Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Соколовой Л.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края Заливина С.В. на решение Хабаровского краевого суда от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Скажутина ФИО10, Подкорытовой ФИО11 к Правительству Хабаровского края об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя Правительства Хабаровского края Герасимова Д.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Скажутин А.А. и Подкорытова О.В. обратились в суд с административными исковыми заявлениями к Правительству Хабаровского края о признании недействующими со дня принятия подпунктов "а", "б" пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр "Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края".
По мнению административных истцов, оспариваемое постановление не соответствует положениям статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Необоснованное сокращение количества специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий в г. Хабаровске ущемляет их права, гарантированные статьями 31, 55 Конституции Российской Федерации, носит произвольный характер, не обеспечивает стабильность правового регулирования.
Решением Хабаровского краевого суда от 1 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года, административные исковые требования Скажутина А.А. и Подкорытовой О.В. удовлетворены частично, постановление Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр "Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края" в части подпункта "а" пункта 1 в части слов "Площадка перед краевым государственным бюджетным учреждением культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь", Индустриальный район, ул. Герцена, д. 2" признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
13 декабря 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края Заливина С.В, поданная 30 ноября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Скажутиным А.А. и Подкорытовой О.В. административных исковых требований.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика ссылается на неправильное применение судами положений пункта 2 части 2.1-1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", считает необоснованным в связи с неправильной оценкой доказательств вывод о том, что специально отведенное место для публичных мероприятий в г. Хабаровске - площадка перед КГБУ культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь" прилегает к территории детской и спортивной площадок. Судами не учтено, что федеральным законом запрет публичных мероприятий распространяется непосредственно на детские и спортивные площадки и не регламентированы расстояния от детских и спортивных площадок до места проведения публичных мероприятий.
Административные истцы о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Правительства Хабаровского края, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений, влекущих отмену вынесенных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также места массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края согласно приложению к настоящему постановлению.
Названным постановлением в редакции от 5 апреля 2019 года к такими местами в городском округе "Город Хабаровск" были определены: Комсомольская площадь (Центральный округ), Площадка перед центральным входом на стадион "Динамо" (Центральный округ), Пешеходная площадка на Амурском бульваре напротив кинотеатра "Дружба" (Железнодорожный округ).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр в приложение к постановлению Правительства Хабаровского края от 20 ноября 2012 года N 406-пр "Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в муниципальных образованиях Хабаровского края" внесены изменения, в том числе в разделе Городской округ "Город Хабаровск" пункты 1, 2 изложены в следующей редакции:
1. Площадка для проведения культурно-массовых мероприятий парка Дома офицеров, Краснофлотский район, 2. Площадка перед краевым государственным бюджетным учреждением культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь", Индустриальный район, ул. Герцена, д. 2.
Удовлетворяя частично заявленные Скажутиным А.А. и Подкорытовой О.В. административные исковые требования и признавая постановление Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр недействующим в части подпункта "а" пункта 1 в части слов "Площадка перед краевым государственным бюджетным учреждением культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь", Индустриальный район, ул. Герцена, д. 2" недействующим, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что требования законодательства к форме данного нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие соблюдены, пришли к выводу, что на день принятия нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречил федеральному законодательству.
Между тем Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 498-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" внесены изменения, вступившие в силу 5 декабря 2022 года, согласно которым статья 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ дополнена частью 2.1-1, определяющая места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, к таким местом, в том числе отнесены детские и спортивные площадки.
Установив на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, что на всей территории площадки перед КГБУ культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь" установлено оборудование для игр и занятия спортом детей различного возраста, оборудована территория для катания на скейтбордах, что с учетом положений ТР ЕАЭС 042/2017 Технический регламент ЕАЭС "О безопасности оборудования для детских игровых площадок", ГОСТ Р 55677-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" позволяет отнести данную территорию к детским игровым площадкам и детской спортивной площадке, пришли к заключению, что с 5 декабря 2022 года положения постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр в части определения специально отведенного места для проведения публичных мероприятий на площадке перед КГБУ культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь" (Индустриальный район, ул. Герцена, д. 2) вошли в противоречие с положениями части 2.1-1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, поэтому признали оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в данной части со дня вступления решения суда в законную силу.
Определение в качестве места проведения публичных мероприятий парка Дома офицеров флота в Краснофлотском районе г. Хабаровска суд признал не противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, учитывая, что данное место законом не отнесено к местам, где проведение публичных мероприятий запрещено, находится в черте города, к нему имеется транспортная доступность, его месторасположение позволяет организаторам и участникам публичных мероприятий пользоваться объектами инфраструктуры, соблюдать санитарные нормы и правила, обеспечивать безопасность организаторов и участников публичных мероприятий и других лиц, при этом Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ минимальное количество мест для проведения публичных мероприятий в муниципальном образовании не регламентируется и не ограничивается усмотрение в этом вопросе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
При этом законодатель определилместа, в которых проведение публичного мероприятия запрещается (часть 2 статьи 8), а также места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций (часть 2.1-1 статьи 8). К таким местам в пункте 2 названной нормы отнесены здания и территории образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социальной защиты населения, детские и спортивные площадки.
Часть 2.1-1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" введена Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 498-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу со дня официального опубликования 5 декабря 2022 года.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что с 5 декабря 2022 года положения постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 230-пр в части определения специально отведенного места проведения публичных мероприятий на площадке перед КГБУ культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь" (Индустриальный район, ул. Герцена, д. 2) вошли в противоречие с положениями части 2.1-1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", поскольку на данной площадке находятся детская игровая площадка и детская спортивная площадка.
Доводам Правительства Хабаровского края о недоказанности расположения на территории, отведенной для проведения публичных мероприятий, детских игровой и спортивной площадок, судами дана надлежащая правовая оценка. При этом суды обоснованно исходили из того, что к таким площадкам относится специально оборудованная для этих целей территория, что фактически имеет место на площадке перед КГБУ культуры "Краевой Дворец Дружбы "Русь", поэтому определение органом государственной власти субъекта Российской Федерации данного места проведения публичных мероприятий в г. Хабаровске не соответствует конституционным целям обеспечения приоритетной государственной защиты несовершеннолетних детей.
Нарушений процессуальных требований при исследовании и оценке представленных доказательств, повлиявших на исход разрешения дела, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы Правительства Хабаровского края не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы учтены судами нижестоящих инстанций и свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов; по существу эти доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, поэтому не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.