Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Андамовой А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-199/2023 по кассационным жалобам представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) Сутковецкой Ольги Юрьевны и представителя административного ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека", учреждение) Вербицкой Юлии Вячеславовны на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 15 июня 2023 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 15 сентября 2023 г., принятые по административному исковому заявлению "звание" Магомедова Абдурахмана Нурахмедовича об оспаривании действий руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" и МО РФ, связанных с начислением дохода от инвестирования накоплений участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) на его именном накопительном счете (далее - ИНС).
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, частично удовлетворён административный иск Магомедова, в котором он, с учётом уточнений, просил признать незаконными действия руководителя ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с неначислением ему в полном объеме инвестиционного дохода с даты возникновения у него оснований для включения в реестр участников НИС и обязать того произвести расчет недополученного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, который подлежал зачислению в накопления для жилищного обеспечения с 1 марта 2013 г. в размере суммы совокупного дохода от инвестирования накоплений у участников НИС, своевременно включенных в реестр на аналогичную дату включения, если участник НИС находился в реестре непрерывно, а также истребовать из Министерства обороны Российской Федерации денежные средства согласно указанному расчету и перечислить их на его именной накопительный счет.
Суд признал незаконными действия руководителя ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с неначислением дохода от инвестирования накоплений за период с 1 марта 2013 г. по 29 февраля 2016 г. и возложил на него обязанность произвести расчет величины дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление за период с 1 марта 2013 г. по 29 февраля 2016 г. и истребовать эту сумму от МО РФ для перечисления на ИНС Магомедова.
В удовлетворении требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика произвести расчет, истребовать от МО РФ и учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за период после 1 марта 2016 г. судом отказано.
В удовлетворении требований административного истца о производстве расчета размера дохода от инвестирования накоплений после 1 марта 2016 г. и в истребовании из МО РФ этих денежных средств с их перечислением на его ИНС судом отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 ноября 2023 г. и поступившей в кассационный военный суд 21 декабря 2023 г. представитель МО РФ Сутковецкая, просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на отдельные нормы законодательства, регулирующего возникшие по делу спорные правоотношения, приходит к выводу, что получение военнослужащим, несвоевременно включенным в реестр участников НИС, недополученного инвестиционного дохода, действующим законодательством не предусмотрено.
В кассационной жалобе, поданной 16 декабря 2023 г, представитель ФГКУ "Росвоенипотека" Вербицкая просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием изложенных в них выводов, обстоятельствам административного дела, неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование она, ссылаясь на отдельные нормы законодательства, регулирующего возникшие по делу спорные правоотношения, проводит доводы суть которых сводится к тому, что действующим законодательством, в отсутствие у ФГКУ "Росвоенипотека" соответствующих полномочий, не предусмотрено начисление военнослужащему, несвоевременно включенному в реестр участников НИС, недополученного инвестиционного дохода, алгоритм и формула исчисления размера которого законом не определена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев в пределах доводов кассационной жалобы материалы административного дела, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций в качестве юридически значимых обстоятельств установлено и сторонами не оспаривалось, что Магомедов проходит военную службу по контракту с сентября 2006 г. Второй контракт о прохождении военной службы он заключил в декабре 2008 г. в воинском звании матроса.
1 марта 2013 г. Магомедов, обратившись с соответствующим рапортом по команде, изъявил желание стать участников НИС, однако по независящим от него обстоятельствам, в соответствующий реестр участников он включен в феврале 2016 г. с датой возникновения основания - 1 марта 2013 г, в связи с чем доход от инвестирования накоплений начислялся и учитывался на его ИНС с 1 марта 2016 г.
В соответствии с пунктами 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является их участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, правила участия в которой, а также формирование, особенности инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительные взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
При этом в силу части 4 статьи 5 названного Федерального закона учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью же 6 статьи 5 этого же Федерального закона определено, что учет указанного дохода осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили приведенные в обжалованных судебных актах нормы права и пришли к обоснованному выводу о том, что оспоренными действиями административных ответчиков, нарушено право административного истца на учет накоплений в полном размере за период с 1 марта 213 г. по 29 февраля 2016 г.
Нераспорядительность должностных лиц по внесению необходимой информация для включения истца в данную программу жилищного обеспечения не может служить основанием для произвольного отказа от взятых на себя обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего в соответствии с приведенными законодательными предписаниями. В противном случае такой военнослужащий не может быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса участника НИС и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы, как об этом указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N1-П.
Отсутствие в прямой постановке регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, то есть регламентации механизма действий в случае реализации ненадлежащим образом прав военнослужащих, которые гарантированы законом, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, являющейся, в силу пункта 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачей административного судопроизводства.
Вопреки установленным для военнослужащих в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантиям единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, и в нарушение принципа социальной справедливости, Магомедов поставлен в неравные условия с теми военнослужащими, которые обладают сходными правами на жилищное обеспечение, но в отношении которых подобных нарушений не было допущено, поэтому его нарушенные права подлежат восстановлению в полном объеме.
Также кассационный военный суд находит не соответствующими действительности утверждения представителя ФГКУ "Росвоенипотека" о том, что это учреждение не наделено полномочиями по установлению методологии и методики определения размера недополученного дохода от инвестирования накоплений.
Так, пункт 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, предусматривает возможность внесения изменений в именной накопительный счет.
В этом же пункте указано, что при внесении изменений в именной накопительный счет производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
Следовательно, вопреки мнению об этом представителя ФГКУ "Росвоенипотека" наделено полномочиями по перерасчету размера накоплений для жилищного обеспечения, а, соответственно, и доходов от инвестирования, которые являются одной из составляющих этих накоплений.
Такой вывод согласуется с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 марта 2018 г. N 91-СФ "Об итогах совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих".
Названным постановлением, вступившим в законную силу в день его принятия, утверждены рекомендации совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих".
Как указано в пункте 7 данных рекомендаций, именно ФГКУ "Росвоенипотека", совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, рекомендовано проработать вопрос о начислении упущенного инвестиционного дохода для военнослужащих, несвоевременно включенных в НИС.
Таким образом, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвердив рекомендации, констатировал, как право каждого военнослужащего, несвоевременно включенного в реестр участников НИС, на начисление упущенного инвестиционного дохода, так и то, что методику расчета данного дохода необходимо проработать ФГКУ "Росвоенипотека".
Отсутствие же, по утверждению представителя ФГКУ "Росвоенипотека" у этого учреждения методики расчетов упущенного инвестиционного дохода, которую еще в марте 2018 г. было рекомендовано проработать именно данному учреждению, не может служить основанием для нарушения права административного истца на получение им инвестиционного дохода с даты возникновения у него права на включение в реестр участников НИС и получение им накоплений для жилищного обеспечения в полном объеме.
Таким образом, принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в кассационной жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной их отмене согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 15 июня 2023 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 15 сентября 2023 г, принятые по административному исковому заявлению Магомедова Абдурахмана Нурахмедовича, оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Сутковецкой Ольги Юрьевны и представителя административного ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Вербицкой Юлии Вячеславовны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 января 2024 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.