Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2614/2023 (УИД: 38RS0001-01-2023-001103-70) по иску Ивановой Татьяны Витальевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения, обязании зачесть в стаж периоды работы, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Иванова Татьяна Витальевна (далее - Иванова Т.В, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения, обязании зачесть в стаж периоды работы, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Иванова Т.В. указала, что 18 августа 2021 г. ответчиком принято решение N об отказе в зачете в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов работы в должности воспитателя в детском учреждении N Ангарского управления строительства и в должности воспитателя в детском учреждении N ОДВ г. Ангарска, поскольку наименование учреждений "детское учреждение" не предусмотрено Списками. Стаж работы 4 года 9 месяцев 6 дней отражен ответчиком, как работа с общими условиями труда.
Истец считает, что в спорные периоды она работала в должности воспитателя в образовательном учреждении и имеет право на их включение в специальный льготный стаж.
Иванова Т.В. просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 18 августа 2021 г. N; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в должности воспитателя с 2 апреля 1990 г. по 2 октября 1994 г. в детском учреждении N Ангарского управления строительства; с 19 июля 1995 г. по 25 октября 1995 г. в детском учреждении N отдела дошкольного воспитания администрации города Ангарска; а также взыскать в свою пользу судебные издержки в размере 50 600 руб, из которых государственная пошлина 600 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 22 мая 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 сентября 2023 г, исковые требования Ивановой Т.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 18 августа 2021 г. N о не включении Ивановой Татьяне Витальевне в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы в должности воспитателя:
- с 2 апреля 1990 г. по 2 октября 1994 г. в детском учреждении N Ангарского управления строительства;
- с 19 июля 1995 г. по 25 октября 1995 г. в детском учреждении N отдела дошкольного воспитания администрации города Ангарска;
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области возложена обязанность включить Ивановой Татьяне Витальевне в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в должности воспитателя:
- с 2 апреля 1990 г. по 2 октября 1994 г. в детском учреждении N Ангарского управления строительства;
- с 19 июля 1995 г. по 25 октября 1995 г. в детском учреждении N отдела дошкольного воспитания администрации города Ангарска.
С Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в пользу Ивановой Татьяны Витальевны взысканы судебные издержки в размере 25 300 рублей, из них: государственная пошлина 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в большем размере отказано.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области просит об отмене решения Ангарского городского суда Иркутской области от 22 мая 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 сентября 2023 г. в части удовлетворения исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что в материалы дела стороной истца и третьим лицом были представлены документы в отношении детского учреждения N, однако данные документы касаются строительства здания для детского учреждения, сдачи его в эксплуатацию, передачи имущества муниципалитету и т.п.
Вместе с тем, администрация Ангарского городского округа в ответе от 3 апреля 2023 г. N на запрос суда указала, что уставы, должностные инструкции, трудовые договоры, тарифные списки детского учреждения N в архивном отделе муниципалитета не значатся и на хранения не передавались.
Таким образом, доказательства, свидетельствующие о том, что детское учреждение, в котором истец осуществляла трудовую деятельность в период с 2 апреля 1990 г. по 2 октября 1994 г. фактически являлось дошкольным общеобразовательным учреждением, подпадающим под перечень учреждений, предусмотренных Списками, при рассмотрении дела, у судов отсутствовали.
Относительно доводов кассационной жалобы Администрацией Ангарского городского округа представлены письменные возражения, в которых просит оставить принятые судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Иванова Т.В, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МБОУ "Детский сад общеразвивающего вида N", администрации Ангарского городского округа, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Иванова Т.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 13 февраля 2002 г.
Согласно решению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 18 августа 2021 г. N истцу отказано во включении в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы: с 2 апреля 1990 г. по 2 октября 1994 г. в должности воспитателя в детском учреждении N Ангарского управления строительства; с 19 июня 1995 г. по 25 октября 1995 г. в должности воспитателя в детском учреждении N ОДВ г. Ангарска, поскольку наименование "детское учреждение" не предусмотрено Списками.
