Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Камышовой Т.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Пустовой Светланы Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании права на назначение страховой пенсии по старости, включении в страховой стаж периодов отпуска по уходу за ребенком, назначении страховой пенсии по старости с момента возникновения права, по кассационной жалобе Пустовой Светланы Викторовны на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пустовая С.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 27 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 августа 2023 года, отказано в удовлетворении исковых требований Пустовой С.В. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании за ней права на назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности на ответчика учесть и включить в страховой стаж периоды отпуска на работе по уходу за ребенком, дающих право на назначение страховой пенсии по старости с 15 июля 1984 года по 01 сентября 1985 года (1 год 1 месяц 18 дней); с 01 января 1992 года по 17 августа 1994 года (2 года 7 месяцев 18 дней), всего суммарно с признанием ответчиком периодом страхового стажа 38 лет 6 месяцев 2 дня; о возложении на ответчика назначить страховую пенсию по старости Пустовой С.В. с момента возникновения права.
В кассационной жалобе Пустовой С.В. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, изучив материалы данного гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, установлены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пустовая С.В, 22 февраля 1966 года рождения, обратилась 22 января 2022 года в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - ОПФ РФ по СК от 06 мая 2022 года N Пустовой С.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 37 лет.
Продолжительность страхового стажа для определения права на пенсию составила 34 года 08 мес. 26 дней, что не дает права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пустовая С.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 05 ноября 1997 года.
Ответчиком включены в страховой стаж Пустовой С.В. периоды работы до регистрации её в качестве застрахованного лица: с 17.01.1983г. по 14.07.1984г.; с 02.09.1985г. по 31.12.1991г.; с 18.08.1994г. по 04.11.1997г.
Ответчиком не включены в страховой стаж периоды отпуска по уходу за ребенком: с 15 июля 1984 года по 01 сентября 1985 года (1 год 1 месяц 18 дней); с 01 января 1992 года по 17 августа 1994 года (2 года 7 месяцев 18 дней).
Фактически органом пенсионного обеспечения рассмотрено только право на назначение заявителю страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (досрочной страховой пенсии ранее достижения возраста 60 лет при наличии страхового стажа 37 лет), а вопрос о назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях, установленных статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400ФЗ "О страховых пенсиях" (при достижении установленного законом возраста) не рассматривался.
Разрешая возникший между сторонами спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 8, 11, 14, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исследовав и оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, исходил из того, что периоды ухода за ребенком не включаются в стаж при назначении пенсии, поскольку за эти периоды не начислялись и не уплачивались страховые взносы. Продолжительность страхового стажа Пустовой С.В. составила 34 года 8 месяцев 26 дней, что не дает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном отказе во включении в стаж, дающий право на страховую пенсию по старости периодов ухода за ребенком, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в данном случае речь идет о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании ч.1.2 ст. 8, ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в который могут быть включены периоды работы при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, возможность включения в страховой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8, ч.9 ст. 13 Федерального закона "О страховой пенсии" не предусмотрена.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Пустовой С.В. в части включения спорных периодов в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" соглашается.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее положения закона приведены в редакции на момент обращения истца за назначением пенсии - на 24 января 2022 года) предусмотрел, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях"), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 его статьи 13.
Из приведенных норм материального права следует, что при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" учитываются только периоды непосредственной работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Поскольку периоды ухода за ребенком не относятся к периодам непосредственной работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, и получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, предусмотренным частью 1 статьи 11, пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" оснований для включения спорных периодов ухода за ребенком в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона не имелось.
Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательств того, что данные периоды являются периодами нахождения Пустовой С.В. на больничном в связи с временной нетрудоспособностью, в материалах дела не имеется. Доводы кассационной жалобы истца о том, что в спорные периоды ею осуществлялась трудовая деятельность, опровергаются справкой работодателя N, из которой следует, что периоды с июля 1984 года по апрель 1985 года и с 25.04.1985г. по 01.09.1985г, с 01.01.1992г. по 14.12.1994г. - это отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком (л.д.53-55).
