Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Кожевниковой Л.П.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А..
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2572/2023, УИД: 19RS0001-02-2023-002465-95 по иску Ш. к Федеральному казенному учреждению "Войсковая часть N" о признании права на получение единовременного пособия по случаю гибели военнослужащего, возложении обязанности оформить и направить в страховую компанию документы на выплату единовременного пособия, по кассационной жалобе представителя Ш. - Масленикова Д.Ю. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 сентября 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ш. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Войсковая часть N" (далее по тексту также Войсковая часть N) о признании права на получение единовременного пособия по случаю гибели военнослужащего, возложении обязанности оформить и направить в страховую компанию документы на выплату единовременного пособия.
Требования мотивированы тем, что ее сын Ш. с 1 декабря 2010г. проходил военную службу по призыву во взводе связи войсковой части N, дислоцированной в г. Красноярске. 11 мая 2011 г. по приказу вышестоящего командования в составе взвода связи Ш. был направлен в с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия на учения и размещен в военном полевом лагере. 6 сентября 2011 г. его труп был обнаружен в лесном массиве в непосредственной близости от с. Подсинее на берегу протоки р. Енисей, висящим в петле из поясного ремня, привязанного к ветке дерева. 6 февраля 2023 г. она обратилась с заявлениями в Военный комиссариат г. Абакана и Войсковую часть N с требованиями надлежащим образом оформить и направить в соответствующую страховую компанию комплект документов, необходимых для выплаты ей (истцу) единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им выплат", по случаю смерти сына Ш.
Ответами военного комиссара г. Абакана от 6 марта 2023 г. и командира Войсковой части N от 3 марта 2023 г. ей было отказано со ссылкой на то, что решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 ноября 2012 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Хакасия от 13 марта 2013 г, отказано в удовлетворении ее исковых требований о признании Ш. погибшим при исполнении обязанностей военной службы.
С данными ответами военного комиссара и командира войсковой части она не согласна, поскольку вышеуказанные судебные акты были вынесены без исследования материалов уголовного дела: постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 7 сентября 2021 г, дополнительной комиссионной судебно-медицинской экспертизы от 8 июня 2017 г. N, протокола допроса специалиста - руководителя по безопасности Абаканского отделения ПАО "Мегафон" Ч. от 18 апреля 2017 г, которые имеют правовое значение для правильного рассмотрения данного спора, а также без учета решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 октября 2021 г, которым были удовлетворены исковые требования Ш. и Г. о компенсации морального вреда в связи с гибелью их сына и брата, Ш.
Просила признать за ней право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им выплат", по случаю гибели Ш, обязать ответчика на основании пунктом 12 Порядка оформления документов на выплату единовременных пособий, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100, надлежащим образом оформить и направить в соответствующую страховую компанию комплект документов, необходимых для выплаты ей единовременного пособия по случаю гибели Ш.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 сентября 2023 г, в удовлетворении иска Ш. к Федеральному казенному учреждению "Войсковая часть N" о признании права на получение единовременного пособия по случаю гибели военнослужащего Ш, возложении обязанности оформить и направить в страховую компанию документы на выплату единовременного пособия отказано.
В кассационной жалобе представитель Ш. - Маслеников Д.Ю. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных Ш. исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы Федеральным казенным учреждением "Войсковая часть N" принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Ш. получила судебное извещение 2 декабря 2023 г, ее представитель Масленников Д.Ю. - 4 декабря 2023 г, Войсковая часть N - 6 декабря 2023 г, ФГКУ "Военный комиссариат" г. Абакана - 1 декабря 2023 г, АО "СОГАЗ" - 4 декабря 2023 г, Министерство обороны Российской Федерации - 1 декабря 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
В удовлетворении заявленного представителем Ш. - Масленниковым Д.Ю. ходатайства об участии в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2023 г. отказано в связи с отсутствием технической возможности.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Ш. с 1 декабря 2010 г. проходил военную службу по призыву во взводе связи войсковой части 83015, дислоцированной в г. Красноярске. Приказом командира войсковой части от 11 мая 2011 г. N Ш. в составе взвода связи был направлен в служебную командировку в Войсковую часть N г. Абакана и размещен в военном полевом лагере, расположенном в с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия.
6 сентября 2011 г. на участке лесистой местности вблизи дерева, расположенного на расстоянии 250 м от кирпичного дома по адресу: "адрес", был обнаружен труп Ш, висящий в петле из поясного ремня, привязанного к ветке дерева.
В соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 15 июня 2012 г. N Войсковая часть N с 1 сентября 2012 г. передислоцирована в г. Абакан, прекратила свое существование как отдельная войсковая часть и вошла в состав Войсковой части N.
Также установлено, что Ш. является матерью Ш.
6 февраля 2023 г. Ш. обратилась в Военный комиссариат г.Абакана и Войсковую часть N с заявлением, в котором просила в соответствии с пунктом 12 Порядка оформления документов на выплату единовременных пособий, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100, надлежащим образом оформить и направить в соответствующую страховую компанию комплект документов, необходимых для выплаты ей единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им выплат" по случаю смерти сына Ш.
6 марта 2023 г. в ответе на данное заявление военный комиссар г.Абакана указал на отсутствие оснований для оформления и направления в страховую компанию документов, необходимых для выплаты единовременного пособия, предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им выплат", т.к. вступившим в законную силу решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 ноября 2012 г. установлено, что смерть Ш. не связана с исполнением обязанностей военной службы.
Ответ с аналогичным содержанием направлен истцу 3 марта 2023 г. за N командиром Войсковой части N с указанием на то, что смерть Ш. не связана с исполнением обязанностей военной службы, в то время как данное условие является обязательным для возникновения права на выплаты в соответствии с пунктом 12 оформления документов на выплату единовременных пособий, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100.
Не согласившись с такими ответами Военного комиссариата г. Абакан и Войсковой части N, Ш, настаивая на том, что ее сын Ш. умер при исполнении обязанностей военной службы, обратилась с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что смерть Ш. наступила не при исполнении им обязанностей военной службы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2).
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту также Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ).
Отношения, связанные с исполнением воинской обязанности и прохождением военной службы регулируются Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ).
Статья 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ определяет понятие военной службы и военнослужащих, в части 2 указано, что прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Пунктами 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ установлено, что социальная защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления посредством единой системы правовой и социальной защиты военнослужащих. При этом правовые и социальные гарантии военнослужащим, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений непосредственно в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (пункт 2 статьи 4).
В пункте 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ содержится бланкетная отсылка, согласно которой основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования военнослужащих устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ определено, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием и иными отдельными выплатами в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее по тексту также Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ), иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ) жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов являются объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ установлено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы является страховым случаем.
Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2000000 рублей выгодоприобретателям в равных долях (статья 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы определены статьей 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 497-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации".
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются: родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.
В пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ определены случаи, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы, в частности в случае: исполнения должностных обязанностей (подпункт "б") и защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности (подпункт "н").
В пункте 2 статьи 37пункте 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы, к которым отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что исходя из положений пунктов 8 и 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
Аналогичные нормы содержатся в статье 8 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100 "О Порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ" (далее по тексту - Порядок).
Пункты 8, 9 Порядка содержат положения, аналогичные положениям пунктов 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, определяющие случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы и когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащий признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если, в том числе, эти обстоятельства наступили вне места военной службы (вне расположения воинской части или за ее пределами) военнослужащего в случае защиты им жизни, здоровья, чести и достоинства личности.
Из приказа командира Войсковой части N N от 6 сентября 2011 г, которым назначена комиссия по расследованию случая смерти военнослужащего Ш, следует, что с 27 августа 2011 г. военнослужащий находился в розыске, как самовольно оставивший расположение воинской части, военного полевого лагеря, расположенного в районе проведения специального учения (с. Подсинее).
По итогам расследования факта гибели военнослужащего Ш. 7 сентября 2011 г. составлено заключение N, из которого следует, что 27 августа 2011 г. около 19-00 час. Ш. самовольно оставил полевой лагерь войсковой части, гибель рядового Ш. произошла в результате механической асфиксии вследствие совершения акта самоубийства через повешение.
10 сентября 2011 г. командиром Войсковой части N издан приказ N, из которого следует, что причинами гибели рядового Ш. явились слабые морально-волевые качества рядового Ш, а также невыполнение должностными лицами Войсковой части N положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии руководства и контроля за организацией повседневной деятельности подчиненного, низкой требовательности к подчиненным, несвоевременного доклада о факте самовольного оставления места службы рядового Ш, в поверхностном изучении настроений и морально-психологического состояния личного состава, низкой эффективности мер по предотвращению гибели военнослужащих в результате суицидальных происшествий, недостатках работы по своевременному выявлению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, непринятии всех мер по сохранению жизни и здоровья военнослужащих.
