Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Никоновой О.И, Туляковой О.А, с участием прокурора Гуляевой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-1714/2023 по иску Насруллаева Мамеда Вагифовича к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности внести изменения в трудовую книжку, заслушав доклад Туляковой О.А, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Истец Насруллаев М.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее - МВД по Удмуртской Республике) о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности внести изменения в трудовую книжку.
Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в органах внутренних дел на должностях рядового и среднего начальствующего состава. На основании приказа МВД по Удмуртской Республике от 27 июня 2019 года N 459л/с истец уволен со службы в органах внутренних дел на основании пункта 4 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342- ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства. Истец не согласен с основанием его увольнения, поскольку гражданства Российской Федерации он не прекращал, подданства или гражданства иностранного государства он не получал, на момент поступления на службу гражданства иного государства не имел. Указывает, что нарушен порядок увольнения. В результате увольнения истцу причинен моральный вред. Кроме того, истец имеет право на денежное довольствие за период вынужденного прогула.
Ссылаясь на ст. 62 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 14, 82 Федерального закона N342-ФЗ, ст.ст. 391, 392, 393 ТК РФ, ст. 3 Закона РФ от 28.11.1991 N1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", раздел XVI Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденного приказом МВД РФ от 01.02.2018 N50, истец с учетом изменения исковых требований на основании ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил: - признать незаконными приказ Министра внутренних дел Удмуртской Республики N 459л/с от 27.06.2019 об увольнении. - восстановить в должности старшего оперуполномоченного 3 отдела (по борьбе с незаконным оборотом наркотиков опийной группы) управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Удмуртской Республике с 28.06.2019 - взыскать с МВД по Удмуртской Республике компенсацию за время вынужденного прогула за период с 28.06.2019 по 27.06.2023 в размере 3 017 411 руб. 71 коп, компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб. - признать недействительной запись в трудовой книжке от 29.06.2019 об увольнении на основании п. 4 ч. 3 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и возложить на МВД по Удмуртской Республике обязанность по признанию внесению изменений в трудовую книжку.
Решением Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 февраля 2020 года, исковое заявление Насруллаева Мамеда Вагифовича к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности внести изменения в трудовую книжку, оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 29.07.2020 решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 февраля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя истца Насруллаева М.В. - адвоката Вотякова М.А. без удовлетворения (т.2 л.д.53-59).
24.09.2021 Насруллаев М.В. обратился в Октябрьский районный суд г.Ижевска с заявлением о пересмотре решения Октябрьского районного суда г.Ижевска от 11 февраля 2020 года по основаниям, изложенным в ст. 392 ГПК РФ.
Определением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 28.02.2022 решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 11 февраля 2020 по иску Насруллаева М.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности внести изменения в трудовую книжку отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, рассмотрение дела возобновлено.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 29 июня 2023 исковые требования Насруллаева М.В. к МВД по Удмуртской Республике о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности по внесению изменений в трудовую книжку удовлетворены частично. Признан незаконным приказ Министра внутренних дел Удмуртской Республики N 459л/с от 27.06.2019 об увольнении Насруллаева Мамеда Вагифовича. Насруллаев Мамед Вагифович восстановлен в должности старшего оперуполномоченного 3 отдела (по борьбе с незаконным оборотом наркотиков опийной группы) управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Удмуртской Республике с 28.06.2019. С МВД по Удмуртской Республике взысканы компенсация за время вынужденного прогула за период с 28.06.2019 по 27.06.2023 в размере 3 017 411 руб. 71 коп, компенсация морального вреда в размере 100 000 руб. Признана недействительной запись в трудовой книжке от 29.06.2019 об увольнении Насруллаева Мамеда Вагифовича на основании п. 4 ч. 3 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и на МВД по Удмуртской Республике возложена обязанность по признанию внесению изменений в трудовую книжку Насруллаева Мамеда Вагифовича.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 октября 2023 решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 29 июня 2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба МВД по Удмуртской Республике без удовлетворения.
