Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романенкова Е.Н. к федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за отработанные сверх установленной нормы количества часов, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, поступившей с делом в суд 21 ноября 2023 г, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 5 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романенков Е.Н. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФКУ "Управление Черноморского флота"), с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просил суд обязать ответчика произвести перерасчет должностного оклада истца с 5 октября 2017 г..по октябрь 2020 г..путем повышения на 24% за работу в опасных условиях, взыскать недополученную заработную плату за период с 5 октября 2017 г..по 31 октября 2020 г..в размере 167 232, 20 руб, обязать ответчика выплатить истцу компенсацию за несвоевременную выплату части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 8 ноября 2017 г..по 15 марта 2022 г..в размере 113 235, 70 руб, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 16 марта 2023 г..по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 167 232, 20 руб, денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда, за период с 5 октября 2017 г..по 31 октября 2020 г..в размере 75 303, 14 руб, денежную компенсацию за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 5октябьря 2017 г..по 31 октября 2020 г..в размере 99 568, 57 руб, компенсацию за несвоевременную выплату части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 30 декабря 2017 г..по 15 марта 2023 г..в размере 64 365, 40 руб, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 16 марта 2023 г..по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 99 568, 57 руб, компенсировать моральный вред 10 000 руб, взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя, понесенные истцом в связи с рассмотрением настоящего дела.
Исковые требования мотивированы тем, что 1 апреля 2014 г..между истцом и Министерством обороны Российской Федерации в лице войсковой части 63876 Министерства обороны Российской Федерации заключен трудовой договор, согласно которому истец принят на работу стрелка отряда военизированной охраны филиала (бухта Сухарная) войсковой части 63876 на неопределенный срок. 5 октября 2017 г..между сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому, истец переводится постоянно на должность пожарного пожарной команды (бухта Сухарная). Согласно отчету о проведении СОУТ в войсковой части 63876, утвержденному 29 ноября 2018 г, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за опасные условия труда по результатам СОУТ не установлены. В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в войсковой части 63876, утвержденном 26 октября 2020 г, в отношении рабочих мест пожарного пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда). Приказом командира войсковой части 63876 от 3 ноября 2020 г..указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком. Истец считает, что результат СОУТ от 29 ноября 2018 г..не соответствует действительности, аналогичные условия труда того же перечня рабочих мест войсковой части 63876 результатом СОУТ от 26 октября 2020 г..признаны опасными, и противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций. Учитывая характер и виды выполняемых работ, которые с момента заключения трудового договора не менялись, истец полагает, что его условия труда изначально являлись вредными и опасными, со стороны работодателя с момента проведения СОУТ (29 ноября 2018 г..) и до 3 ноября 2020 г..не производилась доплата, которая предусмотрена нормами статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также истец просил восстановить ему срок обращения в суд с настоящим иском, поскольку данный срок им был пропущен по уважительным причинам, связанным с правомерным ожиданием восстановления его трудовых прав во внесудебном порядке.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 25 ноября 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено - Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 5 апреля 2023 г. исковые требования Романенкова Е.Н. к ФКУ "Управление Черноморского флота" о возложении обязанности произвести перерасчет должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за несвоевременную задержку выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск, компенсации за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации за нарушение оплаты за отработанные сверх установленной нормы количество часов, компенсации морального вреда удовлетворены. Судом постановлено: взыскать с ФКУ "Управление Черноморского флота" в пользу Романенкова Е.Н. недополученную заработную плату за период с 5 октября 2017 г. по 31 октября 2020 г. в размере 167 232, 20 руб, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 8 ноября 2017 г. по 15 марта 2023 г. в размере 113 235, 70 руб, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 16 марта 2023 г. по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 167 232, 20 руб, денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в размере 75 303, 14 руб, недополученную заработную плату за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 5 октября 2017 г. по 31 октября 2020 г. в размере 99 568, 57 руб, денежную компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 30 декабря 2017 г. по 15 марта 2023 г. в размере 64 365, 40 руб, компенсацию за несвоевременную задержку части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 16 марта 2023 г. по день фактической выплаты из расчета основного долга в размере 99 568, 57 руб, денежную сумму в счет компенсации морального вреда в размере 10 000 руб, а также расходы по оплате услуг представителя в размере 90 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 сентября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик ФКУ "Управление Черноморского флота" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что функции работодателя в отношении работников (лиц гражданского персонала) войсковой части 63876 осуществляет командир названной воинской части. В качестве стороны в гражданском процессе могут выступать не только граждане и организации, но и органы военного управления, к которым отнесена войсковая часть 63876, а также должностные лица, в том числе, воинские должностные лица (командир войсковой части 63876). Судом принято решение о правах и обязанностях лица (войсковой части 63876), привлеченного к участию в деле лишь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, что является недопустимым и указывает о неверном определении истцом и судом надлежащего ответчика.