Истец, обращаясь в суд с иском, полагала, что имеются основания для признания Ш. погибшим при исполнении обязанностей военной службы, т.к. его гибель (смерть) наступила в расположении Войсковой части, пределы которой он не покидал, а в том случае, если считать его покинувшим расположение Войсковой части, то данная мера была вынужденной, поскольку Ш. защищал свои жизнь, здоровье, честь и достоинство.
Проверяя указанные доводы суд установил, что приговором Абаканского гарнизонного военного суда от 17 мая 2012 г. Р. признан виновным в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанном с унижением чести и достоинства потерпевших и сопряженном с насилием, совершенном в отношении двух лиц, ему назначено наказание. Данным приговором установлено, что 12 августа 2011 г. около 01 час. Р. в палатке взвода связи войсковой части 83015, расположенной на территории военного полевого лагеря в с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия, с целью показать свое мнимое превосходство над рядовым Ш, не находившимся с ним в отношениях подчиненности, в нарушение требований ст. ст. 16, 19, 160, 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и статьи 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, выражая недовольство жалобами Ш. на болезненное состояние, нанес ему один удар правой рукой в область головы и не менее пяти ударов правой рукой в область спины, причинив Ш. побои. Этим же приговором установлено, что причинно-следственная связь между действиями рядового Р. и самовольным оставлением места службы, а также самоубийством Ш. отсутствует.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 ноября 2012 г. по делу N 2-6035/2012, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 13 марта 2013 г, в удовлетворении исковых требований Ш. к Войсковой части N о признании сына Ш. погибшим при исполнении обязанностей военной службы, внесении изменений в приказ командира войсковой части N от 6 сентября 2011 г. N отказано.
Приказом командира Войсковой части N от 1 марта 2018 г. N в связи с поступившим протестом военного прокурора Абаканского гарнизона от 13 февраля 2018 г. N и с учетом заключения военно-врачебной комиссии N от 3 октября 2017 г, согласно которому увечье Ш. "механическая асфиксия от сдавливания шеи петлей", приведшее к смерти "данные изъяты" 2011 г, признано военной травмой, внесены изменения в приказ командира Войсковой части N от 6 сентября 2011 г. N, данный приказ изложен в следующей редакции: "Рядового Ш, радиотелефониста взвода связи, погибшего "данные изъяты" 2011 г. в результате асфиксии, исключить из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения; гибель Ш. наступила вследствие военной травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы".
Приказом командира Войсковой части N от 11 мая 2018 г. N приказ командира Войсковой части N от 1 марта 2018 г. N признан недействительным и отменен.
Из вступившего в законную силу решения Басманного районного суда г. Москвы от 21 октября 2021 г. по делу N следует, что Центральной ВВК Главного центра 29 марта 2018 г. вынесено заключение N, в котором причинная связь увечья Ш. " "данные изъяты"", приведшего к его смерти 2 сентября 2011 г, вынесена в формулировке "заболевание получено в период военной службы"; заключение ВВК филиала N Главного центра от 9 октября 2017 г. N в формулировке "военная травма" отменено. Указанным решением Басманного районного суда г. Москвы в удовлетворении исковых требований Ш. к ФГКУ "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным и отмене заключения Центральной ВВК Главного центра от 29 марта 2018 г. N отказано.
Из материалов уголовного дела N, возбужденного 31 мая 2016 г. Абаканским межрайонным следственным отделом СУ СК России по Республике Хакасия по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также УК РФ), по факту обнаружения трупа военнослужащего Ш, также установлено, что после обнаружения трупа 6 сентября 2011 г. был произведен осмотр места происшествия, о чем старшим следователем военного следственного отдела по Абаканскому гарнизону составлен соответствующий протокол, согласно которому труп рядового Ш. был обнаружен на участке лесистой местности вблизи дерева, расположенного на расстоянии 250 м. от дома по адресу: "адрес", неподалеку от места нахождения трупа находились личные вещи рядового Ш. При этом протоколом осмотра места происшествия от 30 августа 2011 г. подтверждается, что в ходе осмотра территории военного полевого лагеря Войсковой части N, дислоцированной в с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия, произведенного 30 августа 2011 г. после поступления сообщения о самовольном оставлении части военнослужащим Ш, личные вещи военнослужащего Ш. не обнаружены.
