Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В., судей Мищенко О.А., Куприенко С.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фомичевой А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества адрес в лице представителя фио на решение Пресненского районного суда адрес от 06 июня 2023 года, которым постановлено:
Исковое заявление фио удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 20.09.2022 г. N 1747-Р об отказе во включении фио, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Признать за фио, паспортные данные, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить фио, паспортные данные, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился с иском в суд, в котором просил признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 20 сентября 2022 г. N1747-Р об отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества адрес предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование требований фио указал, что родился 27 июня 2004 г. в адрес, регистрации по месту жительства на адрес не имеет, зарегистрирован по месту пребывания и фактически проживает по адресу: адрес, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца - фио - решением Сормовского районного суда адрес от 28 августа 2017 г. лишена в отношении него родительских прав. В свидетельстве о рождении истца, сведения об отце внесены на основании заявления матери. Постановлением Главы администрации адрес от 8 февраля 2018 г. N 404 над истцом установлена опека; опекунами, исполняющими обязанности на возмездной основе, назначены фио, фио, зарегистрированные по месту жительства и фактически проживающие по адресу: адрес; определено место жительства истца по адресу опекунов: адрес. Распоряжением ОСЗН адрес от 28 февраля 2018 г. N 97-РС, истец поставлен на учет в органе опеки и попечительства ОСЗН адрес; определено место проживания подопечного фио совместно с опекунами: фио и фио по адресу: адрес. Распоряжением ОСЗН адрес от 2 апреля 2018 г. N 111-РС назначены денежные средства на содержание истца со дня издания настоящего распоряжения. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 5 марта 2018 г. N 209/233 истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с 5 марта 2018 г. по 4 марта 2023 г. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 27 июля 2020 г. N 542 истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с 27 июля 2020 г. по 27 июля 2025 г.
Распоряжением главы администрации адрес от 8 июня 2020 г. N 519-р за истцом сохранено право владения, пользования и распоряжения принадлежащей ему на праве собственности 1/4 доли жилого помещения по адресу: адрес, на период попечительства. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 августа 2022 г. N КУВИ-001/2022-148586578, квартира общей площадью 42, 3 кв.м по адресу: адрес, находится в общей долевой собственности истца, 1/4 доля в праве, фио (фио) фио (мать лишённая родительских прав), 1/4 доля в праве, фио, 1/4 доля в праве, фио, 1/4 доля в праве.
Решением Сормовского районного суда адрес от 31 марта 2022 г. по иску прокурора адрес в защиту интересов истца к Администрации адрес признано незаконным распоряжение администрации адрес от 3 августа 2020 г. N 703 об отказе установить факт невозможности проживания несовершеннолетнего фио в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, в связи с проживанием в данном жилом помещении лица, лишенного родительских прав; установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, в связи с проживанием в данном жилом помещении лица, лишенного родительских прав. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 12 июля 2022 г. решение Сормовского районного суда адрес от 31 марта 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации адрес - без удовлетворения.
Согласно письму Министерства образования, науки и молодежной политики адрес от 7 сентября 2022 г. N исх-316-421563/22 истец в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории адрес не состоит. Истец жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории адрес не обеспечивался.
На основании договора дарения от 27 июля 2018 г. истец является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 46, 40 кв.м и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 717, 00 кв.м, расположенные по адресу: адрес, городской округ адрес Коммуны (адрес), адрес. Вторым собственником ? доли в праве общей долевой собственности указанного дома является фио, паспортные данные
25 августа 2022 г. истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 20 сентября 2022 г. N 1747-Р истцу отказано во включении в список адрес в связи с отсутствием решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, об установлении факта невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: адрес Коммуны (адрес), адрес.
Полагая, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 20 сентября 2022 г. N 1747-Р является незаконным, и у него есть право на льготное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фио обратился с иском в Пресненский районный суд адрес.
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил участие в деле своего представителя по доверенности фио, который поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее предоставила возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица ГБУ Центр "Содействие" Департамента труда и социальной защиты населения адрес в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила возражения на исковое заявление.
Представитель третьего лица Администрации городского округа адрес в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Департамента городского имущества адрес в лице представителя фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, в частности указывая, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об отсутствии оснований для рассмотрения принадлежащего на праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: адрес Коммуны (адрес), адрес, как меры реализации права истца на благоустроенное жилое помещение как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и установление факта невозможности проживания в жилом помещении по указанному адресу, не предназначенному для постоянного проживания, не требуется.