Обращает внимание, что удовлетворяя исковые требования, суд взыскал недополученную заработную плату с 5 октября 2017 г. по 31 октября 2020 г. с учетом повышения оклада на 24 %. В соответствии с СОУТ от 29 ноября 2018 г. по результатам специальной оценки условий труда рабочего места пожарный пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2, поэтому должностной оклад не повышался. Работник Романенков Е.И. с результатами проведения специальной оценки условий труда рабочего места ознакомлен 12 декабря 2018 г, которые последний не обжаловал. В 2020 г. проведена специальная оценка условий труда рабочего места истца, установлен итоговый класс (подкласс) - 4, в связи с чем повышен должностной оклад на 24 %. Право работника на получение компенсации и соответствующая обязанность у работодателя возникает с момента признания условий вредными, независимо от мнения работника (как и работодателя). На период до утверждения отчета о проведении внеплановой СОУТ 2020 г. применительно к положениями статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценки условий труда" ухудшения положения истца работодателем (войсковой части 63876) не допущено, поскольку вредный характер условий работы истца соответствующими документами до проведения СОУТ в 2020 г. не подтвержден.
Ответчик указывает, что юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции не установлены, вид системы оплаты труда Романенкова Е.Н. не определен, порядок работы в условиях, отклоняющих от нормальных, порядок учета рабочего времени, механизм расчета заработной платы и размер фактической выплаты в спорный период, судом не выяснялись.
Суд первой инстанции, не имея соответствующих доказательств, при отсутствии заключений уполномоченных органов и отсутствия действующих документов, которыми определено, что в отношении рабочего места были определены условия труда, именно с 5 октября 2017 г. по 31 октября 2020 г. незаконно взыскивает недополученную заработную плату, в том числе, игнорируя тот факт, что с истцом соответствующий договор заключен исключительно 5 ноября 2020 г. с момента установления в отношении рабочего места категории опасности условий труда КУТ 4. При этом на момент рассмотрения дела ответчиком и третьими лицами неоднократно говорилось о том, что рабочее место истца имело другую категорию, и с работником заключен соответствующий трудовой договор и только после проведения специальной оценки условий труда 26 октября 2020 г. в отношении рабочего места истца установлена опасность условий труда (4 класс) и соответственно с работником заключен дополнительный трудовой договор и установлены соответствующие льготы. Считает, что истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку о нарушении своих трудовых прав истцу было известно в 2017 году, а обращение в органы надзора последовало только в 2021 году. Каких-либо уважительных причин, объективно влияющих на начало и порядок течения срока обращения в суд, не представлено и из материалов дела не усматривается.
В кассационной жалобе третье лицо - представитель войсковой части 63876 Министерства обороны Российской Федерации и представитель Министерства обороны Российской Федерации также просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение или принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование приводит те же доводы, что и ответчик - ФКУ "Управление Черноморского флота".
Истцом Романенковым Е.Н. на кассационные жалобы поданы возражения, в которых истец просит оставить в силе решения суда первой и апелляционной инстанций.
Истец Романенков Е.Н, представитель ответчика - ФКУ "Управление Черноморского флота", представители третьих лиц - войсковой части 63876 Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения, направленные в адрес ответчика и третьих лиц, вручены адресатам. Истец Романенков Е.Н. просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено, что 1 апреля 2014 г. между войсковой частью 63876 Министерства обороны Российской Федерации, в лице командира части Шишечкина А.Н, и Романенковым Е.Н. заключен трудовой договор N 4/545 на неопределенный срок, согласно которому истец был принят на работу в должности стрелка отряда военизированной охраны филиала (б. Сухарная) войсковой части 63876 технической базы вооружения (ракетной) с 1 апреля 2014 г. (пункты 1.2, 1.6, 1.7. трудового договора).
