Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Крашенко Романа Владимировича на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 5 сентября 2023 года по административному делу N 2а-2440/2023 по административному исковому заявлению Крашенко Р.В. к Управлению Росреестра по Калининградской области о признании незаконными уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, объяснения представителя Крашенко Р.В. - Макаревич Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крашенко Р.В. обратился в Ленинградский районный суд г. Калининграда с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Калининградской области, в котором с учетом уточнения, просил признать незаконными уведомление от 19 декабря 2022 года N о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок площадью 983 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", уведомление от 20 марта 2023 года N об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении указанного земельного участка.
В обоснование требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимости общей площадью 800 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется.
13 декабря 2022 года административным истцом в Управление Росреестра по Калининградской области подано заявление, к которому приложен межевой план от 10.11.2022 г, соглашение о перераспределении земельных участков от 11.11.2022 г.
19 декабря 2022 года административным ответчиком направлено уведомление N о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку часть земельного участка принадлежит на праве собственности ТСН "Морское" с разрешенным использованием "общее использование территории", потому недопустим выдел в натуре доли Крашенко Р.В. из общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N.
17 января 2023 года Крашенко Р.В. дополнительно предоставил в Управление выписки из протоколов общего собрания участников ТСН "Морское".
Однако, 18 января 2023 года административный ответчик в его адрес направил уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, при этом в уведомлении не были указаны конкретные основания приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", не указано, в чем выражалось неустранение причин и каким образом данные причины могут быть устранены.
Административный истец полагает, что оспариваемое уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости противоречит статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 14, 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", препятствует в осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество, чем нарушает права и законные интересы административного истца.
20 января 2023 года административный истец обратился с заявлением в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета на Уведомление N от 19.12.2022 г, в результате рассмотрения которой Уведомление N от 19.12.2022 г. было оставлено в силе, а заявление без удовлетворения.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 5 сентября 2023 года, административный иск Крашенко Р.В. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Крашенко Р.В, в лице представителя Макаревич Е.В, на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 5 сентября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 5 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 ноября 2023 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в связи с не соответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, и направлении дела на новое рассмотрение.
Относительно кассационной жалобы Крашенко Р.В. Управлением Росреестра по Калининградской области представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Крашенко Р.В. на праве собственности принадлежит земельный участок в составе ТСН "Морское", площадью 800 кв.м, кадастровый N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, расположенный по адресу: "адрес".
ТСН "Морское" на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 23577 кв.м, кадастровый N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - общее пользование территории, расположенной по адресу: "адрес"
11 ноября 2022 года между ТСН "Морское" и Крашенко Р.В. на основании решения общего собрания членов СНТ "Морское" от 01.11.2022 г. заключено соглашение о перераспределении данных земельных участков, согласно которому Крашенко Р.В. передается в собственность часть земельного участка ТСН "Морское" с кадастровым номером N, площадью 183 кв.м, категория земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - общее пользование территории, в результате перераспределения образовано два земельных участка с новыми границами.
С целью осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав 13 декабря 2022 года Крашенко Р.В. и ТСН "Морское" в лице представителя Зарицкого А.В. через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Управление Росреестра по Калининградской области поданы заявления N в отношении земельного участка площадью 983 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" и площадью 23 394 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" образованных путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N и N. К указанному заявлению приложено соглашение от 11.11.2022 г. о перераспределении земельных участков.
19 декабря 2022 года в соответствии с пунктами 20, 20.1 части 1 статьи 26, пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственным регистратором прав вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, согласно которому заявителям указано, что имеются основания для приостановления государственного кадастрового учета и регистрации прав на вышеуказанные земельные участки, образованные путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Основаниями для приостановления осуществления регистрационных действий государственным регистратором со ссылкой на положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 123.13 ГК РФ указано на то, что возможность отчуждения земельных участков общего назначения в собственность членов товарищества законом не предусмотрена, отчуждение имущества общего пользования возможно исключительно в долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, либо в собственность органов государственной власти или органов местного самоуправления в рамках оказания мер поддержки ведения садоводства и огородничества.