Истец фио в заседание судебной коллегии не явился, извещен судом надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, которая доводы апелляционной жалобы не признала, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель ответчиков Департамента городского имущества адрес, Департамента труда и социальной защиты населения адрес, представители третьих лиц ГБУ Центр "Содействие" Департамента труда и социальной защиты населения адрес, Администрации городского округа адрес в заседание судебной коллегии не явились, извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав объяснения явившегося участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы защиты семьи и детства, социальной защиты и жилищное законодательство.
Согласно ч. 1 ст. 109 адрес кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В адрес правоотношения в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в ст. 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, фио родился 27 июня 2004 г. в адрес, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца - фио - решением Сормовского районного суда адрес от 28 августа 2017 г. лишена в отношении него родительских прав.
В актовую запись о рождении истца, сведения об отце внесены на основании заявления матери.
Постановлением Главы администрации адрес от 8 февраля 2018 г. N 404 над фио установлена опека; опекунами, исполняющими обязанности на возмездной основе, назначены фио, фио, зарегистрированные по месту жительства и фактически проживающие по адресу: адрес; определено место жительства истца по адресу опекунов: адрес.
Распоряжением ОСЗН адрес от 28 февраля 2018 г. N 97-РС, истец поставлен на учет в органе опеки и попечительства адрес Москвы; определено место проживания подопечного фио совместно с опекунами: фио и фио по адресу: адрес.
Распоряжением ОСЗН адрес от 2 апреля 2018 г. N 111-РС назначены денежные средства на содержание фио, паспортные данные, со дня издания настоящего распоряжения.
Истец регистрации по месту жительства на адрес не имеет.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 5 марта 2018 г. N 209/233 фио был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с 5 марта 2018 г. по 4 марта 2023 г.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 27 июля 2020 г. N 542 фио зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, на срок с 27 июля 2020 г. по 27 июля 2025 г.
Распоряжением главы администрации адрес от 8 июня 2020 г. N 519-р за фио сохранено право владения, пользования и распоряжения принадлежащей ему на праве собственности 1/4 доли жилого помещения по адресу: адрес, на период попечительства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 августа 2022 г. N КУВИ-001/2022-148586578, квартира общей площадью 42, 3 кв.м. по адресу: Нижний Новгород, адрес, адрес, находится в общей долевой собственности фио, 1/4 доля в праве, фио (фио) фио (мать, лишённая родительских прав), 1/4 доля в праве, фио, 1/4 доля в праве, фио, 1/4 доля в праве.
Решением Сормовского районного суда адрес от 31 марта 2022 г. по иску прокурора адрес в защиту интересов фио к Администрации адрес признано незаконным распоряжение администрации адрес от 3 августа 2020 г. N 703 об отказе установить факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, в связи с проживанием в данном жилом помещении лица, лишенного родительских прав; установлен факт невозможности проживания фио в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, в связи с проживанием в данном жилом помещении лица, лишенного родительских прав. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 12 июля 2022 г. решение Сормовского районного суда адрес от 31 марта 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации адрес - без удовлетворения.
Согласно письму Министерства образования, науки и молодежной политики адрес от 7 сентября 2022 г. N исх-316-421563/22, фио в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории адрес не состоит. Истец жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории адрес не обеспечивался.
На основании договора дарения от 27 июля 2018 г, фио является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 46, 40 кв.м и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 717, 00 кв.м, расположенные по адресу: адрес, городской округ адрес Коммуны (адрес), адрес. Вторым собственником ? доли в праве общей долевой собственности указанного дома является фио, паспортные данные
25 августа 2022 г. фио обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений (далее - список адрес).
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 20 сентября 2022 г. N 1747-Р фио отказано во включении в список адрес в связи с отсутствием решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, об установлении факта невозможности проживания фио в жилом помещении по адресу: адрес Коммуны (адрес), адрес.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка).
В п. 3 Правил формирования списка установлено, что лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил формирования списка, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в п. 3 настоящих Правил, подают, в том числе, лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (подпункт "в").
В ч. 3 ст. 13 Закона адрес от 30 ноября 2005 г. N 61 установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти адрес в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в ч. 51 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список адрес). В список включаются лица, указанные в ч. 1 настоящей статьи, которые достигли возраста 14 лет.
В соответствии с п. 2 Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 430-ПП (приложение 1), формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения адрес.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и включаются в список, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Судом первой инстанции установлено, что фио на основании договора дарения от 27 июля 2018 г, является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом площадью 46, 40 кв.м, расположенный по адресу: адрес, городской округ адрес Коммуны (адрес), адрес.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1).