На дату обращения в пенсионный фонд страховой стаж Пустовой С.В. составил менее 37 лет, выводы судов об отсутствии у неё права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" являются правомерными.
Вместе с тем, нельзя признать обоснованным отказ судов первой и апелляционной инстанций во включении спорных периодов истца в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и об отсутствии оснований для назначения страховой пенсии по старости заявителю на общих основаниях, что не было проверено пенсионным органом при принятии оспариваемого решения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 01 января 2015 г.Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Исходя из взаимосвязанных положений статей 8, 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" и приложений N 3 и N4 к названному Закону, право на страховую пенсию по старости в 2022 году имели женщины, достигшие возраста 56 лет 6 месяцев, при наличии у них страхового стажа, не менее 13 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее также - ИПК, коэффициент) не ниже 23, 4.
Величина ИПК зависит от пенсионных прав, приобретенных на день назначения пенсии, а именно от продолжительности страхового стажа и среднемесячного заработка до 01.01.2002г, величины страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете после 01.01.2002г, и определяется по формуле в соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992г. N3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г.
Из материалов дела следует, что отпуска по уходу за детьми были предоставлены Пустовой С.В. в период осуществления ею трудовой деятельности в АО "Почта России" (Минераловодский почтамт УФПС Ставропольского края) до 06.10.1992г. С учетом положений ст.167 Кодекса законов о труде Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР" и разъяснений п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку отпуск по уходу за ребенком с 15 июля 1984 года по 01 сентября 1985 года (приказы N57 от 30.04.1985г. и N126 от 03.09.1985г.) имел место до 06.10.1992 г, а отпуск по уходу за ребенком с 01 января 1992 года по 31.12.1992г. (приказ N32 от 07.02.1992г.) начался до 06.10.1992г, т.е. до введения нового правового регулирования, то указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно статье 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж (определяющий величину ИПК) засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Наравне с указанными выше периодами в страховой стаж засчитываются также периоды, за которые страховые взносы не уплачивались, но в которые лицо несло так называемую полезную социальную нагрузку ("нестраховые периоды"), в частности, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденными приказом Министерства труда России N 546н от 5 августа 2021 г, урегулирована процедура рассмотрения заявления об установлении страховой пенсии.
Пунктом 18 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов: проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица: принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения: принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Таким образом, обязанностью пенсионного органа является принятие решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Однако, принимая решение об отказе в назначении пенсии Пустовой С.В. в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионный орган не проверил наличие у заявителя совокупности условий для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент), не установилдату возникновения прав истца на страховую пенсию по старости на общих основаниях, не дал необходимых разъяснений относительно права истца на назначение страховой пенсии по старости по всем вариантам.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), действующего до 1 января 2023 г, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве досрочное назначение страховой пенсии по старости, о порядке ее назначения, определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, с заявлением о назначении пенсии по инвалидности должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности при наличии сведений о стаже истца по нескольким вариантам, пенсионный орган был обязан дать необходимые разъяснения относительно права истца на назначение страховой пенсии по старости по всем вариантам, в том числе на общих основаниях по ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемого решения пенсионного органа нельзя признать правомерными.
Судами не были исследованы и оценены обстоятельства, касающиеся полноты и достаточности документации, представленной истцом ответчику при обращении за назначением пенсии, полноте и правильности оспариваемого решения пенсионного органа.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам Пустовой С.В. в части заявленных требований о включении периодов отпусков по уходу за ребенком в страховой стаж, исходя из положений норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, и, как следствие, не установили в указанной части требований обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться лишь формальным исследованием условий применения правовых норм, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказалось бы существенно ущемленным (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. N 10-П). Судебными инстанциями не учтено, что при рассмотрении дела суд обязан исследовать все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции не отвечают требованиям законности, поскольку в нарушение ст. ст. 195, 196 ГПК РФ суд первой инстанции уклонился от обязанности по полному и всестороннему установлению обстоятельств дела и их оценки применительно к нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а суд апелляционной инстанции не устранил ошибки, допущенные судом первой инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления не могут быть признаны законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 27 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 1 августа 2023 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Черчага С.В, Судьи Камышова Т.В.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.