Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щетининой Е.В, судей Грибанова Ю.Ю, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сочинского межрайонного природоохранного прокурора, заявленного в интересах Российской Федерации к ФИО3 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, по кассационной жалобе представителя ФИО3 по доверенности ФИО1 на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Щетининой Е.В, выслушав пояснения прокурора ФИО5, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Хостинский районный суд г. Сочи с иском к ФИО3 о признании отсутствующим права на земельный участок и просил суд признать отсутствующим право собственности ФИО3, зарегистрированное 5 февраля 2014 года в Едином государственном реестре недвижимости на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 870 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", признать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. Указать, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности на вышеуказанный земельный участок за ФИО3 и для государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией на указанный земельный участок.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 мая 2023 года удовлетворены исковые требования Сочинского межрайонного природоохранного прокурора, заявленного в интересах Российской Федерации к ФИО3 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Суд признал отсутствующим право собственности ФИО3, зарегистрированное 5 февраля 2014 года в Едином государственном реестре недвижимости на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 870 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", признать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Указано, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности на выше названный земельный участок за ФИО3 и для государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией на указанный земельный участок.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 сентября 2023 года решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 мая 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ФИО3 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ФИО3 по доверенности ФИО1 просит об отмене вступивших в законную силу судебных постановлений, принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права. В обоснование кассационной жалобы выражает несогласие с заключением специалиста Сочинского национального парка ФИО6, поскольку в материалах дела отсутствует план лесоустройства. Ссылается на регистрацию ФИО3 права собственности на спорный земельный участок в Управлении Росреестра, а также на уплату налога за пользование земельным участком. Считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом были извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что на земельный участок с кадастровым номером N незаконно возникло право ответчика, поскольку участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 5 мая 1983 года N "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
На основании плана лесоустройства Мацестинского участкового лесничества Сочинского национального парка 29 сентября 2005 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером N категории "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06 октября 2017 года, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 13 сентября 2005 года.
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 сентября 2021 года земельный участок с кадастровым номером N полностью расположен в границах земель Мацестинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выдела 3 квартала 5, указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Право собственности на данный участок 26 сентября 2008 года зарегистрировано за ФИО12, 5 февраля 2014 года на основании договора купли-продажи перешло к ФИО3
Основанием государственной регистрации права собственности ФИО12 на спорный земельный участок послужило свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от 15 декабря 1992 года N3843, выданное главой администрации Хостинского района г. Сочи на основании постановления администрации Хостинского района г. Сочи от 26 ноября 1992 года N790.
Также данным постановлением предписана выдача садоводам государственных актов, а не свидетельств о праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из объяснения главы администрации Хостинского района г. Сочи ФИО7 (с 1991г. по 1997г.), свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от 15 декабря 1992 года N3843 им не подписывалось, печатью не скреплялось.
В соответствии с ответом начальника Хостинского отдела Росреестра по г. Сочи от 24 ноября 2021 года свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от 15 декабря 1992 года N 3843 на хранении отсутствует, подтвердить его выдачу не представляется возможным.
Согласно объяснениям председателя садового товарищества "БФО Мацеста-3" ФИО8 следует, что данное товарищество состоит из 96 человек и согласно генеральному плану данного товарищества земельный участок под номером N в границы товарищества не входит.
По результатам изучения генерального плана, отражающего местоположение и границы земельных участков, входящих в садоводческое товарищество "БФО Мацеста-3", а также списков садоводов данного товарищества, представленных письмом заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Сочи установлено, что спорный земельный участок в границы указанного товарищества не входит, ФИО12 в списках членов товарищества никогда не значилась.
Спорный земельный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах территории названного товарищества.
В отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером N.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО3 и иных лиц указанным участком.
Также из анализа представленной в дело копии постановления следователя СО отдела МВД России по Абинскому району, прикомандированному в СУ УВД по г. Сочи от 18 августа 2022 года установлено, что в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО12 по факту приобретения права на указанный земельный участок, путем обмана, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, преступления предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ отказано есть в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
Согласно экспертному заключению N 121/22-27.1 от 17 августа 2022 года, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 870 кв.м, полностью находился в границах Сочинского национального парка (лесоустройство 1997-1998 г.г.) по состоянию на 14 января 2009 года (дата осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером N).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, критически оценив имеющиеся в материалах дела данные кадастрового дела на указанный земельный участок, а также материалы регистрационного дела на спорный земельный участок, а также материалы землеустроительного дела, в которых содержатся данные о том, что первоначальный собственник земельного участка ФИО12 является членом СНТ "БФО Мацеста-3", как пользователь земельного участка N площадью 840 кв. м, пришел к выводу об отсутствии подтверждения достоверности сведений в отношении членства ФИО12 в товариществе и наделении ее правом пользования земельным участком на законном основании, из чего следует, что данный спорный земельный участок по воле его правообладателя никогда не предоставлялся и не принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения на законном основании первоначальному собственнику ФИО12
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и сделаны без существенных нарушений примененных норм материального и процессуального права.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из положений ранее действовавшего Лесного Кодекса РСФСР (статьи 3, 4, 29), Основ лесного законодательства РФ, утвержденных Верховным Советом РФ от 6 марта 1993 года N 4613-1 (статьи 2, 14), все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ, предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель лесных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Лесным кодексом РФ также предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации (ст.ст. 7, 19, 56).