17 января 2023 года Крашенко Р.В. обратился через МФЦ с заявлением о представлении дополнительных документов, с которым представил пояснения к дополнительным документам и выписки из протокола. К указанному заявлению от 17.01.2023 г. приложена выписка из протокола общего собрания членов ТСН "Морское" от 01.11.2022 г, согласно которой общим собранием решено перераспределить земельные участки с кадастровыми номерами N и N между Крашенко Р.В. и ТСН "Морское".
18 января 2023 года государственным регистратором прав вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
20 января 2023 года Крашенко Р.В. обжаловал решение государственного регистратора о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Ростреестра по Калининградской области.
Решением апелляционной комиссии от 14 февраля 2023 года решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 19 декабря 2022 года признано обоснованным.
28 февраля 2023 года Крашенко Р.В. обратился через МФЦ с заявлением о представлении дополнительных документов, с которым представил межевой план от 28.02.2023 г. и пояснение к дополнительным документам.
1 марта 2023 года государственным регистратором прав вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
20 марта 2023 года в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственным регистратором прав вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что оспариваемые решения приняты уполномоченным лицом и в соответствии с законом.
При этом суд исходил из того, что часть переданного административному истцу земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: общее использование территории, входит в состав земель общего пользования ТСН "Морское", находится в общей долевой собственности участников ТСН и не может быть поставлена на кадастровый учет и передана в собственность административного истца на основании представленного соглашения о перераспределении земельных участков.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных обстоятельствах дела нормы материального права применены судами правильно.
В силу пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одним из оснований для приостановления регистрационных действий является несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.
Согласно положениям пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений), в случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков. Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 312-ФЗ указанный срок продлен до 1 марта 2031 года.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 217-ФЗ) предусмотрено, что земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам (часть 5 статьи 24 Федерального закона N 217- ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 25 Федерального закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии принятия такого решения общим собранием членов товарищества в соответствии с требованиями статьи 17 настоящего Федерального закона. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением (часть 3 статьи 25 Федерального закона N 217-ФЗ).
Частью 6 статьи 25 Федерального закона N 217-ФЗ установлено, что собственник садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, не вправе: 1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на имущество общего пользования; 2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанный участок.
Проанализировав вышеприведенные положения действующего законодательства в их системной взаимосвязи суды пришли к правомерному выводу о том, что земельные участки общего назначения, расположенные в границах территории садоводства, могут быть предоставлены только в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства. Передача земель общего назначения в собственность отдельных членов товарищества законом не предусмотрена.
Судами установлено и доводами кассационной жалобы не опровергается, что земельный участок с кадастровым номером N, зарегистрированный на правах собственности за ТСН "Морское", находится в общей долевой собственности участников ТСН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех его собственников.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что спорный земельный участок общего назначения не может быть передан в собственность административного истца на основании предоставленного соглашения, следует признать правильным.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение соответствующего вопроса в силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона N 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества, основаны на ошибочном толковании закона.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 17 Федерального закона N 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится распределение образованных на основании утвержденного проекта межевания территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Указанное полномочие общего собрания не равнозначно распоряжению имуществом, находящимся в долевой собственности, которое в силу вышеприведенных положений пункта 1 статьи 246 ГК РФ осуществляется по соглашению всех его собственников.
При этом, согласно выписке из протокола общего собрания членов ТСН от 01.11.2022 года количество собственников земельных участков в границах ТСН "Морское" составляет 74 человека, на собрании присутствовало 45 собственников.
Таким образом, соглашение всех участников долевой собственности, в данном случае отсутствует.
Положениями абзацев 2 и 5 пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрации прав может быть приостановлена, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статьям 14 - 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требованиям к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В связи с недопустимостью выдела в натуре доли Крашенко Р.В. из общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, административным ответчиком была приостановлена государственная регистрация права, а впоследствии ввиду неустранения причин такого приостановления принято решение об отказе в осуществлении регистрации права собственности заявителя на часть спорного земельного участка, что соответствует требованиям статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судами не установлено.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Крашенко Романа Владимировича - без удовлетворения.
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 5 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.