Как следует из трудовой книжки истца N, справки Детского сада общеразвивающего вида N, архивной справки Иванова (фамилия до замужества Швалева) Т.В. с 2 апреля 1990 г. по 2 октября 1994 г. работала воспитателем детского учреждения N Ангарского управления строительства N Ремонтно-строительное-эксплуатационное управление (АУС); с 19 июля 1995 г. по 21 октября 1995 г. воспитателем детского учреждения N ОДВ администрации г. Ангарска.
Как следует из исторической справки МДОУ N, в период работы истца воспитателем с 19 июня 1995 г. по 25 октября 1995 г, учреждение именовалось как Муниципальное образовательное дошкольное учреждение N. Согласно представленным редакциям Устава, детское учреждение N имело своей целью воспитание детей дошкольного возраста.
Детское учреждение N находилось в ведении СПАО АУС, ОАО "АУС" решением Арбитражного суда от 7 мая 2015 г. признано несостоятельным (банкротом).
Из архивной справки отдела администрации Ангарского городского округа от 1 марта 2023 г. N следует, что в документах по личному составу детского учреждения N имеются приказы о приеме и увольнении Ивановой (Швалевой) Т.В.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу, что в периоды со 2 апреля 1990 г. по 2 октября 1994 г. в детском учреждении N Ангарского управления строительства и с 19 июля 1995 г. по 25 октября 1995 г. в детском учреждении N отдела дошкольного воспитания администрации города Ангарска истец осуществляла трудовую деятельность в должности и учреждениях, которые являлись дошкольными, направленными на воспитание и обучение детей в возрасте до семи лет, полностью соответствуют признакам образовательного учреждения, в связи с чем, указанное обстоятельство дает ей право на включение спорных периодов в стаж для назначения пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Следовательно, решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 18 августа 2021 г. N об отказе Ивановой Т.В. в части включения спорных периодов работы в стаж на соответствующих видах работ обоснованно признано судом незаконным.
Суд апелляционной инстанции решение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 мая 2023 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30; лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
В соответствии с частью второй статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959г. N1397, предусмотрены в перечне учебных заведений и детских учреждений детские сады и объединенные ясли - сады, в "наименовании должностей" поименованы воспитатели.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463, в графе "наименование учреждений" предусмотрены "школы - детские сады", "детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли)", в графе "Наименование должностей" поименованы "воспитатель", "старший воспитатель" (воспитатель - методист)".
При этом пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463, принятого в соответствии со статьей 83 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" постановлено установить, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Статьей 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N11-П нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливают условия приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной, педагогической либо творческой деятельности на сцене.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством лица, занимавшиеся педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах, имели право на пенсию за выслугу лет (статьи 80-82 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста.
Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
Природа и предназначение пенсий за выслугу лет педагогическим, медицинским, творческим работникам обусловливали особенности приобретения права на ее назначение. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статей 2, 77, 80, 81 и 82 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья либо творческой деятельности на сцене), а у отдельных категорий творческих работников - также при достижении ими определенного возраста. Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
При этом Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требование о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, - назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности, а также формы собственности.
Данное требование применительно к выполнению лечебной и иной работы по охране здоровья населения, а также педагогической деятельности впервые было введено актами Правительства Российской Федерации - Постановлениями от 22 сентября 1999 года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Данное регулирование можно рассматривать как переходное в рамках проводимой пенсионной реформы, предполагающей, что пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет педагогических работников в частных и ведомственных учреждениях будет осуществляться на основе разработки отдельных предложений о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет в отношении работников школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными. Вместе с тем это не может означать, что до перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
При этом, оставив без изменения требования относительно продолжительности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, законодатель вместе с тем ограничил круг лиц, имеющих такое право, установив в качестве условия его приобретения осуществление указанной деятельности лишь в государственных или муниципальных учреждениях. По смыслу положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 в их взаимосвязи с пунктом 1 статьи 1 и пунктами 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", данное условие распространяется на всех без исключения лиц, занимавшихся педагогической, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья или творческой деятельностью, которые обращаются за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста после вступления названного Федерального закона в силу, независимо от того, когда они приобрели необходимый стаж, - до 1 января 2002 года или после этой даты.