МВД по Удмуртской Республике обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, направив дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для отмены судебных актов, судебная коллегия считает, что такого рода основания для отмены судебных актов имеются.
Судом установлено, что истец Насруллаев М. В. родился 15 января 1986 года в г. Баку Азербайджанской ССР (копия свидетельства о рождении, л. д. 37 т. 1, копия паспорта, л. д. 38 т. 1).
18 июня 2004 года истец документирован паспортом гражданина Российской Федерации: серии 5604 N386496 Неверкинским РОВД Пензенской области, что следует из отметки на свидетельстве о рождении; 11 февраля 2005 серии 5604 N433186 Неверкинским РОВД Пензенской области в связи с изменением отчества; 29 мая 2006 серии 9405 N691362 ОВД Устиновского района г.Ижевска в связи с достижением 20 -летнего возраста; 23 апреля 2019 документирован паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации серии 65 N8288279 УВМ МВД по Удмуртской Республике.
С 26 июля 2010 года по 27 июня 2019 истец проходил службу в органах внутренних дел. С 01 августа 2017 года истец проходил службу в должности старшего оперуполномоченного 3 отдела (по борьбе с незаконным оборотом наркотиков опийной группы) управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Удмуртской Республике на основании контракта от 01 августа 2017 года, заключенного на неопределенный срок.
Приказом МВД по Удмуртской Республике от 27 июня 2019 года N 459л/с Насруллаев М. В. уволен со службы в органах внутренних дел с расторжением контракта по пункту 4 части 3 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иного государства, основанием в котором указан приказ МВД по Удмуртской Республике от 26 июля 2019 N458 л/с.
Приказ МВД по Удмуртской Республике от 26 июля 2019 за N458 л/с о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения Насруллаева М. В. со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 3 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ (в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иного государства) вынесен на основании доклада по результатам проверки ГПК и ИП УРЛС МВД по Удмуртской Республике от 26 июня 2019, утвержденного 26 июня 2019, и в соответствии со ст.50, 50.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с наличием у истца гражданства (подданства) иностранного государства Республики Азербайджан.
В ходе проверки установлено, что у Насруллаева М. В. имеется гражданство Республики Азербайджан, о наличии которого он не сообщил при поступлении на службу в органы внутренних дел. Согласно письму Министерства юстиции Азербайджанской Республики от 06 апреля 2019 года N 14/19-03392 Насруллаев Мамед Вагифович (Вагиф оглы) по информации Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики согласно Закону "О гражданстве Азербайджанской Республики" от 30 сентября 1998 года является гражданином Азербайджанской Республики. По результатам проверки старшим инспектором группы по профилактике коррупционных и иных правонарушений УРЛС МВД по Удмуртской Республике Быковой Е. Н. подготовлена докладная записка о нарушении Насруллаевым М. В. пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона N 342- ФЗ, которая 26 июня 2019 года утверждена министром внутренних дел по Удмуртской Республике Поповым А. В. 26 июня 2018 года у Насруллаева М.В. получено объяснение, в котором он пояснил, что родился в г. Баку Азербайджанской Республики, в 2002 году получил удостоверение личности данного государства.
27 июня 2019 года истец отказался от ознакомления с докладной запиской о проведении в отношении него проверки и приказом МВД по Удмуртской Республике от 26 июня 2019 года N 458л/с, о чем в тот же день составлен акт.
27 июня 2019 года почтой заказным письмом с уведомлением по месту жительства истца направлены уведомление о результатах проверки, приказ о наложении дисциплинарного взыскания N 45 8л/с, представление к увольнению, лист беседы, приказ о расторжении контракта N 459л/с, уведомление о необходимости явки для оформления документов, связанных с
увольнением, и получения трудовой книжки, что подтверждается описью вложения РПО N 42600836131082, которые получены 18 июля 2019 года истцом лично.
