Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Омска, поданную 15 декабря 2023 года, на решение Центрального районного суда города Омска от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 ноября 2023 года
по административному делу N 2а-2443/2023 по административному иску исполняющего обязанности прокурора Кировского административного округа г. Омска в интересах Далакян А.М, Нашкарян К.С, Нашкарян С.С, "данные изъяты" ФИО1 Абдрахмановой К.И, Каримжановой А.Х, Абдрахмановой А.Х, "данные изъяты" ФИО2 ФИО3 к Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения представителя Администрации города Омска- Пышной А.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора -Афонина А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Кировского административного округа г. Омска в интересах Далакян А.М, Нашкарян К.С, Нашкарян С.С, "данные изъяты" ФИО1 Абдрахмановой К.И, Каримжановой А.Х, Абдрахмановой А.Х, "данные изъяты" ФИО2 ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации г. Омска о признании незаконным бездействие, выразившееся в необеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой (электро-, холодным водоснабжением), с возложением обязанности в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить указанные земельные участки инженерной инфраструктурой (электро-, холодное водоснабжение), ссылаясь на то, что предоставленные членам многодетных семей для индивидуального жилищного строительства земельные участки расположены в незастроенной местности, которая не обеспечена необходимыми инженерными коммуникациями, что исключает возможность строительства жилого дома.
Решением Центрального районного суда города Омска от 21 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 ноября 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация города Омска ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Омска от 21 июня 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 ноября 2023 года, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает, что судами не дана оценка доводу об отсутствии норм законодательства, которая бы закрепляла обязанность органов местного самоуправления обеспечивать собственников земельных участков инженерной инфраструктурой до границ земельного участка. Указывает также, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по обеспечению инженерными коммуникациями земельных участков, предоставленных многодетным семьям, так как Методические рекомендации, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 N 372, имеют рекомендательный характер и адресованы субъектам РФ. Кассатор считает, что материальные истцы не предприняли все зависящие от них меры для технологического присоединения к централизованной системе водоснабжения, поскольку в соответствии с Федеральным законом о водоснабжении и водоотведении для подключения жилого дома к централизованной системе водоснабжения собственнику земельного участка необходимо обратиться к гарантирующей организации. Полагает также решение неисполнимым с учетом установленных в них сроков.
На кассационную жалобу представлены возражения Прокуратуры Омской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N131-ФЗ), Федерального закона от 7 декабря 2011 г..N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Закона Омской области от 30 апреля 2015 года N 1741 - ОЗ "О предоставлении отдельным категориям граждан участков в собственность бесплатно", "Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г..N 644 (далее- Правила холодного водоснабжения и водоотведения), подпунктом 4 части 1 статьи 9 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г..N 92, исходя из того, что земельный участок был предоставлен многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки с целью удовлетворения потребностей граждан в жилище, в связи с чем на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, пришел к выводу о наличии бездействия органа местного самоуправления в части необеспечения земельных участков с кадастровыми номерами N и N электро- и холодным водоснабжением, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение
для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Доводы административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
Согласно с подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, подпункта 4 части 1 статьи 9 Устава города Омска, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах города Омска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с понятием, используемым в пункте 4 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ, водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 71, 72 Правил холодного водоснабжения и водоотведения в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников.
Частью 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно приказу Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы судов об удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия Администрации города Омска, выразившегося в необеспечении земельных участков, принадлежащих на праве собственности административным истцам, электроснабжением, водоснабжением, являются обоснованными.
При этом, суды исходили из того, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N предоставлены в собственность гражданам, имеющим трех и более детей органом местного самоуправления до настоящего времени не предпринято должных мер для обеспечения данных земельных участков, в том числе необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная и полноценная возможность использования земельных участков по целевому назначению.
Доводы кассатора об отсутствии у Администрации города Омска обязанности по обеспечению объектами инфраструктуры, в частности сетями водоснабжения до границ земельных участков, были предметом рассмотрения судов, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Ссылки на возможность самостоятельного подключения собственников земельных участков к существующим сетям водоснабжения правомерно отклонены судами, поскольку земельные участки расположены на значительном удалении от сетей водо- и электроснабжения, нахождение ближайших коммуникаций на расстоянии более 500 метров фактически через дорогу, предопределяет значительные финансовые затраты, между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, недопустимо возложение на самих граждан, льготной категории, бремени несения расходов на инфраструктурное оснащение предоставленного земельного участка, при том что указанные мероприятия осуществляются в рамках именно социальной поддержки.
Доводы жалобы о рекомендательном характере Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, не свидетельствуют о неправильном применении судом материального закона.
Вопреки доводам кассатора, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно, выводы судов согласуются с фактическими обстоятельствами по делу, основания для иной оценки доказательств не имеется, а относимость, допустимость и достаточность доказательств для разрешения конкретного спора, а также круг лиц, участвующих по делу, определяются судом, рассматривающим дело.
Не могут повлиять на законность принятых судебных актов и доводы кассационной жалобы о недостаточности срока для исполнения решения суда, поскольку в ходе судебного разбирательства административным ответчиком объективно не подтверждена.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого по делу судебного акта, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.