Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения "Каратузское лесничество", поданную через суд первой инстанции 29 ноября 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 октября 2023 г.
по административному делу N 2а-216/2023 по административному исковому заявлению Цецура Любови Владимировны к Краевому государственному бюджетному учреждению "Каратузское лесничество", Министерству лесного хозяйства Красноярского края об оспаривании отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, возложении обязанности по устранению нарушений.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Цецура Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений на основании заявления от 29 июля 2023 г, признании за Цецура Л.В. право на заключение договора купли-продажи лесных насаждений на 2022 г, возложении на КГБУ "Каратузское лесничество" обязанности устранить допущенное нарушение путем заключения с ней договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд.
Требования мотивирует тем, что 29 июля 2022 г. Цецура Л.В. обратилась в КГБУ "Каратузское лесничество" с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд. В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края "Об утверждении порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд" указанное заявление подлежало рассмотрению в течение 10 рабочих дней с даты его регистрации. Однако данное заявление рассмотрено не было, в связи с чем 6 марта 2023 г. она обратилась повторно с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений за 2022 г. На данное заявление получен ответ, содержащий отказ в предоставлении лесных насаждений, который полагает незаконным.
Поскольку КГБУ "Каратузское лесничество" нарушен срок, установленный Указом Губернатора Красноярского края, для заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд либо для отказа в заключении договора, то отказ в заключении договора, содержащийся в ответе на обращение от 6 марта 2023 г. является незаконным, а её право на заготовку древесины за 2022 г. подлежит восстановлению.
Решением Каратузского районного суда Красноярского края от 3 июля 2023 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 октября 2023 г. решение Каратузского районного суда Красноярского края от 3 июля 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым требования Цецура Л.В. удовлетворены, признан незаконным отказ КГБУ "Каратузское лесничество" в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (отопление жилого дома) с Цецура Л.В. за 2022 г, на Министерство лесного хозяйства Красноярского края возложена обязанность в течении месяца после принятия апелляционного определения заключить с Цецура Л.В. договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для отопления дома за 2022 г.
В кассационной жалобе заявитель просит апелляционное определение отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Полагает, что судом допущены нарушения в применении и толковании норм материального права, неправильно установлены обстоятельства дела. Указывает на ошибочные выводы суда апелляционной инстанции об обращении в установленный срок для обращения с иском в суд, поскольку ответ на обращение от 6 марта 2023 г. не может расцениваться как результат рассмотрения заявления от 29 июля 2022 г. Указывает, что суд, возлагая обязанность заключения договора с административным истцом, не принял во внимание, что Указом Губернатора Красноярского края не предусмотрено предоставление лесных насаждений для собственных нужд за прошлые периоды.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Цецура Л.В. в рамках реализации предоставленного ей права, 29 июля 2022 г. обратилась в КГБУ "Каратузское лесничество" с заявлением (заполненное путем заполнения в бланке необходимых граф) о заключении с ней договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд (для отопления жилого дома) в объеме 20 кубометров. К данному обращению она приобщила, согласно пунктов 5, 5.1 Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждения для собственных нужд, копии документов, подтверждающих право собственности на жилой дом; справку органа местного самоуправления, подтверждающую отсутствие централизованного отопления жилого помещения, которое предполагается отапливать ("адрес"); копию паспорта. Также Цецура Л.В. было обозначено местоположение лесного участка, на котором она желает осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, - Степное участковое лесничество, урочище " "адрес"; и качественная характеристика лесных насаждений - любая.
Данное обращение в тот же день было зарегистрировано в журнале заявлений от граждан на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с дублированием сведений относительно целевого назначения приобретения древесины и объема.
Однако до настоящего времени требуемое соглашение с Цецура Л.В. на 2022 г. не заключено.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что 20 декабря 2022 г. в адрес административного истца направлено сообщение КГБУ "Каратузское лесничество" о наличии лесных насаждений породы береза в Степном участковом лесничестве совхоз Заполярный, в "данные изъяты", однако для заключения договора она не явилась, вследствие чего бездействия со стороны административного ответчика не усматривается. Более того, указал и на пропуск Цецура Л.В. предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд с настоящим административным иском, отправной точкой для исчисления которого обозначил дату завершения десятидневного периода для рассмотрения заявления о заключении договора от 29 июля 2022 г.
Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда и удовлетворяя требования, она пришла к выводу о том, что КГБУ "Каратузское лесничество", выступающее в соответствии с положениями учредительных документов, является организацией, уполномоченной Министерством лесного хозяйства Красноярского края на рассмотрение заявлений граждан, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и совершение иных действий, связанных с выполнением данных поручений, мер к разрешению просьбы Цецура Л.В. не выполнило. Решение о подготовке проекта договора либо решение об отказе в заключении договора в оговоренный законом десятидневный срок не приняло. Вывод суда первой инстанции о пропуске Цецура Л.В. трехмесячного срока для обращения в суд с настоящими требованиями был признан также необоснованным, поскольку выявленные нарушения носили длящийся характер вследствие нерассмотрения заявления. Итоговый акт, в котором отсутствует дата его составления, издан по результатам рассмотрения обращения Цецура Л.В. от 6 марта 2023 г. Административное же исковое заявление подано Цецура Л.В. 10 мая 2023 г, то есть в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока, подлежащего исчислению именно с момента дачи ответа на заявление гражданина.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Все выводы, приведённые в апелляционном определении, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Право граждан заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, закреплено частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 4, 4.1, 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Красноярского края от 14 февраля 2007 г. N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" предоставление лесных насаждений гражданам для собственных нужд производится организацией, осуществляющей управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - уполномоченная организация), по нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд. После заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданин обязан принять лесные насаждения для заготовки древесины по акту от уполномоченной организации. Норматив заготовки древесины по виду потребности "отопление жилого дома, жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном на территории края (при отсутствии централизованного отопления)" составляет 20 кубометров ежегодно на семью или одиноко проживающего гражданина. Граждане вправе заготавливать древесину для нужд отопления в несколько этапов в пределах установленных периодичности и нормативов. Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений устанавливается Губернатором Красноярского края.
Порядком заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края от 22 апреля 2008 г. N 60-уг (здесь и далее - в редакции, действующей в рассматриваемый период), предусмотрено, что для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, заявление о заключении договора купли- продажи лесных насаждений (далее - заявление), составленное по форме, установленной в приложении к Порядку, и документы, указанные в пунктах 5, 5.1 Порядка, представляются в письменной форме гражданином (далее - заявитель) или его представителем лично либо направляются по почте в уполномоченную организацию по месту нахождения объекта использования древесины, а для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - в орган местного самоуправления.
Уполномоченной организацией по месту нахождения объекта использования древесины является уполномоченная организация в границах муниципального образования Красноярского края, на территории которого расположен жилой дом или жилое помещение в многоквартирном жилом доме, на отопление которых предполагается использовать заготовленную древесину (пункт 3).
Заявление и документы, указанные в пунктах 5, 5.1 Порядка, представленные в уполномоченную организацию или орган местного самоуправления заявителем или его представителем в письменной форме, регистрируются уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в журнале регистрации заявлений в день их поступления (пункт 4).
Согласно пункту 6 Порядка заявление рассматривается уполномоченной организацией в течение 10 рабочих дней с даты его регистрации. По результатам рассмотрения уполномоченной организацией принимается решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений либо об отказе в заключении подобного договора.
Решение об отказе в заключении договора принимается при наличии одного из следующих оснований: превышение заявленных к заготовке объемов лесных насаждений по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным приложением 2 к Закону края N 21-5820; отсутствие в период рассмотрения заявления в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, соответствующих требуемым объемам и качественным характеристикам, указанным в заявлении; непредставление документов, предусмотренных пунктом 5 Порядка; несоответствие заявления форме, установленной в приложении к Порядку; указание заявителем недостоверных сведений в заявлении и (или) прилагаемых к заявлению документах; нарушение периодичности заготовки древесины для собственных нужд, установленной в приложении 2 к Закону края N 21-5820; несоответствие потребности заявителя в лесных насаждениях видам потребностей, установленным приложением 2 к Закону края N 21-5820.
В соответствии с пунктами 7 - 11 названного Порядка в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о подготовке проекта договора либо решения об отказе в заключении договора уполномоченная организация направляет уведомление о принятом решении заявителю или его представителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручает его под подпись лично заявителю, либо направляет его в форме электронного документа, подписанного квалифицированной подписью, по адресу электронной почты заявителя либо в его личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг или краевом портале государственных и муниципальных услуг, либо направляет его в КГБУ "МФЦ" (в зависимости от способа получения уведомления, указанного в заявлении).
Уведомление заявителя или его представителя о принятом решении должно содержать следующие сведения: наименование лесничества; дата принятия решения; содержание решения; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя.
В случае принятия решения о подготовке проекта договора в уведомлении указываются сведения о предлагаемых заявителю лесных насаждениях (местоположение, площадь, объем, форма и вид рубки, товарно-сортиментная структура, стоимость лесных насаждений), срок, в течение которого заявитель должен явиться для подписания договора купли-продажи лесных насаждений.
В случае принятия решения об отказе в заключении договора в уведомлении указывается основание для отказа в заключении договора, предусмотренное в пункте 6 Порядка.
Дата, номер, содержание решения, принятого по результатам рассмотрения заявления, указываются уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в журнале регистрации заявлений в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения.
Проект договора купли-продажи лесных насаждений подготавливается уполномоченной организацией. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается в письменной форме путем составления одного документа в двух экземплярах по одному для каждой из сторон и подписывается продавцом и покупателем в течение 10 рабочих дней со дня направления заявителю или его представителю уведомления о принятом решении о подготовке договора.
