по адресу: "адрес". В связи с чем, Департаментом принято решение о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ выплат МСП "Государственная социальная помощь (ГСП)"- ежемесячно и ежемесячной денежной выплаты для приобретения социально значимых сортов хлеба, по причине недостоверности предоставленных заявителем сведений.
Согласно справкам-расчетам ГКУ Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" переплата МСП за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты", за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты". Переплата ГСП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты".
В адрес ответчика направлены уведомления ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о необходимости погасить переплату в общем размере "данные изъяты", которые не исполнены, денежные средства в добровольном порядке ответчиком не возвращены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в Республике Крым", Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, исходил из отсутствия недобросовестности в действиях ответчика, а также невыполнения Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым обязанности по проверке всех условий, при наличии которых назначаются социальные выплаты. Указав на то, что добросовестность гражданина по требованиям о взыскании социальной выплаты презюмируется и бремя доказывания обратного лежит именно на истце, требующего возврата денежных средств.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым установлены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в Республике Крым".
Согласно статьям 1, 6 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в Республике Крым", государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее - Порядок N).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N, пособие не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, или больше одного транспортного средства.
Кроме того, в назначении пособия может быть отказано, если не представлены необходимые документы, указанные в пункте 9 Порядка N; в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация; среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи (одиноко проживающего гражданина) (пункта 28 Порядка N).
Согласно пунктам 9, 10 Порядка, для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период; документ медицинской организации, подтверждающий прохождение лечения продолжительностью более двух месяцев подряд.
В рамках межведомственного информационного взаимодействия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления с приложенными к нему документами (их копиями) запрашивает в рамках межведомственного электронного взаимодействия следующие сведения: о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от территориальных органов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от Министерства внутренних дел по Республике Крым, о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от Военного комиссариата Республики Крым, о доходах членов семьи, являющихся индивидуальными предпринимателями, - от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, о размере получаемого членами семьи, признанными в установленном порядке безработными, пособия по безработице - от Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения", о размерах пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, получаемого матерью (отцом), подлежащей (щему) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о регистрации по месту жительства или по месту пребывания граждан, указанных заявителем в представленном заявлении в качестве членов его семьи (совместно с ним проживающих), - от территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания в
пределах Российской Федерации, о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования заявителя, членов семьи, совместно проживающих с ним, - от территориальных органов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
В соответствии с пунктами 40, 41 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N587, (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора), органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Согласно материалам дела Куцая Л.Ф. при обращении в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым в соответствии с пунктом 9 Порядка N подала все необходимые документы для получения государственной социальной помощи, заполнила бланк, установленного образца, в котором были указаны сведения о совместно проживающих с ней членах семьи, об основных источниках дохода, которые рассмотрены компетентными органами, прошли соответствующую проверку и были удовлетворены.
Решение об отказе в назначении пособия Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым не принималось, а также Департамент не произвел возврат заявления, что предусмотрено пунктом 16 Порядка N, а также статьей 3 Федерального закона от 05.04.2003 N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Куцая Л.Ф. пояснила, что о том, что 1/5 доля в доме отчима по адресу: "адрес", зарегистрирована за ней на праве собственности, она узнала после проведения проверки Департаментом в 2021 году. Данная доля является незначительной, она ею не пользуется, проживает вместе со своими 5 детьми в приобретенном доме за счет средств материнского капитала в "адрес" Республики Крым. Подавая заявление о государственной помощи в 2020 году, сотрудники Департамента ей не разъяснили, что необходимо указывать всю недвижимость, которая находится в её собственности и собственности членов её семьи, поскольку она полагала, что речь идет о целом доме или квартире, а не доли в них.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих недобросовестность действий ответчика, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований.
Кроме того, материалы выплатного дела не содержат сведений о выдаче Куцой Л.Ф. расписки о получении от неконкретного перечня представленных ею документов при обращении 28.01.2020 в орган социального обеспечения с заявлением о назначении государственной социальной помощи, как предусмотрено пунктом 16 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N587.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу, что при рассмотрении заявления Куцой Л.Ф. Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым не выполнил свою обязанность по проверке достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе Куцой Л.Ф, то есть назначил выплату пособия без установления совокупности всех условий, при наличии которых такие выплаты назначаются, и не
УСТАНОВИЛ
наличие оснований для отказа в назначении государственных социальных выплат.
Согласно материалам дела государственная социальная помощь Куцой Л.Ф. назначена на основании предоставленных ею документов и в соответствии с решениями Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым, в процессе реализации права на получение государственной социальной помощи со стороны Куцой Л.Ф. не совершалось недобросовестных, противоправных действий.
При этом, поскольку выплаченное Куцой Л.Ф. социальное пособие в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в Республике Крым" предназначено для удовлетворения необходимых потребностей малоимущей семьи, является одним из видов средств к существованию семьи с детьми, его взыскание возможно только при бесспорной доказанности недобросовестного поведения его получателя. При отсутствии доказательств предоставления заявителем заведомо недостоверных сведений, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, денежные средства, полученные в качестве социальной помощи, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату.
В материалах настоящего гражданского дела отсутствуют какие-либо доказательства, что истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимались меры к проверке сведений, представленных ответчиком при обращении в Департамент с заявлением о предоставлении социального пособия.
Обоснование истца невыполнения требований п. 40 Порядка о проверке доходов получателя пособия отсутствием возможности получения Департаментом выписки из Единого государственного реестра недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия и появлением этой возможности лишь после вынесения постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет, так как это противоречит нормам Правил, предусматривающим для органа социальной защиты населения обязанность по установлению совокупности условий, при наличии которых у заявителя возникает право на получение ежемесячной денежной выплаты.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции мотивированы, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, судами дана правильная квалификация правоотношениям между истцом и ответчиком, при этом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения настоящего дела, которые исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение Джанкойского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.В. Бетрозова
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.