Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гришиной Г.Н, судей Пономаревой Е.И, Харебиной Г.А, при помощнике судьи ФИО9
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2885/2023 по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Космос" на решение Московского городского суда от 5 октября 2023 г, которым удовлетворено административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Космос" об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Гришиной Г.Н, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Матченко Е.Г, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Публичное акционерное общество "Гостиничный комплекс "Космос" (далее - ПАО ГК "Космос"), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г "адрес", обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2021 г. в размере 597 000 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец указал, что является арендатором названного земельного участка. Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, его рыночной стоимости, нарушает права административного истца как арендатора, в связи с необоснованным завышением арендного платежа за пользование земельным участком.
Решением Московского городского суда от 5 октября 2023 г. установлена кадастровая стоимость равная рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 431 854 000 рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 20 октября 2022 г.
С ПАО ГК "Космос" в пользу Департамента городского имущества города Москвы взысканы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 247 318, 27 рублей.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, ПАО ГК "Космос" подало апелляционную жалобу, в которой административный истец со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение суда изменить и назначить повторную судебную оценочную экспертизу.
Полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в ходатайстве о проведении повторной судебной экспертизы; ссылается на необоснованность заключения эксперта, положенного в основу решения суда и несоответствующего законодательству об оценочной деятельности: эксперт некорректно делает вывод о том, что одним из основных ценообразующих параметров для земельных участков под коммерческую застройку является удаленность от метро; ошибочно не использует доходный подход в рамках определения стоимости объекта недвижимости; неверно применяет корректировку на наличие исходно-разрешительной документации (ИРД) в отношении объекта-аналога N 2; некорректно рассчитывает корректировку на общую площадь объекта исследования; применяет необоснованно низкое значение корректировки на торг; ошибочно применяет корректировку на снос ветхих строений в отношении объекта-аналога N 1; использует неактуальные данные о стоимости объекта-аналога N 1.
Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ПАО ГК "Космос" по доверенности Матченко Е.Г. поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, просил назначить повторную судебную оценочную экспертизу.
Представители Департамента городского имущества города Москвы, Публично-правовой компании "Роскадастр" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительства Москвы, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Согласно положениям частей 8 и 9 статьи 96, статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в административном деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, путем направления извещений посредством почтовой и электронной связи, а также размещением на официальном сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции, оснований для признания явки лиц, участвующих в административном деле, в суд обязательной не имеется, суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверив законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав объяснения представителя административного истца ПАО ГК "Космос" по доверенности Матченко Е.Г, поддержавшего апелляционную жалобу, полагает, что таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении административного дела допущено не было.
Из материалов дела следует, что ПАО ГК "Космос" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается договором о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) N М-02-0000839/623 от 28 июля 1994 г. с учетом приложений, дополнительных соглашений, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 5 мая 2022 г. (т. 1 л.д. 57-59).
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (пункты 1, 4).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 кодекса).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, затрагивает права и законные интересы административного истца.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 г. N 51520 в отношении спорного объекта недвижимости утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 г. в размере 1 601 104 547, 96 рублей, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 сентября 2022 г. N КУВИ-001/2022-161248352 (т. 1 л.д. 60).
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке N 125/2022-О от 7 сентября 2022 г, составленный ООО КГ "ПраймАудит", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 597 000 000 рублей.
Определением Московского городского суда от 8 декабря 2022 г. по ходатайству представителя административного ответчика назначена судебная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы: соответствует ли отчёт об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствует, определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 г.
Заключением эксперта ГБУ БТИ Московской области от 14 июля 2023 г. N 3а-2885/2023/935СЭ/07-23 было установлено, что отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2021 г. определена в размере 1 431 854 000 рублей.
Разрешая административное дело по административному исковому заявлению ПАО ГК "Космос", суд первой инстанции в основу решения об удовлетворении административного иска положил выводы судебной экспертизы, которой в постановленном решении дана надлежащая правовая оценка по правилам статьей 84 и 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с иными установленными обстоятельствами и исследованными доказательствами по административному делу, и, согласившись с ее результатами, пришел к выводу, что рыночную стоимость земельного участка следует устанавливать в соответствии с выводами эксперта.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления и отнесении судебных издержек на производство судебной экспертизы на административного истца.
Определенная экспертом итоговая величина рыночной стоимости объекта исследования отвечает понятию рыночной стоимости, приведенному в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Так, экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Расчет рыночной стоимости земельного участка при проведении судебной экспертизы полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчётных показателей стоимости. В заключении судебной экспертизы приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом. Эксперт Печенкин Д.В. провел полноценный анализ сегмента рынка объекта исследования, выявил предложения к продаже, сопоставимые с объектом исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов-аналогов и объекта оценки. Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов и примененных корректировок.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка экспертного заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет длительный стаж экспертной работы, диплом о прохождении профессиональной переподготовки, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, доводы ПАО ГК "Космос" о нарушениях при производстве судебной экспертизы в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции своего подтверждения не нашли.
Аналитическое исследование административного истца на заключение судебной оценочной экспертизы не подтверждает недостоверность проведенного экспертного исследования, поскольку изложенные представителем административного истца доводы не подтверждают наличие ошибок в заключении эксперта и являются исключительно его субъективным мнением, не основанном на фактах, в связи с чем, не могут быть положены в основу настоящего решения суда.
При этом экспертом на представленное административным истцом аналитическое исследование и письменные пояснения в судебном заседании суда первой инстанции даны развернутые и полные письменные пояснения, приобщенные к материалам дела. Данные пояснения эксперта, которым суд доверяет, по причинам, изложенным выше, полностью опровергают доводы административного истца о несоответствии заключения судебной оценочной экспертизы требованиям законодательства.
Ходатайство о назначении повторной экспертизы суд рассмотрел в соответствии с требованиями статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обоснованно отказал в его удовлетворении.
Оснований к назначению повторной судебной оценочной экспертизы по ходатайству представителя административного истца судебная коллегия также не усмотрела, поскольку противоречия в выводах эксперта и отсутствие обоснованности выводов в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции по настоящему делу с учетом представленных экспертом письменных пояснений не установлены, а лицом, заявившим ходатайство о назначении повторной судебной оценочной экспертизы, вопреки положениям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не было представлено доказательств, обосновывающих недостоверность выводов, изложенных в заключении судебной экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителя жалобы, экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Вопреки доводам административного истца, эксперт мотивировал свои выводы, при оценке объекта придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объекта оценки, произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость спорного объекта.
Представленное административным истцом аналитическое исследование специалиста ООО "Альфа-Экспертиза" ФИО10 как доказательство недостоверности определенной экспертом рыночной стоимости судебная коллегия оценивает критически, несмотря на то, что ФИО11 прошла переподготовку в области оценочной деятельности, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности и является членом саморегулируемой организации оценщиков "Союз "Федерация Специалистов Оценщиков"", поскольку данное исследование проведено по заказу административного истца вне рамок судебного разбирательства, в то время как порядок и процессуальные основания привлечения к участию в деле специалиста предусмотрены статьей 50 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей процедуру назначения специалиста судом.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов в рамках настоящего дела и проанализировав представленные доказательства, исходя из положений статей 111, 114, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системной связи, разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления N 28, а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения судебных расходов на административного истца, ввиду того что кадастровая стоимость земельного участка несущественно превышает его рыночную стоимость, установленную судом что не может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Решение суда в части распределения судебных расходов сторонами не обжалуется, оснований не согласиться с постановленным судом решением в данной части не имеется, выводы суда соответствуют действующему законодательству и подтверждены материалами дела.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке. Нарушение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение Московского городского суда от 5 октября 2023 г. следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 5 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Космос" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.