Заключением, утвержденным Министром внутренних дел по Удмуртской Республике от 19 ноября 2019, паспорта гражданина Российской Федерации серии 5604 N386496, серии 5604 N433186, серии 9405 N691362, выданные на имя Насруллаева М.В, паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации серии 65 N8288279, выданный на имя Насруллаева М.В. признаны выданными в нарушение установленного порядка и подлежащими изъятию в связи с не подтверждением обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Насруллаева М.В. гражданства Российской Федерации.
Насруллаев М.В. в феврале 2020 года обратился с административным иском в суд к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным заключения об отсутствии гражданства Российской Федерации и аннулировании паспортов гражданина Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 16.09.2020 административное исковое по делу N2а-1770/2020 заявление Насруллаева М.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным заключения об отсутствии гражданства Российской Федерации и аннулировании паспортов гражданина Российской Федерации от 19.11.2019 оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21.12.2020 решение Октябрьского районного суда города - Ижевска от 16.09.2020 отменено с принятием нового решения, которым административные исковые требования удовлетворены, заключение Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике от 19.11.2019 признано незаконным.
Согласно указанного выше апелляционного определения, суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела в порядке административного судопроизводства факт нарушения установленного порядка в момент документирования 18.06.2004, 11.02.2005 и 29.05.2006 Насруллаева М.В. паспортом гражданина Российской Федерации не установил.
Также из текста апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2020 следует, что административный ответчик, принимая оспариваемое заключение от 19.11.2019 по прошествии пятнадцати лет после выдачи Насруллаеву М.В. паспорта гражданина Российской Федерации, допустил нарушение принципов правовой определенности и стабильности публичных правоотношений.
Разрешая возникший спор, и удовлетворяя частично исковые требования Насруллаева М.В, суд первой инстанции в соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ признал преюдициальными обстоятельства, установленные апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2020, указав также, что судом сделан однозначный вывод об отсутствии у Насруллаева М.В. гражданства Азербайджанской Республики.
Также суд первой инстанции указал, что выводы ответчика о том, что истец является гражданином Азербайджанской Республики не подтверждены ни одним доказательством, при этом согласно апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2020 факт наличия гражданства Российской Федерации у Насруллаева М.В. установлен.
При таком положении, принимая во внимание положения пункта 4 части 3 статьи 82, пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не мог быть уволен по пункту 4 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 N342-ФЗ в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иного государства.
Полагая порядок увольнения в отношении истца не соблюденным, судом сделан вывод о незаконности увольнения и необходимости восстановления Насруллаева М.В. на службе. В связи с чем суд взыскал в его пользу средний заработок и компенсацию морального вреда
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, ссылаясь на то, что материалами дела достоверно не подтверждается, что Насруллаев М.В. является гражданином Азербайджанской Республики.
Также судом апелляционной инстанции применены разъяснения Конституционного Суда, изложенные в Определении от 20 мая 2021 года N 887-0, в котором Конституционный Суд выявил смысл положений подпункта 6 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Конституционный Суд отметил, что реальное наличие у гражданина Российской Федерации, родившегося на территории одной из бывших республик СССР и переехавшего на постоянное жительство на территорию Российской Федерации до распада СССР, гражданства иностранного государства - бывшей республики СССР должно быть официально зафиксировано, что не предполагает формального - основанного только на положениях законодательных актов о гражданстве - подхода к решению вопроса о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства - бывшей республики СССР и требует установления и оценки судом всех значимых фактических обстоятельств. Доказательством наличия гражданства (подданства) иностранного государства является, прежде всего, факт выдачи лицу документа, подтверждающего в соответствии с законодательством иностранного государства наличие у лица гражданства (подданства), что, однако, не исключает - особенно если отсутствует возможность получения достоверных сведений от органов иностранного государства - принятие во внимание и иных доказательств, если они с очевидностью свидетельствуют о наличии у лица гражданства (подданства) иностранного государства.
