Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" Сахалинской области на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 4 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Интеграция", департаменту по управлению имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ" Сахалинской области, администрации муниципального образования "Холмский городской округ" Сахалинской области о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Холмский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в Холмский городской суд Сахалинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция"), администрации муниципального образования "Холмский городской округ" Сахалинской области (далее - Администрация), департаменту по управлению имуществом и землепользованию Администрации (далее - Департамент), в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил:
- возложить на Администрацию, Департамент обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасной эксплуатации детских площадок, расположенных по адресам: Сахалинская область, г..Холмск, ул. Советская, д. 102, и ул. Школьная, д. 37, и по приведению их в соответствие с требованиями пункта 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года N 1148-ст (далее - ГОСТ Р 52169-2012), пунктов 6.4.1, 6.4.2, 6.6, 7.1, 7.2, 7.5, 7.8 ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года N 182-ст (далее - ГОСТ Р 52301-2013), пункта 5.5 ГОСТ Р 56440-2015 "Оборудование спортивное универсальное свободного доступа.
Требования и методы испытания с учётом безопасности", утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 года N 658-ст (далее - ГОСТ Р 56440-2015), а именно: устранить неисправное оборудование (поломки на малых архитектурных формах), либо произвести демонтаж оборудования из металлических конструкций, не отвечающих требованиям безопасности детей, обновить краску на малых архитектурных формах; установить информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования на указанных детских игровых площадках; провести ежегодный основной осмотр с составлением акта по утвержденной ГОСТ Р 52301-2013 форме; установить периодичность регулярных визуальных осмотров детских площадок; разработать комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования; обеспечить проведение оценки эффективности мероприятий по обеспечению безопасности на детских игровых площадках; восстановить ограждение на детской площадке по ул. Школьная, д. 37, г..Холмск;
- возложить на Администрацию, Департамент обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к восстановлению документации на оборудование, используемое на детской площадке в районе дома N 37 по ул. Школьная в г. Холмске;
- возложить на ООО "Интеграция" обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации указанных выше детских площадок и приведению их в соответствие с требованиями пункта 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012, пунктов 6.4.1, 6.4.2, 6.6, 7.1, 7.2, 7.5, 7.8 ГОСТ Р 52301-2013, пункта 5.5 ГОСТ Р 56440-2015, а именно: по устранению неисправного оборудования (поломки на малых архитектурных формах, способные травмировать ребенка), либо по произведению демонтажа оборудования из металлических конструкций, не отвечающих требованиям безопасности детей; по обновлению краски на малых архитектурных формах; по установке информационных табличек или досок, содержащих: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования; по проведению ежегодного основного осмотра с составлением акта по утвержденной ГОСТ Р 52301-2013 форме; по установке периодичности регулярных визуальных осмотров детских площадок; по разработке комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования; по обеспечению проведения оценки эффективности мероприятий по обеспечению безопасности на детских игровых площадках; по восстановлению ограждения на детской площадке по ул. Школьная, д. 37, г. Холмск.
Определениями Холмского городского суда Сахалинской области суда от 13 сентября 2022 года и 26 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие "Муниципальная управляющая компания" (далее - МУП "Муниципальная управляющая компания"), муниципальное казённое учреждение "Служба единого заказчика" муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - МКУ "Служба единого заказчика").
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от 28 ноября 2022 года исковые требования прокурора были удовлетворены частично. На Администрацию и Департамент возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению безопасной эксплуатации детских площадок, расположенных по адресам: ул. Советская, д. 102, и ул. Школьная, д. 37, в городе Холмске, и к приведению их в соответствие с требованиями пункта 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012; пунктов 6.4.1, 6.4.2, 6.6, 7.1, 7.2, 7.5, 7.8 ГОСТ Р 52301-2013; а детскую площадку, расположенную по адресу: ул. Школьная, д. 37, в городе Холмске, также в соответствие с требованиями пункта 5.5 ГОСТ Р 56440-2015. На Администрацию, Департамент возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить документацию на оборудование, используемое на детской площадке в районе дома N 37 по ул. Школьная в городе Холмске. В удовлетворении исковых требований прокурора к ООО "Интеграция" судом было отказано.
Дополнительным решением Холмского городского суда Сахалинской области от 12 апреля 2023 года на Администрацию, Департамент возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению безопасной эксплуатации детских площадок, расположенных по адресам: ул. Советская, д. 102, и ул. Школьная, д. 37, в городе Холмске, и по приведению их в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, а именно:
- устранить неисправности оборудования (поломки на малых архитектурных формах, способные травмировать ребенка), в соответствии с пунктом 4.3.5 ГОСТ Р 52169-2012, либо произвести демонтаж оборудования из металлических конструкций, не отвечающих требованиям безопасности детей, в соответствии с пунктом 6.6 ГОСТ Р 52301-2013;
- обновить краску на малых архитектурных формах, в соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ Р 52301-2013;
- установить информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования на детских игровых площадках в соответствии с пунктом 7.5 ГОСТ Р 52301-2013;
- в соответствии с пунктом 6.4.1. ГОСТ Р 52301-2013 провести ежегодный основной осмотр, составив акт по утвержденной ГОСТ Р 52301-2013 форме;
- в соответствии с пунктом 6.4.2 ГОСТ Р 52301-2013 установить периодичность регулярных визуальных осмотров детских площадок;
- в соответствии с пунктом 7.1 ГОСТ Р 52301-2013 разработать комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования;
- в соответствии с пунктом 7.2 ГОСТ Р 52301-2013 обеспечить проведение оценки эффективности мероприятий по обеспечению безопасности на детской игровой площадке;
В соответствии с пунктом 5.5 ГОСТ Р 56440-2015 восстановить ограждение на детской площадке по ул. Школьная, д. 37, в городе Холмске.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 6 июня 2023 года в соответствии с частью 1 статьи 33.1 ГПК РФ апелляционная жалоба Администрации на решение суда вместе с делом переданы для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 4 августа 2023 года решение Холмского городского суда от 28 ноября 2022 года оставлено без изменения.
