Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 и ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 и ФИО2 - ФИО9, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя Окружной администрации города Якутска и Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска ФИО6, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрации), Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации (далее - Департамент), в котором просили: признать незаконным решение Департамента, выраженное в письме от 13 апреля 2023 года N, об отказе в предоставлении административным истцам в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; возложить на административного ответчика обязанность принять решение о предоставлении ФИО1 и ФИО2 испрашиваемого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года административное исковое заявление было удовлетворено: признано незаконным решение Департамента от 13 апреля 2023 года N-ДИЗО/22 об отказе в предоставлении ФИО1, ФИО2 в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства; на Администрацию в лице Департамента возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административных истцов от 15 марта 2023 года о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как гражданам, имеющим трёх и более детей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 отказано.
12 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административных истцов, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 22 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
ФИО1 и ФИО2, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцом.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV (далее - Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)).
Возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков, а в случае, если земельные участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд либо ограничены в обороте, - в аренду, гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям (за исключением граждан, лишённых родительских прав) для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства предусмотрена частью 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 9 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьёй 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Согласно части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учёт, по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утверждён проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленного заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Основания к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу которых пункт 14 данной статьи относит случаи, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, 17 марта 2023 года в Департамент поступило заявление Пестрякова А.А. и Пестряковой Н.А. (входящий N-ДИЗО/23), в котором они просили предоставить им (как гражданам, имеющим трёх и более детей и состоящих на учёте в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка) в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером N, площадью 618 кв. м, расположенный по адресу: "адрес" "адрес"
Из содержания имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 20 марта 2023 года N N следует, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 618 кв. м, поставлен на кадастровый учёт 13 июля 2018 года, относится к категории земель "земли населённых пунктов", вид разрешённого использования "магазины", права на данный земельный участок не зарегистрированы.
Письмом от 13 апреля 2023 года N 1587-ДИЗО/23 за подписью и.о. начальника Департамента ФИО7 в удовлетворении поданного административными истцами заявления было отказано. В качестве основания принятого решения административный ответчик, ссылаясь на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что заявленная цель использования испрашиваемого земельного участка "для индивидуального жилищного строительства" не соответствует виду разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором содержаться в Едином государственном реестре недвижимости (магазины).
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 24 марта 2023 года N земельный участок с кадастровым номером N полностью расположен в территориальной зоне "Ж-2А" - зоне для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска, к основным видам разрешённого использования земельных участков в которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск", принятыми решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N РЯГД-5-9 (далее - Правила землепользования и застройки), относится "для индивидуального жилищного строительства", к условно разрешённым видам использования - "магазины". Данный земельный участок сформирован в соответствии с Проектом планировки и межевания территории квартала "24+ПКиО+135" городского округа "город Якутск", утверждённым распоряжением Администрации от 14 июня 2016 года N 991р (далее - Проект планировки и межевания территории), для целей размещения объекта предпринимательства - магазина.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования и признавая решение Департамента от 13 апреля 2023 года N 1587-ДИЗО/23 незаконным, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) указал в решении, что поскольку земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне "Ж-2А", градостроительным регламентом которой предусматривается возможность использования расположенных в ней земельных участков для индивидуального жилищного строительства, несоответствие вида разрешённого использования испрашиваемого в аренду земельного участка, сведения о котором имеются в Едином государственном реестре недвижимости, заявленной цели его предоставления не могло служить основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) указала в апелляционном определении, что для земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с Правилами землепользования и застройки и Проектом планировки и межевания при его образовании и постановке на кадастровый учёт уже был определён условно разрешённый вид использования для территориальной зоны "Ж-2А" - магазины. При таких обстоятельствах у Департамента имелись предусмотренные пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду административным истцам для цели индивидуального жилищного строительства.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришёл к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства, нормы материального и процессуального права изложены в обжалуемом судебном акте.
Из содержания части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае совокупность приведённых условий отсутствует, принятое Департаментом решение по результатам рассмотрения заявления административных истцов соответствует требованиям действующего земельного законодательства, прав и законных интересов ФИО1 и ФИО2 оно не нарушает.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешённого использования. Основной или условно разрешенный вид разрешённого использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости.
По делу установлено, что для земельного участка с кадастровым номером N уже выбран условно разрешённый вид использования, предусмотренный для территориальной зоны "Ж-2А", - магазины, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. При таких обстоятельствах у Департамента не имелось оснований для предоставления такого земельного участка административным истцам в аренду для индивидуального жилищного строительства (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов суда апелляционной инстанций, изложенных в апелляционном определении, по существу они воспроизводят правовую позицию административных истцов, которая основана на неверном толковании норм материального права и которая уже была обоснованно отклонена судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суд апелляционной инстанции верно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановив законное и обоснованное апелляционное определение. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.