Сложившаяся правоприменительная практика также свидетельствует о том, что органы, уполномоченные принимать решение о досрочном назначении трудовой пенсии, на основании пунктов 10, 11и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходят из того, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической, лечебной либо творческой деятельности, не подлежат зачету периоды, в течение которых соответствующая деятельность осуществлялась в не являющихся государственными или муниципальными школах и других учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях.
В результате изменений, внесенных в правовое регулирование пенсионного обеспечения оспариваемыми нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", граждане, относящиеся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, оказались в неравном положении - те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии стажа педагогической, лечебной или творческой деятельности была приобретена в период работы в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, утратили право на назначение пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста.
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.
Установление такого правового механизма предполагалось, в частности, при принятии нового пенсионного законодательства в рамках проводимой пенсионной реформы. Так, в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 и N1067 содержалось поручение Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в 3-месячный срок подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными. Однако это поручение не было реализовано; не принят до настоящего времени и федеральный закон об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации.
Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.
До установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим не затрагивается прерогатива Федерального Собрания при реформировании института досрочных пенсий по старости предусмотреть иные правовые механизмы пенсионного обеспечения указанных лиц с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067, в графе "наименование учреждений" предусмотрены детский сад, детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников), а в графе "наименование должностей" поименованы "воспитатель", "старший воспитатель".
При этом согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", вступившим в силу с 1 ноября 1999 года установлено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.
С учетом вышеизложенного, учитывая позицию, изложенную в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года N11-П, а также учитывая, что ранее до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 применительно к стажу работы, засчитываемому в специальный стаж, учитываемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, не было предусмотрено требование об учете работы только в государственных и муниципальных учреждениях, суды правомерно исходили из того, что спорный период работы истца со 2 апреля 1990 г. по 2 октября 1994 года в детском учреждении N Ангарского управления строительства (ведомственного детского сада, находящегося на балансе Ангарского управления строительства), а также период с 19 июля 1995 г. по 25 октября 1995 года в детском учреждении N отдела дошкольного воспитания администрации города Ангарска подлежит включению в специальный страховой стаж для учета периодов для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы жалобы о том, что спорные периоды работы истца в должности воспитателя с 2 апреля 1990 г. по 2 октября 1994 г. обоснованно не включены в стаж на соответствующих видах работ, поскольку наименование учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не соответствует наименованиям учреждений, поименованным в Списках, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, обоснованно отклонены судами, поскольку в данном случае подлежит разрешению вопрос не только о виде (типе) учреждения (организации), но и условиях, характере деятельности истца и соответствии тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Истцом в материалы дела предоставлен акт и решение о приемке сад-ясли АУС-16, на 280 мест, штатное расписание детского учреждения N на 12 групп, из них 4 группы ясельного возраста, пребывание детей 12 часовое, распоряжение вице-мэра от 14 января 1993 г. "О приеме-передачи детских учреждений г. Ангарска", в котором перечислено детское учреждение N от СПАО АУС, решение от 5 февраля 1993 г. малого совета Ангарского городского совета народных депутатов о включении в состав муниципальной собственности детских учреждений СПАО АУС, что в совокупности, свидетельствует о том, что истец работала воспитателем детского учреждения.
Основания полагать, что работа истца не была связана с работой в дошкольном образовательном учреждении - детском саду и с воспитанием детей у судов отсутствовали. Не включение спорных периодов работ в специальный стаж по изложенным пенсионным органом основаниям не только противоречит их действительному смыслу и предназначению, но и создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований частей 1, 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, а также приводит к неправомерному ограничению права истца на социальное обеспечение.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Всем доводам заявителя кассационной жалобы дана надлежащая правовая оценка в принятых по делу судебных постановлениях. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая и фактическая оценка.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.