Раздел 4 трудового договора определяет условия труда, согласно которому истцу был установлен должностной оклад в размере 5 126, 00 руб. в месяц (п. 4.2.), 15% ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (п. 4.3, п. 4.4, п. 4.5.).
Пунктом 5.1. трудового договора истцу установлена продолжительность рабочей недели - 40 часов, суммированный учет рабочего времени, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
5 октября 2017 г. к трудовому договору подписано дополнительное соглашение, в том числе внесены следующие изменения, вступившие в силу с 5 октября 2017 г.:
- пункт 1 подпункт 1.2. трудового договора изложен в следующей редакции: "Работник переводится постоянно, с его согласия, на должность пожарного пожарной команды филиала (б. Сухарная)";
- пункт 1 подпункт 1.4. трудового договора изложен в следующей редакции: "местом работы является Техническая база вооружения (ракетная) войсковой части 63876 расположенная по адресу: "адрес"";
- пункт 4 подпункт 4.2. трудового договора изложен в следующей редакции: "Работнику устанавливается должностной оклад 6 300, 00 рублей в месяц".
Работодатель обязался обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 3.3. договора).
Согласно отчету о проведении СОУТ войсковой части 63876 от 29 ноября 2018г, на рабочем месте филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная) пожарная команда, работнику по должности пожарный (численность работающих 1 человек) гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены (карта СОУТ 850).
Истец с результатами проведения специальной оценки условий труда рабочего места ознакомлен 12 декабря 2018 г.
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в войсковой части 63876, утвержденным 26 октября 2020 г, в отношении рабочих мест филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная, флота, 1 разряда) - пожарная команда, пожарного пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда), численность работающих составила 4 человека. В соответствии с приказом командира войсковой части 63876 от 5 ноября 2020 г. N 1087 указанной категории работников с 3 ноября 2020 г. повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены.
5 ноября 2020 г. к трудовому договору подписано дополнительное соглашение, вступившее в силу с 3 ноября 2020 г, согласно которому внесены следующие изменения:
- дополнили пункт 1 трудового договора подпунктом 1.8. следующей редакции: "1.8. Условия труда на рабочем месте Работника по результатам специальной оценки условий труда от 26 октября 2020 г. - опасные условия (4 класс)";
- внесли изменения в пункт 4, подпункт 4.1. трудового договора, изложив его в следующей редакции: "Условия оплаты труда Работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации";
внесли изменения в пункт 4, подпункт 4.2. трудового договора, изложив его в следующей редакции: "работнику устанавливается оклад в размере 7 046, 00 рублей в месяц (4 группа тарифных ставок). Произвести повышение оклада за работу с опасными условиями труда на 24%";
внесли изменения в пункт 5, подпункт 5.1. трудового договора, изложив его в следующей редакции: "Работнику устанавливается: продолжительность рабочей недели - 36 часов; суммированный учет рабочего времени, сокращенный рабочий день, опасные условия труда"; исключен пункт 8 "Соблюдение требований Законодательства Российской Федерации о государственной тайне".
1 декабря 2020 г. к трудовому договору подписано дополнительное соглашение, согласно которому внесены изменения в пункт 5, подпункт 5.5. трудового договора в следующей редакции: "Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с опасными условиями труда продолжительностью 24 (двадцать четыре) календарных дня. В стаж работы, дающий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время".
По результатам проведения этих работ, протоколами комиссии по СОУТ войсковой части 63876 было констатировано наличие для рабочих мест работников каждой пожарной команды двух рабочих зон: - рабочая зона повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения; рабочая зона выполнения работ личным составом боевого расчета пожарной команды на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно СОУТ 2018 года в войсковой части 63876 для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда) - для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4 класс (опасные условия труда) - на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно сведений военной прокуратуры - войсковая часть 90935 от 14 мая 2021 г. следует, что в военную прокуратуру гарнизона поступило коллективное обращение о нарушении должностными лицами войсковой части 63876 требований трудового законодательства, которое направлено для рассмотрения в Государственную инспекцию труда города Севастополя.