В случае уклонения (неявки) заявителя или его представителя от подписания договора купли-продажи лесных насаждений в срок, установленный в абзаце первом пункта 10 Порядка, уполномоченная организация или орган местного самоуправления в течение 2 рабочих дней после окончания срока, установленного в абзаце первом пункта 10 Порядка, направляют заявителю или его представителю уведомление, содержащее информацию о незаключении договора купли-продажи лесных насаждений и о наличии права на повторное обращение с заявлением, способом, содержащимся в заявлении.
Проанализировав приведенные нормы, суд апелляционной инстанции, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно исходил из того, что КГБУ "Каратузское лесничество", выступающим в соответствии с уставом и доверенностями организацией, уполномоченной Министерством лесного хозяйства Красноярского края на рассмотрение заявлений граждан, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и совершение иных действий, связанных с выполнением данных поручений, в нарушение действующего правового регулирования мер к разрешению заявления Цецура Л.В. от 29 июля 2022 года о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд на основании Закона Красноярского края от 14 февраля 2007 года N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений", в котором истец просил заключить с ним договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с целью заготовки древесины для отопления жилого помещения в объеме 20 куб.м, не принято; решение о подготовке проекта договора либо решение об отказе в заключении договора в установленный законом десятидневный срок при отсутствии доказательств наличия каких-либо уважительных причин пропуска срока для изучения заявления не вынесено; проект договора не подготовлен.
При этом, оценивая письмо от 20 декабря 2022 года исх. N, адресованное заявителю и врученное ей под роспись 22 декабря 2022 года, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что данный документ носит информативный характер о наличии лесных насаждений - береза и в отсутствие предусмотренных пунктом 7 Порядка заключения с гражданами договора купли-продажи лесных насаждений реквизитов, обязательных для включения в уведомление в случае удовлетворения заявления о заключении договора (сведений о стоимости лесных насаждений, о сроке, в течение которого заявитель должен явиться для подписания договора) не может расцениваться как уведомление о принятом решении о подготовке проекта договора, учитывая при этом отсутствие самого проекта и отсутствие соответствующих отметок о результатах рассмотрения заявления в журнале регистрации подобных обращений.
Также судом принято во внимание ненаправление КГБУ "Каратузское лесничество" в адрес Цецура Л.В. уведомления, содержащего информацию о незаключении договора купли-продажи лесных насаждений и о наличии права на повторное обращение с заявлением, что является обязательным в силу пункта 11 приведенного Порядка.
При таких данных суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о ненадлежащем рассмотрении поданных Цецура Л.В. заявлений и незаконности отказа КГБУ "Каратузское лесничество" в заключении с Цецура Л.В. договора купли-продажи лесных насаждений на основании заявления от 29 июля 2022 года по приведенным в письме от 16 марта 2023 года основаниям, повлекших нарушение прав административного истца Цецура Л.В. на приобретение лесных насаждений для собственных нужд, в том числе для отопления, гарантированных Лесным кодексом Российской Федерации и Законом Красноярского края "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений".
Доводы кассационной жалобы об обратном повторяют позицию заявителя по спору, нарушений апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, не подтверждают, основаны на несогласии административного ответчика с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
Доводы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском в отсутствие уважительных причин его пропуска ранее заявлялись ответчиком и были проверены применительно к имеющимся материалам дела.
Основания и мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данный срок административным истцом не пропущен, доказательства, принятые судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Приведенные в жалобе доводы в данной части направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении на учреждение обязанности заключить с административным истцом договор купли-продажи несостоятельны, подлежат отклонению.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований (абзац второй пункта 26).
Придя к выводу по результатам рассмотрения спора о наличии у Цецура Л.В. подтвержденного представленными документами права, а у КГБУ "Каратузское лесничество" - обязанности исходя из установленных по делу обстоятельств заключить договор купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для собственных нужд за 2022 год, суд апелляционной инстанции в отсутствие в материалах дела сведений об обстоятельствах, препятствующих заключению договора, обоснованно возложил на административного ответчика соответствующую обязанность.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о возможном наличии таких препятствий документально не подтверждены, основаны на предположении и из материалов дела не следуют. Не приведено лесничеством конкретных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности заключения договора, и в ходе кассационного обжалования апелляционного определения.
Утверждение подателя кассационной жалобы о том, что, возложив обязанность по заключению договора на КГБУ "Каратузское лесничество", апелляционный суд не учел положения Устава лесничества, согласно которым договоры могут быть заключены лишь директором учреждения по доверенности, не может быть принято во внимание, поскольку директор учреждения в рассматриваемых правоотношениях в силу статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает от имени КГБУ "Каратузское лесничество".
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционным судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, нарушений норм материального или процессуального права не допущено. Кассационная жалоба административного ответчика не содержит правовых аргументов, которые на данной стадии могут поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта суда апелляционной инстанции и повлечь его отмену либо изменение. Оснований для отмены или изменения апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.