В соответствии с представленными компетентным органом Республики Азербайджан в лице Министерства юстиции Азербайджанской Республики сведениями (письмо от 06 апреля 2019 года N 14/19-03392) по информации Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики согласно Закону "О гражданстве Азербайджанской Республики" от 30 сентября 1998 года Насруллаев М.В. является гражданином Азербайджанской Республики (л. д. 45 т. 1).
Согласно ответу Министерства юстиции Азербайджанской Республики от 06.09.2022 N 06.101432/22 по информации Государственной миграционной службы Азербайджанской Республики согласно Закону "О гражданстве Азербайджанской Республики" от 30.09.1998, Насруллаев М.В. является гражданином Азербайджанской Республики. Сообщают, что по информации Главного управления паспорта, регистрации и миграции Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, в связи с выходом регистрации удостоверение личности за N ФЗЕ 00971134 выданное 29.04.2003 Насруллаеву М.В. было деактивировано 22.03.2005. Насруллаев М.В. общегражданским паспортом Азербайджанской Республики не документировался (т.1 л.д.144, 145).
По ходатайству стороны ответчика судом апелляционной инстанции к материалам дела был приобщен нотариально заверенный перевод справки, являющейся приложением к указанному ответу от 06.09.2022, поскольку судом первой инстанции было необоснованно отказано в приобщении текста перевода данного документа, как имеющего значение для полного и всестороннего рассмотрения дела. Согласно переводу, представлена справка от Государственной Миграционной службы Азербайджанской республики за N 6894017 от 11.03.2019 о результатах производства по делу об установлении гражданства Азербайджанской Республики, в которой указано, что на основании заявления N 78625/м от 11.03.2019 Насруллаева Мамеда Вагиф Оглы, 15.01.1986 года, было установлено, что он является гражданином Азербайджанской Республики в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 30.09.1998 "О гражданстве Азербайджанской Республики".
При этом, по мнению апелляционного суда, приведенные документы полномочных органов не подтверждают наличие у истца гражданства Азербайджанской Республики.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что принадлежность лица к гражданству Азербайджанской Республики определяется соответствующим органом исполнительной власти. Ответ Министерства юстиции Азербайджанской Республики от 06.09.2022 N 06.101432/22 содержит сведения о том, что истец паспортом гражданина Азербайджанской Республики не документировался. Информация о том, что Насруллаеву М.В. 29.04.2003 выдавалось удостоверение личности, которое было деактивировано 22.03.2005, не подтверждает, что истцу выдавалось именно удостоверение личности гражданина Азербайджанской Республики которое предусмотрено п.2 ст.6 Закона Азербайджанской Республики от 30 сентября 1998 г. N 527-IQ "О гражданстве Азербайджанской Республики". К тому же при поступлении истца на службу в 2010 году оно уже было деактивировано.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов сделанными при неправильном применении норм материального права.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются, в том числе, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции до 30 апреля 2021 года) основанием для расторжения контракта являлись: прекращение гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" под гражданской принадлежностью понимается наличие подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, РФ или иностранного государства.
Признавая увольнение незаконным по мотиву не подтверждения надлежащим доказательствами у истца гражданства Азербайджанской Республики, со ссылкой на то, что истец паспортом или удостоверением личности гражданина Азербайджанской Республики не документировался, суды оставили без внимания то, что предусмотренное п. 4 ч. 3 ст. 82 ФЗ от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ положение о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства предполагает, прежде всего, совершение сотрудником определенных, целенаправленных действий, и реализацию волеизъявления направленного либо на прекращение гражданства Российской Федерации, либо на приобретение гражданства (подданства) иностранного государства.
Между тем, такие обстоятельства, исходя из имеющихся в деле доказательств, не установлены.
Рассмотрение вопросов об установлении принадлежности к гражданству не отнесено к компетенции суда.
