Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Центрального района города Хабаровска к Федеральному казённому учреждению "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в дальневосточном регионе Федерального дорожного агентства", Федеральному дорожному агентству о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Центрального района города Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в дальневосточном регионе Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ ДСД "Дальний Восток", Учреждение), Федеральному дорожному агентству (далее - Росавтодор) в котором просил:
- признать незаконным бездействие ФКУ ДСД "Дальний Восток" по непринятию мер по проведению в соответствии с требованиями пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), участка автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, проходящего через населённые пункты п. Мирный и с. Кипарисово-2 Приморского края, а именно: по установке стационарного электрического освещения;
- возложить на ФКУ ДСД "Дальний Восток" обязанность в течении года со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по приведению в соответствие с требованиями пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 участка автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, проходящего через населённые пункты п. Мирный и с. Кипарисово-2 Приморского края, установив стационарное электрическое освещение.
- возложить на Росавтодор обязанность по обеспечению финансирования соответствующих работ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в нарушение требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности на участке автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, проходящем через п. Мирный и с. Кипарисово-2 Приморского края, отсутствует стационарное электрическое освещение, что создаёт угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределённого круга лиц.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 декабря 2022 года признано незаконным бездействие ФКУ ДСД "Дальний Восток" по непринятию мер к установке стационарного электрического освещения участка автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, проходящего через населённые пункты п. Мирный и с. Кипарисово-2 Приморского края; на Учреждение возложена обязанность по проведению работ по установке стационарного электрического освещения на указанном участке автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток в течение 36 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 апреля 2023 года решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 декабря 2022 года отменено, по делу было принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июля 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 5 апреля 2023 года отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 сентября 2023 года решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 декабря 2022 года изменено. На ФКУ ДСД "Дальний Восток" возложена обязанность провести работы по приведению в соответствие с требованиями пункта 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 участка автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, проходящего через населённыепункты п. Мирный, с. Кипарисово-2 Приморского края, а именно: установить стационарное электрическое освещение в течение 24 месяцев с даты выделения Росавтодором финансовых средств. На Росавтодор возложена обязанность по обеспечению финансирования работ по установке стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, проходящего через населённыепункты п. Мирный, с. Кипарисово-2 Приморского края, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
8 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Хабаровского края, поданное через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 24 октября 2023 года, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части установленного для исполнения решения суда срока в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции в данной части обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2023 года данное кассационное представление передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, извещённых о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 сентября 2023 года по результатам рассмотрения кассационного представления с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) следует, что к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) предусмотрено, что к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Под термином "дорожная деятельность" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под "содержанием автомобильных дорог" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под "элементами обустройства автомобильных дорог" - в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункты 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, в том числе элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения, предусматриваются ГОСТ Р 52766-2007.
Так, в соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах должно устанавливаться на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, автомобильная дорога А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928, и передана в оперативное управление ФКУ ДСД "Дальний Восток".
В ходе проведённой органами прокуратуры проверки установлено, что на участке автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, проходящем через населённые пункты п. Мирный, с. Кипарисово-2 Приморского края, отсутствует стационарное электрическое освещение.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, проанализировав положения Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, ГОСТ Р 52766-2007, Устава ФКУ ДСД "Дальний Восток", утверждённого приказом Росавтодора от 1 июня 2011 года N 78 (далее - Устав), оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришёл к выводу, что отсутствие стационарного электрического освещение на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения, проходящем через населённые пункты п. Мирный, с. Кипарисово 2 Приморского края, нарушает требования действующего законодательства о дорожной деятельности, а также права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц в сфере безопасности дорожного движения. При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал допущенное ФКУ ДСД "Дальний Восток" бездействие незаконным, возложив на Учреждение обязанность в течение 36 месяцев с момента вступления решения в законную силу установить стационарное электрическое освещение на соответствующем участке автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, изменяя решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края, со ссылкой на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Устава, указала в апелляционном определении, что финансирование деятельности ФКУ ДСД "Дальний Восток" осуществляется за счёт средств федерального бюджета, при этом Учреждение находится в ведении Росавтодора, который является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций. В связи с этим суд апелляционной инстанции возложил на Росавтодор обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по установке стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск-Владивосток, проходящем через населённые пункты п. Мирный, с. Кипарисово 2 Приморского края, а также изменил срок исполнения ФКУ ДСД "Дальний Восток" возложенной на него судом первой инстанции обязанности, определив его в 24 месяца с даты выделения Росавтодором финансовых средств.
В связи с тем, что кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Хабаровского края содержит доводы, касающиеся несогласия с апелляционным определением только в части продолжительности установленного срока исполнения возложенных на Росавтодор и ФКУ ДСД "Дальний Восток" обязанностей, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности апелляционного определения в остальной части у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается выводов суда апелляционной инстанций о необходимости установления срока исполнения Росавтодором установленной в апелляционном определении обязанности в 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, как и выводов о необходимости установления срока проведения ФКУ ДСД "Дальний Восток" работ по приведению участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения в соответствие с требованиями пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 в 24 месяца с даты выделения Росавтодором финансовых средств, то оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 КАС РФ, в резолютивной части решения должно содержаться, в том числе, указание на необходимость принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению (на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца), и на срок устранения таких нарушений.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Таким образом, определяющим критерием для установления в решении суда соответствующего срока является его разумность, которому сроки, указанные в резолютивной части апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда соответствуют.
В силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции по доводам кассационного представления не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.