Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Кириченко А.Д. и Киреевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 сентября 2023 г. по гражданскому делу N 2-301/2023 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периодов работы в общий страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г, объяснения истца ФИО1.Г. и его представителя ФИО5, действующей на основании письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что 8 июня 1987 г. он устроился на работу в качестве водителя в колхоз "имени Фрунзе" Апастовского района Республики Татарстан, откуда 10 мая 1990 г. уволился по собственному желанию. Трудовой стаж подтверждается сведениями в трудовой книжке, а также справкой о выплаченной заработной плате, выданной правлением АКХ "Имени Фрунзе" Апастовского района Республики Татарстан от 18 декабря 2006 г.
Однако, спорный период в общий стаж ответчиком не включен, так как колхозом "Имени Фрунзе" в государственный архив никакие документы не сданы.
С учетом изложенного, ФИО1 просил суд: установить факт его работы в должности водителя в колхозе "Имени Фрунзе" Апастовского района Республики Татарстан в период с 8 июня 1987 г. по 11 мая 1990 г.; обязать ответчика включить данный период в общий страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Решением Буинского городского суда Республики Татарстан от 4 апреля 2023 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены: установлен факт работы истца в должности водителя в колхозе "Имени Фрунзе" Апастовского района Республики Татарстан в период с 8 июня 1987 г. по 11 мая 1990 г.; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее по тексту - ОСФР по Республике Татарстан) обязано включить в общий страховой стаж для страховой пенсии по старости период работы ФИО1 в должности водителя в колхозе "Имени Фрунзе" Апастовского района Республики Татарстан в период с 8 июня 1987 г. по 11 мая 1990 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 сентября 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 сентября 2023 г. как незаконного. Основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции истец указывает нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судом апелляционной инстанции неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО5, принимающие участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи Буинского городского суда Республики Татарстан, доводы кассационной жалобы поддержали, просили отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Представитель ОСФР по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного выше неявившегося лица, участвующего в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения истца и его представителя, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно записям в трудовой книжке на имя ФИО1, в период с 8 июня 1987г. по 11 мая 1990 г. истец работал водителем в колхозе "Имени Фрунзе" Апастовского района Республики Татарстан, что подтверждается также и справкой о выплаченной заработной плате от 18 декабря 2006 г, выданной правлением АКХ "Имени Фрунзе" Апастовского района Республики Татарстан.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем данный период работы подлежит зачету в его страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 8, 21, 22, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), регулирующими спорные правоотношения, и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 22 декабря 2015 г. N2920-О и от 24 апреля 2018 г. N 948-О), указал, что, из представленных суду апелляционной инстанции материалов пенсионного дела следует, что в рамках рассмотрения заявления ФИО1 о назначении пенсии пенсионным органом возбуждены проверочные мероприятия по сбору документов, запрошены соответствующие документы из архивного отдела исполнительного комитета Буинского муниципального района Республики Татарстан, ответы на которые датированы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГг, а также ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, на момент принятия судом решения по вопросу назначения истцу пенсии пенсионный орган какого-либо решения не принимал, положенные в основу судебного постановления архивные справки предметом оценки ответчика не являлись.
В силу вышеизложенного, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, постановив по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 сентября 2023 г. по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Обратившись в суд с настоящим иском, ФИО1 в обоснование своих требований указал, что он претендует на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости по указанному выше основанию, как родитель инвалида с детства, воспитавший его до достижения им возраста 8 лет, однако спорный период работы не включен в его страховой стаж.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1). Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд (часть 20).
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Порядок обращения за страховой пенсией определен Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 546н (далее по тексту - Правила от 5 августа 2021 г. N 546н).
Согласно пункту 3 Правил от 5 августа 2021 г. N 546н граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
Граждане подают заявление об установлении пенсии непосредственно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по своему выбору. Заявление об установлении пенсии может быть направлено в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по почте. Заявление об установлении пенсии может быть подано в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в случае, если между территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (пункт 4 Правил от 5 августа 2021 г. N 546н).
В силу пунктов 12, 13 Правил от 5 августа 2021 г. N 546н граждане могут обращаться за установлением пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации: а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; ж) принимает решения и
распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации; з) возвращает заявителю подлинники представленных им документов; и) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 18 Правил от 5 августа 2021 г..N 546н).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт 19 Правил от 5 августа 2021 г. N 546н).
По смыслу приведенных нормативных положений, решение об отказе в установлении пенсии принимается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Следовательно, отсутствие такого решения свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца и преждевременности обращения в суд.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что на момент принятия судом первой инстанции решения по вопросу назначения ФИО1 пенсии пенсионный орган какого-либо решения не принимал, положенные в основу судебного постановления архивные справки предметом оценки ответчика не являлись, а также принимая во внимание, что в материалы дела представлена выписка из лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) на имя истца от 8 апреля 2022 г. (л.д. 120), согласно которой спорный период работы в колхозе "Имени Фрунзе" Апастовского района Республики Татарстан с 8 июня 1987 г. по 11 мая 1990 г. учтен в составе страхового стажа, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований являются обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого судебного постановления. Более того, данные доводы приводились заявителями ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом апелляционной инстанции и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи А.Д. Кириченко
Е.В. Киреева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.