В ответе Государственной инспекции труда города Севастополя от 30 ноября 2022 г. указывалось, что в период с 15 декабря 2021 г. по 10 февраля 2022 г. проведена документарная проверка в отношении войсковой части 63876. По результатам проверки установлено, что в результатах проведения СОУТ от 30 ноября 2018 г, 29 ноября 2019 г. и 26 октября 2020 г. в отношении рабочих мест пожарных команд войсковой части 63876 усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда.
В войсковой части 63876 действует коллективный договор, заключенный 22 июля 2015г. на период с 22 июля 2015 г. по 22 июля 2018 г, зарегистрированный в Департаменте труда и социальной защиты населения города Севастополя 24 июля 2015 г.
Согласно пункту 3.1.7. коллективного договора заработная работнику устанавливается трудовым договором. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.1.2. коллективного договора следует, что для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Приложением N 2 к коллективному договору утверждено "Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части 63876.
Пункт 2.1. Положения об оплате труда определяет, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2014 года N 255, работникам войсковой части 63876 могут производится, в том числе следующие выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми и вредными условиями труда; за работу в сверхурочное время; за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; допущенным к государственной тайне на постоянной основе.
Согласно пункту 3.1. Положения об оплате труда следует, что гражданскому персоналу войсковой части 63876, занятому на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12%; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24%.
В июле 2018 года подписан новый коллективный договор войсковой части 63876 на период действия со 2 июля 2018 г. по 2 июля 2021 г.
14 февраля 2020 г. в коллективный договор от 2018 года внесены изменения, а именно, пункт 4.1.21 изложен в следующей редакции: - "4.1.21 Гражданскому персоналу, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-4 степени или опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск следующей продолжительности: вредные условия труда 2 степени (класс 3.2) - не менее 7 календарных дней; вредные условия труда 3 степени (класс 3.3) - не менее 12 календарных дней; вредные условия труда 4 степени (класс 3.4) - не менее 18 календарных дней; опасные условия труда (класс 4) - не менее 24 календарных дней.
Согласно приложению N 2 к коллективному договору на 2018-2021 годы утверждено Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части 63876. Пункт 2.1 Положения об оплате труда предусматривает, что командир войсковой части 63876 осуществляет выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем данных выплат, установленными приказами Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545; Министерства здравоохранения и социального развития от 29 декабря 2007 г. N 822 (с изменениями) и положениями Отраслевого соглашения: а) за работу в особых условиях труда: работа во вредных (или) опасных условиях труда; исполнение трудовых обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов; выполнение задач по охране и защите арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов в составе подразделений военизированной охраны; работа по непосредственному приему, хранению, выдачи вооружения и боеприпасов гражданским персоналом арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов; для работников пожарных команд в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов; работа на судах обеспечения, состоящих в кампании (морская надбавка).
Пункт 2.2.1 Положения об оплате труда от 14 февраля 2020 г. также предусматривает, что гражданскому персоналу войсковой части 63876, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени (подкласс 3.1) - на - процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени (подкласс 3.2) - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 степени (подкласс 3.3) и (или) 4 степени (подкласс 3.4) - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда (4 класс) - на 24 процента.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 91, 92, 117, 129, 135, 136, 147, 212, 219, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", оценив представленные доказательства по делу, пришел к выводу об обоснованности заявленных Романенковым Е.Н. требований, исходя из того, что условия труда Романенкова Е.Н. с момента заключения трудового договора, не изменялись, являются опасными, поэтому истец имеет право на гарантии и компенсации, в связи с работой с опасными условиями труда, с момента заключения трудового договора. Результат СОУТ от 29 ноября 2018 г, на основании которого условия труда на рабочем месте истца были признаны безопасными, не соответствует и противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г. (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Из обстоятельств, установленных судами следует, что специальной оценкой условий труда войсковой части 63876, утвержденной комиссией 30 ноября 2018 г. в войсковой части 63876, на рабочем месте пожарного Романенкова Е.Н. указанной войсковой части установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 (допустимые условия труда), а поэтому гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ не установлены.