Действительно, доказательством наличия гражданства (подданства) иностранного государства является, прежде всего, факт выдачи лицу документа, подтверждающего в соответствии с законодательством иностранного государства наличие у лица гражданства (подданства).
Как следует из обстоятельств дела, у истца имеется устойчивая правовая связь с Российской Федерацией, он постоянно проживает на территории Российской Федерации, имеет паспорт гражданина Российской Федерации, данных об обращении в Азербайджанскую Республику за получением паспорта не установлено.
Однако судами не учтено, что отсутствие документа, подтверждающего гражданство этой Республики, не свидетельствует об отсутствии самого гражданства; паспорт и (или) иной документ удостоверяет гражданство, которое вытекает не собственно из такого документа, а по основаниям и в порядке, установленным законом и иными нормативными правовыми актами, что согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 N АКПИ19-458.
При этом, ответами Министерства юстиции Азербайджанской Республики от 06.04.2019, от 15.12.2022 (л.д. 45 Т.1, л.д. 144 Т.2) сообщено, что Насруллаев М.В. является гражданином Азербайджанской Республики.
Данные ответы не содержат информации об отсутствии у Насруллаева М.В. гражданства Азербайджанской Республики.
В соответствии со статьей 52 Конституции Азербайджанской Республики и с положениями статей 11 и 12 Закона Азербайджанской Республики от 30 сентября 1998 г. N 527-IQ "О гражданстве Азербайджанской Республики" каждое лицо, родившееся на территории Азербайджанской Республики или от граждан Азербайджанской Республики, или одним из родителей которого является гражданин Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Гражданин Азербайджанской Республики ни при каких обстоятельствах не может быть лишен своего гражданства (за исключением установленных законом случаев его утраты) (статья 53 Конституции Азербайджанской Республики).
Принадлежность лица к гражданству Азербайджанской Республики определяется соответствующим органом исполнительной власти. Порядок определения принадлежности лица к гражданству Азербайджанской Республики утверждается соответствующим органом исполнительной власти.
Порядок определения принадлежности лица к гражданству Азербайджанской Республики, утвержденный постановлением Кабинета министров Азербайджанской Республики от 18 марта 2015 N84, относит к случаю определения принадлежности к гражданству именно отсутствие у лица документов, подтверждающих гражданство Азербайджанской Республики, п.2.1.
В случаях, предусмотренных Порядком, установление лица к гражданству Азербайджанской Республики осуществляется Государственной Миграционной службой Азербайджанской Республики, п. 1.3.
В справке за N6894017 от 11 марта 2019 (л.д. 145 и л.д. 245 (перевод) Т.2) Государственной Миграционной службы Азербайджанской Республики о результате производства по делу об установлении гражданства Азербайджанской Республики указано, что она основании заявления N78625/м от 11 марта 2019 Насруллаев М.В, 15 января 1986 года рождения, является гражданином Азербайджанской Республики в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 30 сентября 1998 "О гражданстве Азербайджанской Республики".
Делая вывод о том, что решение (постановление) Государственной Миграционной Службы Азербайджанской Республики о признании принадлежности Насруллаева М.В. к гражданству Азербайджанской Республики, в соответствии с пунктами 2.1, 3.11, 4.1 Порядка не принималось, суд апелляционной инстанции оставил без внимания то, что имеющиеся в деле ответы Министерства юстиции Азербайджанской Республики не содержат сведений о том, что по результатам проведенных проверок, в том числе по запросу суда, Государственной Миграционной службой Азербайджанской Республики принималось решение о непризнании принадлежности Насруллаева М.В. к гражданству Азербайджанской Республики.
Сведения о наличии/отсутствии таких решений со стороны миграционной службы Азербайджанской Республики, судами не запрашивались.
Ответ Министерства юстиции Азербайджанской Республики от 06.09.2022 N 06.101432/22 содержит сведения о том, что Насруллаеву М.В. 29.04.2003 выдавалось удостоверение личности, которое было деактивировано 22.03.2005.
