Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края, поступившую в суд первой инстанции 23 ноября 2023 года, на решение Краснодарского краевого суда от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Прометей Агро" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Прометей Агро" (далее - ООО "Прометей Агро", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1209, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" 6-й этаж - N 1-20, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1211, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" 7-й этаж - N 1-20, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1214, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", 8-й этаж - N 1-20, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", 1-й этаж - N 2, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 33, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", 1-й этаж, пом. 9, 16, 17, 18, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 307, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", 9-й этаж, пом. 1, 9-13, 15-18, 21-25, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 34, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" 9-й этаж, пом. 14, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 356, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" 9-й этаж, пом. 2, 20, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 570, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" 9-й этаж, пом. 19, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года;
- нежилого помещения с кадастровым номером 23:43:0425001:96, площадью 528, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" цокольный этаж - N 1-3, 8; 1-й этаж - N 1, 3, 4, 8, 10, 11, 14, 21, 22, 33; 2-й этаж- N 1, 9, 10; 3-й этаж - N 1, 11, 12; 4-й этаж - N 1 15, 16; 5-й этаж - N 1, 15, 16, Лит. А, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке N 310-О-2022 от 27 июня 2022 года, подготовленный оценщиком ООО "Альфа Эксперт" Шелест О.Н.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 29 242 900 рублей 34 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 66 945 314 рублей 45 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 67 067 113 рублей 73 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 67 255 348 рублей 99 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 442 906 рублей 48 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 1 854 670 рублей 89 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 17 035 290 рублей 49 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 1 910 034 рублей 02 копейки;
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 19 714 874 рублей 69 копеек;
- нежилого здания с кадастровым номером N составляет 31 601 377 рублей 35 копеек.
Административные исковые требования "Прометей Агро" мотивированы тем, что значительное превышение кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости над его рыночной стоимостью приводит к необоснованному увеличению налоговых платежей, что нарушает права административного истца как собственника объектов недвижимости.
Решением Краснодарского краевого суда от 18 мая 2023 года административные исковые требования "Прометей Агро" удовлетворены.
Судом установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 48 216 500 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 48 304 200 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 48 439 800 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 36 800 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 1 536 000 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 12 269 400 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 1 375 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 14 199 400 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 22 760 500 рублей;
- с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 года в размере его рыночной стоимости 21 061 800 рублей;
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества установлено 5 июля 2022 года.
Судом взыскана с ООО "Прометей Агро" в пользу ООО "Бизнес-Партнер" оплата за проведение судебной экспертизы в размере 151 636 рублей 77 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2023 года решение Краснодарского краевого суда от 18 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Буренков Д.Л. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ООО "Прометей Агро" отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационные жалобы не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федеральный закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Прометей Агро" является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, что подтверждается информационным письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 28 июля 2022 года N 27-12511-ГС/22, а также выписками из ЕГРН.
Административным истцом в суд первой инстанции представлен отчет об оценке N 310-О-2022 от 27 июня 2022 года, выполненный оценщиком ООО "Альфа Эксперт" Шелест О.Н, в соответчики с которым рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года:
- с кадастровым номером N составляет 26 948 500 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 26 997 600 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 27 073 300 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 297 100 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 1 244 000 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 7 985 800 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 1 281 100 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 9 242 000 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 14 814 200 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 13 708 600 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности вышеуказанного отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов недвижимости, судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, проведение которой было поручено эксперту АНО "Краснодарский центр судебных экспертиз" Маркову М.В.
Между тем, с учетом выявленных нарушений в заключении эксперта N АК-094-08/22 от 10 октября 2022 года и дополнительном заключении от 9 января 2023 года N АК-094-08/22/2, определением Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2023 года назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Бизнес Партнер" Ермакову А.М.
Согласно заключению эксперта N БП-2089 от 11 апреля 2023 года, рыночная стоимость объектов недвижимости:
- с кадастровым номером N составляет 48 216 500 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 48 304 200 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 48 439 800 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 36 680 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 1 536 200 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 12 269 400 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 1 375 700 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 14 199 400 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 22 760 500 рублей;
- с кадастровым номером N составляет 21 061 800 рублей.
Оценив по правилам статей 82, 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО "Бизнес Партнер" Ермаковым А.М. от 11 апреля 2023 года N БП-2089, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно установил, что заключение настоящей судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ.
Подателем кассационной жалобы выводы судебной экспертизы N БП-2089 от 11 апреля 2023 года не опровергнуты, доказательств ее порочности не представлено.
Доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, чем отражено в вышеуказанном заключении, суду не представлено.
Более того, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П и от 5 июля 2016 года N 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильным судебным актам, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 24 января 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.