Постановлением следователя по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Республике Хакасия от 22 декабря 2017 г..вышеуказанное уголовное дело прекращено в связи с отсутствием событий преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 105, статьи 110 УК РФ. Данным постановлением установлено, что 27 августа 2011 г..в течение дня Ш. пытался отпроситься у своего командира Н. в увольнительное, чтобы поехать на празднование дня города в г..Черногорск, после чего, не получив на это его разрешения, самовольно покинул расположение военного полевого лагеря. Обнаружив его отсутствие перед проведением вечернего построения, Н. позвонил Ш. на сотовый телефон и потребовал вернуться в лагерь, разъяснив, что за самовольное оставление места прохождения службы предусмотрена уголовная ответственность, однако Ш. указание Н. проигнорировал и отключил телефон. В связи с тем, что Ш. в расположение лагеря так и не явился, с 28 августа 2011 г..командованием войсковой части организованы его поиски с распространением ориентировок о розыске, снаряжением поисковых групп, установлением засад в местах возможного его появления, в результате организованных поисков ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 20 мин. обнаружен его труп. Из показаний потерпевшей Шутовой Г.И. следует, что около 17 час. 00 мин. Шутов И.Ю. позвонил ей со своего сотового телефона и сказал, что Новиков Д.А. отпустил его на день города Черногорска, и что его могут отвезти за 400 руб, на что она ответила, что это много, сказала ему вызвать такси, и что дома за поездку рассчитается сама, т.к. сын сказал, что у него денег нет. Также он сказал, что у него садится батарея на сотовом телефоне.
После этого она неоднократно пыталась дозвониться до него, но телефон был недоступен. 27 августа 2011 г..около 22 часов к ней домой приехали Н. и З, спрашивали, где сын, на что она ответила, что он домой не приходил. 28 августа 2011 г..в 03 час. ей на домашний телефон позвонил Н, который попросил никуда не сообщать о безвестном исчезновении сына, говорил, что найдет его сам. Ее это насторожило, и она решилаобратиться в полицию с заявлением о пропаже сына. Неоднократно она звонила на сотовый телефон сына, он был недоступен.
Согласно заключению ГКУЗ Республики Хакасия "Республиканское клиническое бюро СМЭ" N от 8 июня 2017 г. смерть Ш. наступила в промежуток времени с полудня 27 августа 2011 г. до полудня 2 сентября 2011 г.
Согласно детализации телефонных соединений Ш. и показаний допрошенного в качестве специалиста руководителя по безопасности Абаканского регионального отделения ПАО "Мегафон" Ч. следует, что сотовый телефон Ш. в период с 27 августа 2011 г. до 6 сентября 2011 г. постоянно находился в пределах одного сектора (сектор N) одной вышки сотовой связи, расположенной на горе Самохвал г. Абакана, обслуживающей район с. Подсинее Алтайского района Республики Хакасия, в период с 20 час. 57 мин. 49 сек. до 02 час. 58 мин. 11 сек. 1 сентября 2011 г. имелись многократные попытки вызова номера N (смс-центр ОАО "Мегафон"), которые свидетельствовали о том, что телефон Ш. пытался определить свое местоположение относительно вышки сотовой связи, поскольку вышка, расположенная на горе Самохвал г. Абакана, является пограничной, то есть Ш. находился в границах с. Подсинее и близлежащей территории и с 27 августа 2011 г. ее не покидал.
Из сообщения менеджера по региональной безопасности ПАО "Мегафон" от 29 мая 2023 г. и схемы направленности секторов базовой станции "Самохвал" следует, что антенна сотовой связи "Мегафон", находящаяся на горе Самохвал, покрывает три сектора, при этом полевой лагерь находится в секторе N, а Ш. был найден в зоне сектора N.
Таким образом, установив, что смерть Ш. наступила вне пределов военного полевого лагеря, при самовольном оставлении им расположения военного полевого лагеря, которое не связано с необходимостью защиты жизни, здоровья, чести и достоинства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что смерть Ш. не связана с исполнением им обязанностей военной службы, в связи с чем отказал в удовлетворении требований Ш. о признании права на получение единовременного пособия по случаю гибели военнослужащего, возложении обязанности оформить и направить в страховую компанию документы на выплату единовременного пособия.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что судом не были установлены границы военного полевого лагеря, и вынужденном оставлении Ш. территории военного полевого лагеря по причине угрозы своей жизни, здоровью, чести и достоинству, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ш. - Масленикова Д.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.