Правовые основания такой деактивиции не указаны.
Из пояснений стороны истца следует, что удостоверение личности гражданина Азербайджанской Республики истец не получал, что за документ он получал пояснить не может, указывает, что данный документ истец направил в консульское учреждение Азербайджанской Республики при получении гражданства РФ. 26.06.2019 у Насруллаева М.В. получено объяснение, в котором он пояснил, что в 2002 году он получил удостоверение личности Азербайджанской республики (т.1 л.д.56-57), эту же информацию он отразил в автобиографии от 26.06.2019 (т.1 л.д.59).
При этом в письменных возражениях на кассационную жалобу ответчика представитель истца Насруллаева М.В. - Вотяков М.А. ссылается на то, что истцу было выдано удостоверение личности, выдаваемое как лицу без гражданства, для выезда за пределы Азербайджанской Республики.
Положением о специальных документах лиц без гражданства, постоянно проживающих в Азербайджанской Республике (утвержденным законом Милли Меджелиса Азербайджанской Республики от 30.12.1997) предусмотрено, что лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Азербайджанской Республики, выдаются специальные документы, к которым относятся удостоверение личности, выдаваемое лицу без гражданства до достижения им 16 лет и после достижения 16 лет для использования в пределах Азербайджанской Республики, а также удостоверение личности, выдаваемое лицу без гражданства для выезда за пределы Азербайджанской республики (п.1, п.2). Таким образом, удостоверение личности может выдаваться как гражданину Азербайджанской Республики, так и лицу без гражданства.
Выводы относительно того какое именно удостоверение личности выдавалось Насруллаеву М.В. оспариваемые судебные акты не содержат. Несмотря на то, что Министерство юстиции Азербайджанской Республики указало на то, что Насруллаеву М.В. 29.04.2003 выдавалось удостоверение личности, которое было деактивировано 22.03.2005, правовые основания деактивации судом установлены не были, указанные сведения с приложением подтверждающих документов дополнительно из уполномоченных органов судом истребованы не были.
Давая правовую оценку действиям истца, судами не принято во внимание, что действующим законодательством предусмотрена специальная норма, устанавливающая увольнение в связи с несоблюдением сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральным законами.
Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ пункт 4 части 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ была изменена и изложена в другой редакции, в силу которой предусмотренное основание к увольнению "приобретение гражданства" было изменено на "наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства".
Изменение правовой нормы, которая ранее предусматривала возможность увольнения при приобретении гражданства другого государства, а в настоящее время к таким основаниям для увольнения отнесен сам факт его наличия, предполагает возможность переходного периода для граждан, оказавшихся в такой ситуации в целях самоопределения своего гражданства и устранения правовой неопределенности.
Судами указанные нормативные положения при разрешении возникшего спора учтены не были; факты наличия у истца гражданства Российской Федерации и отсутствия документирования истца паспортом гражданина Азербайджанской Республики необоснованно отнесены судом к обстоятельствам того, что Насруллаев М.В. исключил свою принадлежность к гражданству другой страны. Вместе с тем, данный вывод является преждевременным.
С учетом приведенных положений норм материального права и их толкования суду первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следовало поставить на обсуждение сторон вопрос о наличии (отсутствии) у истца гражданства Азербайджанской Республики, оценить были ли в действительности Насруллаевым М.В. предприняты целенаправленные действия и какие именно на прекращение гражданства иностранного государства либо последним только создана видимость его прекращения с целью отмены приказа об увольнении со службы.
Не дана оценка ответам уполномоченных органов Азербайджанской Республики неоднократно сообщающих о наличии у Насруллаева М.В. гражданства Азербайджанской Республики, и основанному, в том числе, на одном из таких ответов (от 06.04.2019) приказу Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике о расторжении контракта с истцом и увольнении со службы в органах внутренних дел.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности увольнения истца основаны на неправильном применении норм материального права, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 октября 2023 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи О.И. Никонова
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.