В соответствии с отчетом о проведении СОУТ в войсковой части 63876 утвержденным 26 октября 2020 г, в отношении рабочих мест командира пожарного пожарной команды филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная, флота, 1 разряда) - пожарная команда, установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 4 - (опасные условия труда). А также были установлены следующие гарантии и компенсации за условия труда: повышенная оплата труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации); ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации); сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации); проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Проведенной проверкой Государственной инспекции труда города Севастополя в акте документарной проверки войсковой части 63876 установлено, что согласно выписке из приказа командира войсковой части 63876 от 17 ноября 2020 г. для работников вышеуказанных пожарных команд войсковой части 63876, у которых рабочие места отнесены к опасным условиям труда (4 класс), установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю, указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%. Приказом командира войсковой части от 5 ноября 2020 г. N 1087 пожарной команды филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части 63876 указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
Учитывая изложенное, актом документарной проверки установлено, что в результатах СОУТ от 30 ноября 2018 г, 29 ноября 2019 г. и 26 октября 2020 г. в отношении рабочих мест вышеуказанных пожарных команд войсковой части 63876 усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда и принято решение, в целях оценки качества проведения СОУТ на рабочих местах указанной категории работников с 2018 по 2021 годы, отчеты СОУТ войсковой части 63876, утвержденные от 30 ноября 2018 г, 29 ноября 2019 г. и 26 октября 2020 г, направить в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда (далее - ГЭУТ) в отношении рабочих мест пожарных команд войсковой части 63876.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 21 июня 2021 г. N 04 оценки качества проведения специальной оценки условий труда Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - войсковой части 63876 следует, что ГЭУТ проведена в отношении качества СОУТ 2018, 2019, 2020 годах ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковой части 63876 на рабочих местах:
- командира отделения, пожарных и водителей автомобиля работников базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) Пожарной команды (пожарное депо) в 2018 году (карты СОУТ 1292-N 1304);
- начальника пожарной команды базы (хранения материальных и технических средств, объединения 1 разряда г. Симферополь) - Пожарной команды в 2019 году (карта СОУТ N 206);
- командиров отделения пожарной команды, пожарных пожарной команды и водителей автомобиля пожарной команды, базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) (г. Симферополь) - Пожарной команды (пожарное депо) в 2020 году (карты СОУТ N 113- N 118).
Исходя из выводов заключения ГЭУТ от 21 июня 2021 г. N 04 следует:
- качество проведения СОУТ в 2018 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковой части 63876 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда;
- качество проведения СОУТ в 2019 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковой части 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда;
- качество проведения СОУТ в 2020 году на рабочих местах работников базы (хранения материальных и технических средств) (г. Симферополь) пожарной команды (пожарное депо) ФКУ "Управление Черноморского флота" - войсковой части 63876 соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Между тем, в судебном порядке результаты специальной оценки условий труда истцом Романенковым Е.Н. не оспаривались.
В силу части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (часть 3 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, действующее с 27 июля 2014 г.
Ранее оплату труда гражданского персонала регулировало аналогичное Положение, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555.
Согласно пункту 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны от 23 апреля 2014 г. N 255, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 12 процентов.
Аналогичные положения содержались в приказе Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555.
Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545.
В силу пункта 3 раздела 2 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу" Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Пунктом 4 раздела 2 Приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
В силу требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен указать, какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.
Требования данных нормативных положений судами первой и апелляционной инстанций не соблюдены, обстоятельства, связанные с осуществлением права работника войсковой части 63876, занимающего должность гражданского служащего в войсковой части 63876, на безопасные условия труда и предоставлением ему соответствующих классу опасности рабочего места гарантий и льгот, судами не устанавливались.
Судами не принято во внимание, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 1 января 2014 г, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 1 января 2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 1 января 2014 г. осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет. Данный документ утратил силу с 1 января 2014 г. в связи с изданием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем раз в пять лет, если иное не установлено названным федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 названного федерального закона. К числу случаев проведения внеплановой специальной оценки условий труда частью 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ отнесены, в том числе получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Частью 6 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ определено, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 названного федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда; рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
До вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Названное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 726.
