Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тертеряна А Г на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 30 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области к Тертеряну А Г о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Ендовицкой Е.В, заключение старшего прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционного-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
УМВД России по Калужской области обратилось с административным иском о продлении срока пребывания Тертеряна А.Г, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Калужской области до исполнения решения о депортации на срок до 30 декабря 2023 года.
Требования мотивированы тем, что 26 сентября 2022 года Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации в отношении Тертеряна А.Г. вынесено распоряжение N о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, с учетом которого 28 сентября 2022 года принято решение N о его депортации за пределы Российской Федерации. На основании решения Дзержинского районного суда Калужской области от 30 сентября 2022 года Тертерян А.Г. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Калужской области до исполнения решения о депортации на срок до 30 марта 2023 года. Решениями Дзержинского районного суда Калужской области от 27 марта 2023 года, 27 июня 2023 года, указанный срок продлевался до 30 июня 2023 года и 30 сентября 2023 года соответственно. Тертерян А.Г. не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, судим, может представлять общественную опасность для окружающих. В настоящее время в отношении Тертеряна А.Г. повторно инициирована проверка для установления личности.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 28 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 30 октября 2023 года, требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе, поданной 17 ноября 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 29 ноября 2023 года, Тертерян А.Г. просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права. Указывает, что продление срока содержания в Центре временного содержания иностранных граждан не основано на законе, так как исполнить решение не представляется возможным на протяжении более 12 месяцев, что приводит к бездействию и нарушению закона административным истцом.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене судебных актов не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приговором Перовского районного суда города Москвы от 28 июня 2017 года Тертерян А.Г. осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 162, частью 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, к наказанию в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Наказание Тертерян А.Г. отбывал в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Калужской области, откуда был освобожден по отбытии срока наказания 30 сентября 2022 года.
Распоряжением ФСИН России от 26 сентября 2022 года N пребывание (проживание) в Российской Федерации Тертеряна А.Г. признано нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
28 сентября 2022 года врио начальника УМВД России по Калужской области утверждено решение N о депортации Тертеряна А.Г. за пределы Российской Федерации.
На основании решения Дзержинского районного суда Калужской области от 30 сентября 2022 года Тертерян А.Г. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Калужской области на срок до 30 марта 2023 года.
Решениями Дзержинского районного суда Калужской области от 27 марта 2023 года, от 27 июня 2023 года срок содержания Тертеряна А.Г. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Калужской области продлевался до 30 июня 2023 года и до 30 сентября 2023 года соответственно.
9 ноября 2022 года Тертерян А.Г. обратился в ОМВД России по Дзержинскому району Калужской области с заявлением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, в котором просил установить его личность в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2022 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". По результатам проведенной процедуры ОМВД России по Дзержинскому району Калужской области было вынесено заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 8 февраля 2023 года N 9.
21 марта 2023 года в Дзержинский районный суд Калужской области поступило административное исковое заявление Тертеряна А.Г, в котором он просил признать незаконным вышеуказанное заключение об установлении личности. Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 11 апреля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Тертеряну А.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 22 июня 2023 года постановлено: решение Дзержинского районного суда Калужской области от 11 апреля 2023 года отменить; принять по делу новое решение, которым признать незаконным заключение ОМВД России по Дзержинскому району Калужской области от 8 февраля 2023 года N 9 об установлении личности Тертеряна А.Г.; обязать ОМВД России по Дзержинскому району Калужской области повторно рассмотреть заявление Тертеряна А.Г. об установлении его личности.
Одновременно с этим, 14 марта 2023 года УМВД России по Калужской области был повторно направлен запрос в Консульский отдел Посольства Республики Армения в Российской Федерации об установлении принадлежности Тертеряна А.Г. к гражданству Республики Армения, о выдаче сертификата (свидетельства) на возвращение в Республику Армения с одновременным направлением заключения об установлении личности.
Ответом Консульского отдела Посольства Республики Армения в Российской Федерации от 10 апреля 2023 года сообщено, что для установления принадлежности к гражданству Республики Армения Тертеряна А.Г. необходимо указать точное место рождения и территориальный орган ЗАГС на территории Республики Армения, зарегистрировавший акт рождения.
Письмом УМВД России по Калужской области от 15 мая 2023 года в Консульский отдел Посольства Республики Армения в Российской Федерации направлены опросный лист и автобиография Тертеряна А.Г, повторно поставлен вопрос о выдаче сертификата (свидетельства) о возвращении в Республику Армению, либо направлении письменного сообщения о причинах невозможности его оформления.
13 июня 2023 года УМВД России по Калужской области в Консульский отдел Посольства Республики Армения в Российской Федерации направлен повторный запрос об установлении наличия или отсутствия гражданства Республики Армения у Тертеряна А.Г.
Во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 22 июня 2023 года ОМВД России по Дзержинскому району Калужской области повторно проводится процедура по установлению личности административного ответчика.
Согласно представленной информации ответы на вышеуказанные обращения от 15 мая 2023 года и от 13 июня 2023 года из Консульского отдела Посольства Республики Армения в Российской Федерации не поступали.
22 августа 2023 года срок рассмотрения заявления Тертеряна А.Г. об установлении его личности продлен на 3 месяца.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, установив наличие принятого в отношении Тертеряна А.Г. решения о его депортации за пределы Российской Федерации, которое не отменено и временно не может быть исполнено по объективным причинам, а также в связи с отсутствием у административного ответчика законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, пришел к выводу о продлении срока содержания лица, подлежащего депортации, в специальном учреждении до исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации, сократив срок до 30 ноября 2023 года.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55, часть 3 статьи 62).
С учетом указанных конституционных положений законодатель в Федеральном законе от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон о порядке выезда и въезда) установил, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (часть 4 статьи 25.10).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (часть 5 статьи 25.10).
Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (абзац восемнадцатый пункта 1 статьи 2); иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31).
При этом иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии (пункт 10 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан).
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на срок свыше сорока восьми часов может осуществляться только на основании решения суда (пункт 9.4 статьи 31, пункт 5 статьи 32.2 названного федерального закона).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 23 мая 2017 года N 14-П, по смыслу части 3 статьи 62 и части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, не связан соображениями представителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции относительно целесообразности предлагаемого срока содержания соответствующего лица в специальном учреждении, - обладая самостоятельным усмотрением, суд с учетом индивидуальных обстоятельств дела и личности подлежащего депортации или реадмиссии иностранного гражданина (лица без гражданства) вправе установить иной срок его пребывания в этом учреждении.
Таким образом, помещение иностранных граждан в специальное учреждение является механизмом обеспечения исполнения принятых в отношении них решения о депортации либо решения о передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав иностранного гражданина, подлежащего депортации.
При этом, принимая решение о продлении срока пребывания в специальном учреждении иностранного гражданина (лица без гражданства), в отношении которого принято решение о депортации либо решения о передаче иностранному государству, суд учитывает конкретные обстоятельства дела и личность подлежащего депортации или реадмиссии иностранного гражданина (лица без гражданства).
При установленных обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды, принимая решение о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении до исполнения решения о депортации Тертеряна А.Г. за пределы Российской Федерации, обоснованно определили временные пределы ограничения прав и свобод при его содержании в специальном учреждении, способствующие исполнению решения о депортации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не является.
Судебная коллегия полагает выводы судов нижестоящих инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 30 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тертеряна А Г - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.