Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" ФИО5, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к начальнику Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (далее - ФКУ МСЧ N 14 УФСИН России по Республике Саха (Якутия)) ФИО5, ФКУ МСЧ N 14 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), в котором, с учетом последующего уточнения заявленных требований, просил: признать незаконным объем и качество оказываемого ему в ФКУ МСЧ N 14 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) лечения, не соответствующим установленным стандартам и порядку оказания медицинской помощи; обязать принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов истца.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Саха (Якутия)" (далее - ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Саха (Якутия)), страдает "данные изъяты", с января 2021 года по октябрь 2022 года неоднократно обращался в ФКУ МСЧ N 14 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) за оказанием медицинской помощи в связи с ухудшением здоровья. Однако необходимом объеме медицинская помощь ему не оказывалась, лечебное питание и лекарства он не получал.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 было отказано.
29 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 21 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решение и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо административного истца, иные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о необходимости отмены апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 13, 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47) разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на личную безопасность и охрану здоровья, материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей Федеральной службы исполнения наказаний является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Из содержания части 6 статьи 12 УИК РФ следует, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 УИК РФ).
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 101 УИК РФ).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 123, 124 действовавших до 16 июля 2022 года Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка), лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
В силу пункта 11 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285 (далее - Порядок организации оказания медицинской помощи), в период содержания осужденного в учреждении уголовно-исполнительной системы лекарственные препараты ему на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника. На осужденного оформляется лист назначений лекарственных препаратов.
Пунктами 11, 141, 142, 143 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 сентября 2016 года N 696, установлено, что медицинский работник медицинского подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с начальником отдела интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения уголовно-исполнительной системы организует лечебное питание. Организация лечебного питания в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной системы является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Лечебное питание для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся на стационарном и амбулаторном лечении в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной системы, осуществляется по норме питания, утвержденной в установленном порядке. С целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной системы применяется номенклатура диет (система стандартных диет).
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 с 25 ноября 2020 года отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Саха (Якутия).
Административный истец страдает "данные изъяты", состоит на диспансерном учете в ФКУ МСЧ N 14 УФСИН России по Республике Саха (Якутия). С 2018 года ему назначена "данные изъяты".
Проверкой, проведенной Якутской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по обращению ФИО1, установлено, что осужденный не обеспечивался необходимыми лекарственными средствами; до февраля 2022 года административный истец был вынужден использовать лекарственные препараты (в том числе "данные изъяты"), которые поступали в передачах и посылках от его близких родственников. По фактам выявленных нарушений прокурором в адрес начальника ФКУ МСЧ N 14 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) вносилось представление.
Лечебным питанием ФИО1 в период нахождения в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) не обеспечивался.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения УИК РФ, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, указал в решении, что нарушений порядка оказания медицинской помощи ФИО1 со стороны ФКУЗ МСЧ-14 ФСИН России не установлено, административный истец получал необходимое лечение в полном объеме. Отсутствие до февраля 2022 года лекарственных препаратов не повлекло каких-либо осложнений либо ухудшения состояния здоровья ФИО1, поскольку он использовал имевшиеся у него препараты, полученные в посылках и передачах. Правовых оснований для получения лечебного питания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) у ФИО1 не имелось. Кроме того, административный истец пропустил без уважительных причин установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами.
Из содержания пунктов 2 и 4 статьи 3 КАС РФ следует, что задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, закреплена в части 3 статьи 62 КАС РФ.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ). Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В пункте 17 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 разъяснено, что суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения. При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи.
Вопреки приведенным положениям процессуального закона и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции меры для полного и правильного разрешения заявленных требований не приняли.
Так, по существу установив факты допущенного со стороны ФКУЗ МСЧ-14 ФСИН России необеспечения ФИО1 лекарственными препаратами, суды отказали в удовлетворении заявленных требований, сославшись на отсутствие ухудшения состояния здоровья административного истца, а также на то, что он без уважительных причин пропустил процессуальный срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ.
Между тем наличие причинения вреда здоровью (ухудшение состояние здоровья) не является необходимым условием для удовлетворения требований осужденного, заявленных в порядке главы 22 КАС РФ.
Из анализа содержания статей 218, 227 КАС РФ следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При этом, право ФИО1 на своевременное получение назначенных ему лекарственных препаратов предусмотрено положениями действующего законодательства.
В свою очередь, отказ в удовлетворении административного искового заявления по мотиву пропуска срока обращения в суд без установления обстоятельств, предусмотренных частью 9 статьи 226 КАС РФ, а также без исследования фактических обстоятельств административного дела является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства (пункт 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года).
Указание судов в обжалуемых судебных актах на то, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) не должно обеспечивать лечебным питанием административного истца, не имеет правового значения для разрешения заявленных административных исковых требований, поскольку ФИО1 в данной части ставил вопрос о допущенном незаконном бездействии со стороны ФКУЗ МСЧ-14 ФСИН России, которое, по его мнению, должно обеспечить его таким питанием.
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они не могут быть устранены судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях соблюдения разумных сроков рассмотрения заявленных административных исковых требований, учитывая, что в силу части 1 статьи 307, части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело по правилам производства в суде первой инстанции (с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ) в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение, направив административное дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия). При его новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить административное дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2023 года отменить, административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.