При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ).
Приведенные нормы материального права, определяющие порядок и сроки проведения специальной оценки условий труда, а также предоставление работникам по результатам указанной оценки различных гарантий и компенсаций, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора применены не были, вследствие этого обстоятельства, связанные с аттестацией рабочих мест гражданских служащих в войсковой части 63876 до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и с предоставлением работникам, осуществляющим трудовую деятельность по должностям гражданских служащих, гарантий и компенсаций за работу в соответствующих условиях труда, и, как следствие, нарушение прав этих работников судами не устанавливались, в связи с чем, вывод судебных инстанций о нарушении права работников, связанных с оплатой их труда до октября 2020 года, нельзя признать законным.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 2 названного Положения Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 утвержден Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
Пунктом 1 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, согласно Приложению N 2 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822, отнесены к выплатам компенсационного характера.
Согласно пункту 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исходя из приведенных нормативных положений заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации). Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных (за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда), предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере.
При этом суды первой и апелляционной инстанций не учли, что к компетенции суда, являющегося органом по разрешению трудовых споров, относится проверка при рассмотрении иска Романенкова Е.Н. о взыскании не выплаченной ему в полном размере заработной платы за период с октября 2017 года по октябрь 2020 года включительно, в условиях, отклоняющихся от нормальных (за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда), с учетом специальной оценки условий труда, утвержденной комиссией от 26 октября 2020 г, связанных с работой истца в условиях, отклоняющихся от нормальных (тушение пожара и проведение аварийно-спасательных работ и т.д.).
В силу части 1 и 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Таким образом, судам необходимо было установить: каков вид системы оплаты труда Романенкова Е.Н. (тарифная, сдельная, повременная, повременно-премиальная), из каких частей состоит его заработная плата, какие доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера были установлены Романенкову Е.Н. в соответствии с действующей у его работодателя командира войсковой части 63876 системой оплаты труда; каким образом работодателем осуществлялся учет его рабочего времени (поденный, суммированный, почасовой); имело ли его рабочее место специальную оценку условий труда до 5 октября 2017 г, до его принятия на работу, с целью установления сохранения гарантий, предоставляемых ему ранее, если таковые ему представлялись; осуществлялась ли Романенковым Е.Н. в указанный им в исковом заявлении период (с 5 октября 2017 г. по 31 октября 2020 г.) работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе работа, связанная с тушением пожара и проведение аварийно-спасательных работ; какие выплаты в счет заработной платы в названный период были произведены работодателем Романенкову Е.Н.; какой механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе выплат компенсационного и стимулирующего характера, был применен работодателем при определении заработной платы Романенкову Е.Н. в спорный период, соответствует ли такой механизм подсчета заработной платы Романенкову Е.Н. требованиям трудового законодательства и была ли произведена оплата труда в спорный период в полном объеме, с учетом результатов специальной оценки условий труда, утвержденных в 2018 году, которая не отменена и являлась действующей на момент осуществления истцом трудовых обязанностей в период до ноября 2020 года.
Однако эти юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены и установлены не были, они не вошли в предмет доказывания по делу, предметом исследования и оценки суда в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись и, соответственно, какой-либо правовой оценки не получили.
Суд апелляционной инстанции - судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, допущенные судом первой инстанции существенные нарушения норм материального и процессуального права, не выявил и не устранил.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (абзац первый части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются (часть 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм процессуального закона следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Выводы, к которым пришел суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела, должны быть мотивированы с указанием закона, иного нормативного правового акта, на нормах которого эти выводы основаны. При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд апелляционной инстанции также должен привести мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления были им отклонены.
Данные требования Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не выполнены, допущенные судом первой инстанции при разрешении спора существенные нарушения норм материального и процессуального права не устранены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по иску Х. о взыскании не выплаченной в полном объеме заработной платы, судом апелляционной инстанции, так же как и судом первой инстанции, не установлены.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 5 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 25 сентября 2023 г. - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд города Севастополя.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.