Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО1 и его защитника ФИО3 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N Батайского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Батайского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 1 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N Батайского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Батайского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ названное постановление оставлено без изменения.
По результатам рассмотрения жалобы защитника ФИО1 постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи судебного участка N Батайского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Батайского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения.
Настоящая жалоба подана ФИО1, он подписана также защитником ФИО3, в которой заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении его по делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что протокол составлен с нарушением компетенции должностного лица, материалы дела представлены неполно, не исследованы должным образом, а также ссылаясь на то обстоятельство, что в настоящий момент отменены всякие ограничительные меры относительно коронавирусной инфекции (COVID-19), дающие основание применить ст. 1.7 КоАП РФ.
Лица, подлежащие уведомлению извещены надлежащим образом о рассмотрении жалобы.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 2 статьи 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения производства по делу) предусмотрена ответственность за неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан, в частности: обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда; осуществлять охрану здания, помещений суда.
Общие правила поведения посетителей в здании (помещениях) суда определяются правилами, утвержденными приказом председателя соответствующего суда, обязательными для исполнения всеми гражданами, находящимися в здании (помещениях) суда.
В соответствии с п. 3.2 Правил пребывания посетителей в федеральном суде общей юрисдикции, утвержденных председателем Матвеево- Курганского районного суда "адрес", посетители суда обязаны соблюдать установленный порядок деятельности суда и нормы поведения в общественных местах; выполнять требования и распоряжения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда, судей, администратора суда, судебных приставов по ОУПДС в суде, не допуская проявления неуважительного отношения к ним и посетителям суда.
Согласно п. 4.2 указанных Правил запрещается доступ в здание и служебные помещения суда (или удаляются из здания и служебных помещений) лицам в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с агрессивным поведением, в состоянии, не отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, малолетним детям без сопровождения взрослых, посетителям с животными.
Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 14 Закона о судебных приставах).
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 35 минут ФИО1 находясь в здании Кировского районного суда "адрес", расположенного по адресу: "адрес", пер. Газетный "адрес", не выполнил законное распоряжение судебного пристава по
обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что описанные действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем составлен протокол об административном правонарушении и ФИО1 привлечен к административной ответственности.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации") (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила
поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила
поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 1 1 названного федерального закона).
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В настоящее время все акты, требующие ношения масок отменены включая приказ председателя Кировского суда.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструирует составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 122-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 2557-0 и др.), что в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых
предусмотрено
наступление
административной
ответственности
(определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2735-0).
С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
В силу вышеназванной правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) и исходя из отмены ограничительных мер направленных на предотвращение распространения на территории "адрес" новой коронавирусной инфекции (COVID- 2019)" на основании постановления "адрес" "О признании утратившими силу некоторых постановлений "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N, с ДД.ММ.ГГГГ, а также принимая во внимание отсутствие сведений об исполнении постановления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ, судья кассационного суда считает возможным и необходимым отменить состоявшиеся в отношении ФИО1 по судебные акты с прекращением производства по делу.
Таким образом, отмена с ДД.ММ.ГГГГ во всех регионах России, в том
числе, и в "адрес", полностью всех коронавирусных ограничений, имеются основания полагать возможным применение положений пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы защитника, которые ранее были предметом исследования при подаче им жалобы на судебные акты, по результатам которой кассационным судом постановлен судебный акт, не подлежат повторной проверке, более того, в силу названного основания для прекращения производства по делу, необходимости для их исследования и оценки не имеется.
В силу части 1 п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N Батайского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Батайского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.3 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N Батайского судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Батайского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 17.3 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании части 1 пункта 5 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.
Судья ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.