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)) (часть 2).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в разделе 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно акту обследования жилого дома по адресу: адрес, городской округ адрес Коммуны, адрес, составленному 15 июля 2021 г. специалистом сектора по охране прав детства Управления образования и молодежной политики администрации городского округа адрес, в обследуемом жилом помещении проживает фио, паспортные данные Жилищно-бытовые условия: одноэтажный рубленый жилой дом. Внешняя отделка дома-сайдинг. В доме имеются две жилые комнаты, кухня, прихожая, холодный коридор. Туалет расположен в подсобном помещении дома. Баня в аварийном состоянии. На территории дома имеется кирпичный сарай. Благоустройство: отопление-АГВ, центральное электроснабжение, местное водоснабжение (колодец), местная канализация (выгребная яма), центральное газоснабжение. Санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения - удовлетворительное. Состояние отделочных материалов - удовлетворительное.
Из сведений, содержащихся в техническом паспорте на жилой дом по адресу: адрес, городской округ адрес Коммуны, адрес, следует, что дом оборудован централизованными электро и газоснабжением, отопление - автономное. Иные элементы благоустройства (водоснабжение, канализация) в доме отсутствуют
Указанные обстоятельства, как указал суд, свидетельствуют, что дом по адресу: адрес, городской округ адрес Коммуны, адрес, не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, и, следовательно, не подлежит учету при определении нуждаемости фио в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обеспечении его жилым помещением, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Как следует из п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По смыслу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мерой реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение является наличие у них на праве собственности или условиях социального найма благоустроенного жилого помещения, в отношении которого не установлен факт невозможности проживания в этом жилом помещении лиц указанной категории, либо однократное предоставление благоустроенного жилого помещения на условиях и в порядке, предусмотренных указанной нормой права.
Исходя из принципа равных возможностей и единообразного подхода к определению оснований социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки, наличие у указанных граждан права собственности на неблагоустроенные жилые помещения, которое не предназначено для постоянного проживания, не может рассматриваться как отсутствие у них нуждаемости в жилых помещениях.
Суд первой инстанции учел, что фио с 28 февраля 2018 г. и до настоящего времени проживает в адрес. Частично благоустроенный дом площадью 46, 40 кв.м по адресу: адрес, городской округ адрес Коммуны (адрес), адрес, где истцу на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доли в праве не может рассматриваться как мера реализации его права как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на благоустроенное жилое помещение и установление факта невозможности его проживания в доме по указанному адресу, не предназначенного для постоянного проживания, не требуется.
Суд первой инстанции учитывал, что адрес Коммуны располагается на расстоянии 49 км от районного центра - адрес.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции полагал возможным признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 20 сентября 2022 г. N1747-Р об отказе во включении фио в список адрес.
Суд пришел к выводу, что в силу положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. 13 Закона адрес N 61 фио имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, и подлежит включению уполномоченным органом в список адрес.
Вместе с тем, суд первой инстанции считал, что требование истца обязать Департамент городского имущества адрес предоставить ему однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества адрес об отсутствии оснований для признания фио нуждающимся в жилом помещении, в виду наличия у него права общей долевой собственности на благоустроенный дом площадью 46, 40 кв.м по адресу: адрес, городской округ адрес Коммуны (адрес), адрес, не влекут отмену решения суда.
Согласно акту обследования от 15 июля 2021 г. жилого дома по адресу: адрес, городской округ адрес Коммуны, адрес, составленному 15 июля 2021 г. специалистом сектора по охране прав детства Управления образования и молодежной политики администрации городского округа адрес, обследуемое жилое помещение не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания.
Содержание указанного акта ответчиком не оспаривалось и не опровергнуто.
Сведений об иных жилых помещениях, находящихся в собственности или в пользовании фио, равно, как и данных о выделении ему каких-либо государственных средств, направленных на обеспечение его жилым помещением, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах довод апелляционной жалобы том, что фио не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и не имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, прямо противоречит положениям ст. ст. 15, 51, 57 ЖК РФ и ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159 "О дополнительных гарантиях детей-сирот, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, сам по себе факт нахождения у лица, обладающего статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, в собственности какого-либо объекта недвижимости, не отвечающего требованиям положений действующего жилищного законодательства, не может служить основанием для лишения указанного лица гарантий, предоставленных ему в связи с указанным статусом, и не дает основания к отказу в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещениями по договору социального найма.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 06 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.