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлен перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. К их числу отнесены, в том числе, национальные природные парки.
Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Режим национальных парков определяется нормами федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) и ЗК РФ.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению. Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 ЗК РФ.
По смыслу приведенных положений, а также норм статьи 27 ЗК РФ, земельные участки национальных парков, в том числе занятые лесами, в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность граждан или юридических лиц. При этом право собственности Российской Федерации на данные земли признается в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона об особо охраняемых природных территориях земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование.
Соответственно, утверждения судов о том, что земельные участки, входившие и входящие в Сочинский национальный парк, границы лесничеств которого определены в результате лесоустройства, как того требовали положения п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ, п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 года N 265, находятся в федеральной собственности и в силу ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" считаются ранее учтенными объектами недвижимости федеральной собственности, являются правильными. В свою очередь, включение защитных лесов, расположенных в Сочинском национальном парке, в границы населенного пункта город-курорт Сочи и приобретение ими статуса городских лесов, не является основанием для изменения их целевого назначения и уменьшения площади территории национального парка (п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 11, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ).
Приходя к выводу о незаконности формирования земельного участка, собственником которого в настоящее время является ответчик, суды правомерно исходили из того, что материалами дела подтверждено образование спорного участка на землях, находящихся в федеральной собственности, и оснований не согласиться с такими утверждениями суд кассационной инстанции не находит.
Доводы жалобы о несогласии с заключением специалиста Сочинского национального парка ФИО6, поскольку в материалах дела отсутствует план лесоустройства, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются, поскольку не опровергают представленных в материалы дела доказательств.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об обоснованности заявленных исковых требований прокурора о признании отсутствующим права собственности ответчика, поскольку исследованными по делу доказательствами в их совокупности, подтверждены обстоятельства, на которые истец ссылался в обоснование заявленного иска, а именно на то, что образование спорного земельного участка, предоставление его в частную собственность и дальнейшие сделки, повлекшие переход права собственности на него, были совершены с нарушением действующего законодательства, поскольку спорный участок с видом разрешенного использования "для садоводства" был сформирован в границах земель государственной собственности в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице уполномоченного органа, что применительно к обстоятельствам рассмотренного дела влечет угрозу нарушения режима земельного участка единого землепользования как особо охраняемой территории.
Соглашаясь с такими выводами и оценкой доказательств, изложенными в судебных актах, суд кассационной инстанции также учитывает, что материалами дела подтверждается произрастание на спорном земельном участке лесов, что помимо вышеперечисленных установленных судами обстоятельств, указывающих на неправомерность его образования и отчуждения, также препятствует целевому использованию спорного участка "для садоводства" и подтверждает доводы истца о возникновении прав на него физических лиц в обход положений лесного и земельного законодательства.
Поскольку материалами дела не подтверждено фактического выбытия из владения Российской Федерации земельного участка лесного фонда с кадастровым номером N, выбранный прокурором способ защиты нарушенного права путем заявления требований о признании права отсутствующим, является надлежащим и соответствует разъяснениям, приведенным в пунктах 45, 49, 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных в защитой права собственности и других вещных прав", п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2019).
Квалифицировав требования прокурора как негаторные, суды правомерно исходили из правового обоснования иска, а также того обстоятельства, что истец не ссылался на утрату владения лесным участком в целом, а указывал на нарушение прав собственника, в защиту интересах которого заявлен иск, вследствие выявления полного наложения границ земельных участков.
Приведенные в жалобе доводы о неверно избранном прокурором способе защиты права, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и получили соответствующую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку по существу сводятся к несогласию ответчика с принятыми судебными актами и переоценке установленных ими по делу обстоятельств, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли на законность и обоснованность принятых судебных постановлений либо опровергали выводы судов, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения и апелляционного определения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе те, на которые имеются ссылки в жалобе, судами не допущено, спор по существу разрешен правильно.
Кассационный суд полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены надлежащим образом, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статей 56 и 67 ГПК РФ, а иная оценка фактов, установленных судами, процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена (ч. 3 ст. 390 ГПК РФ).
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания, поскольку иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению данного принципа.
В силу изложенного оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам жалобы представителя ФИО3 по доверенности ФИО1 кассационным судом не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО3 по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Щетинина Е.В.
Судьи Грибанов Ю.Ю.
Аверина Е.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.