1 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная через Холмский городской суд Сахалинской области 19 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, спорные детские площадки относятся к общему имуществу многоквартирных домов N 102 по улице Советская и N 37 по улице Школьная в городе Холмске, в связи с чем обязанность по их ремонту должна быть возложена на ООО "Интеграция", являющееся управляющей компанией для указанных многоквартирных домов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебной заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Холмского городского суда Сахалинской области от 28 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 4 августа 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 209 и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 3, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 2 Правил благоустройства территории муниципального образования "Холмский городской округ", утверждённого решением Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от 28 апреля 2022 года N 51/6-445 (далее - Правила благоустройства), определено, что под "объектами благоустройства территории" понимаются, в том числе, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки.
Владельцы объектов благоустройства территории обязаны производить своевременный ремонт указанных объектов, устранение недостатков и неисправностей, модернизацию и реставрацию в соответствии с архитектурно-планировочными заданиями, архитектурно-художественными требованиями городского дизайна, характеру сложившейся среды Холмского городского округа, а также производить замену непригодных к дальнейшей эксплуатации элементов или объектов благоустройства территории в целом (часть 13 статьи 3 Правил благоустройства).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Холмского городского округа, установлено, что детские игровые площадки, расположенные возле дома N 102 по улице Советская и возле дома N 37 по улице Школьная в городе Холмске Сахалинской области, находятся в ненадлежащем техническом состоянии (в песочницах находится мусор и растительность, песок имеется в малом количестве; на турниках имеются сколы краски, ржавчина; канаты находятся в ненадлежащем состоянии; ограждение требует покраски; отсутствуют калитки; качели сломаны; карусель в нерабочем состоянии; крышка от мусорного контейнера демонтирована).
Необходимое техническое обслуживание оборудования указанных детских площадок и их ремонт не проводятся; комплекс мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации детских площадок не разработан; эксплуатационная документация отсутствует; на площадках не размещены информационные таблички или доски, содержащие сведения о правилах и возрастных требованиях при использовании оборудования, о номерах телефонов служб спасения, скорой помощи, о номерах телефонов обслуживающей организации.
Детская игровая площадка, расположенная в районе дома N 102 по улице Советская в городе Холмске, приобретена МКУ "Служба единого заказчика" на основании муниципального контракта от 13 апреля 2017 года N 038/021.
Детская игровая площадка, расположенная в районе дома N 37 по улице Школьная в городе Холмске, приобретена МУП "Муниципальная управляющая компания" на основании договора подряда от 11 августа 2016 года N Х005/2016.
Доказательств выбытия соответствующих детских игровых площадок из муниципальной собственности со стороны Администрации и Департамента судам представлено не было; указанные игровые площадки не расположены на земельных участках, сформированных для целей эксплуатации многоквартирных домов, расположенных в городе Холмске по адресам: ул. Школьная, д. 37, и ул. Советская, д. 102 (земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Холмск, ул. Школьная, д. 37, не сформирован и на кадастровый учёт не поставлен; земельный участок для целей эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Холмск, ул. Советская, д. 102, образован по контуру данного многоквартирного дома).
Разрешая заявленные административные исковые требования, Холмский городской суд Сахалинской области, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ Р 56440-2015, Правил благоустройства, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что поскольку спорные детские игровые площадки, которые находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов не относятся, размещены в рамках реализации контрактов для обеспечения муниципальных нужд по благоустройству территории городского округа, ООО "Интеграция", являющейся управляющей компанией для многоквартирных домов, расположенных в городе Холмске по адресам: ул. Школьная, д. 37, и ул. Советская, д. 102, они не передавались, обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации таких детских площадок и по приведению их в соответствие с установленными техническими требованиями должна быть возложена на органы местного самоуправления муниципального образования "Холмский городской округ".
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Как верно указали суды, детские площадки расположенные по адресам: Сахалинская область, г. Холмск, ул. Советская, д. 102, и ул. Школьная, д. 37, являются объектами благоустройства территории городского округа, приобретёнными за счёт средств местного бюджета, обязанность по проведению своевременного ремонта и обслуживания которых отнесена к вопросам местного значения городского округа, тогда как доказательств того, что владельцами данных объектов благоустройства являются собственники помещений соответствующих многоквартирных домов и что они расположены в пределах границ земельных участков, образованных для целей эксплуатации многоквартирных домов, со стороны Администрации и Департамента судам представлено не было.
Частью 2 статьи 62, частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия), их соответствия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемое решение, совершившее оспариваемое действие (бездействие).
Доводы кассационной жалобы Администрации не опровергают верных выводов судов нижестоящих инстанций, по существу они направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, при этом они не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Несогласие административного ответчика с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное субъективное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела была допущена судебная ошибка при применении норм материального или процессуального права.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Холмского городского суда Сахалинской области от 28 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 4 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" Сахалинской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения вступивших в законную силу решения Холмского городского суда Сахалинской области от 28 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 4 августа 2023 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.