Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Бисертского городского округа на решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 18 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 22 августа 2023 года по административному делу N 2а-212/2023 по административному исковому заявлению прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Бисертского городского округа незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, возражения прокурора Таскаевой А.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Нижнесергинского района Свердловской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Бисертского городского округа, в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в необеспечении инженерной инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельных участков, расположенных по адресам: Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт. Бисерть, ул. Новая, 12, 14, 16, 18, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, ул. Восточная, 1, 2, ул. Рассветная, 1, ул. Трактовая, 138, 142, 144, 146, 148, 150, ул. Березовая, 1, 2, 3, 3А, 4, 5, 5А, 6, 7, 10, 12, 14, ул. Первомайская, 111, 113, 117, 119, 121, 121А, 123, 125, 127, 129, 133, 135, ул. Раздольная, 1, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 34, 34А, ул. Родниковая, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 30, 34; обязать администрацию Бисертского городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав жителей Бисертского городского округа и обеспечить земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах:
- 66:65:0301007 по адресам: Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт. Бисерть, ул. Новая, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, ул. Восточная, 1, 2, электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения;
- 66:65:0301007 по адресам: Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт. Бисерть, ул. Новая, 12, 14 16, 18, 22, 24, ул. Рассветная, 1, электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением;
- 66:65:0301061 по адресам: Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт. Бисерть, ул. Трактовая, 138, 142, 144, 148, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением;
- 66:65:0301061 по адресам: Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт. Бисерть, ул. Трактовая, 146, 150, водоснабжением, водоотведением;
- 66:65:0103002 по адресам: Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт. Бисерть, ул. Березовая, 1, 2, 3, 3А, 4, 5, 5А, 6, 7, 10, 12, 14, ул. Первомайская, 111, 113, 117, 119, 121, 121А, 123, 125, 127, 129, 133, 135, ул. Раздольная, 1, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 34, 34А, ул. Родниковая, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 30, 34, электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения (т.2 л.д. 151-152).
В обоснование иска указано, что прокуратурой были проведены проверочные мероприятия в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных бесплатно многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. По результатам проверки установлено, что в течение длительного времени административным ответчиком в полной мере не предпринимаются меры для обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, выделенных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства бесплатно по указанным адресам в пос. Бисерть Нижнесергинского района Свердловской области. Указанное бездействие административного ответчика и неисполнение им возложенной на него обязанности влекут нарушение прав неопределенного круга лиц и возлагают на льготную категорию граждан (многодетные семьи) необоснованные затраты по обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой.
Решением Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 18 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 22 августа 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 15 декабря 2023 года, административный ответчик администрация Бисертского городского округа просила отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что на административного ответчика возложена обязанность обеспечить инфраструктурой земельные участки, предоставленные многодетным семьям, но право собственности на часть из которых (в количестве 12 штук) не зарегистрировано; 6 земельных участков после их предоставления многодетным семьям были проданы иным гражданам, не относящимся к льготной категории; в июне 2023 года администрация Бисертского городского округа заключила с ООО СМК "Полимер-Строй" договор на разработку проектной документации "Водозабор из подземных источников (скважин) в районе ул. Новая пгт. Бисерть", проект изготовлен в октябре 2023 года; органы местного самоуправления не являются субъектами правоотношений по осуществлению технологического присоединения объектов индивидуального жилищного строительства как до границ земельных участков, так и в пределах границ земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности; техническая возможность подключения земельных участков к газовым и электрическим сетям в настоящее время имеется; на территории пгт. Бисерть подключение частного жилого сектора к системам центрального водоснабжения и водоотведения, очистным сооружениям, строительство автомобильной дороги в настоящее время невозможно; необходимое финансирование бюджетом городского округа не предусмотрено; установленный судом срок исполнения решения суда является недостаточным; возлагая на ответчика соответствующие обязанности, суд нарушил принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, подменил собой уполномоченный орган.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие не явившихся в суд представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 КАС РФ).
Таких оснований по данному делу не имеется.
Подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 26 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-03 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, состоящим на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных в частях второй - четвертой настоящего пункта. Вне очереди земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, из числа лиц, указанных в абзаце втором подп. 3 п. 2 ст. 22 настоящего Закона Свердловской области, имеющим на день подачи заявления, указанного в части первой п. 3 ст. 25 настоящего Закона Свердловской области, трех и более детей, постоянно проживающих совместно с этими гражданами.
Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности (ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, действующим законодательством закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной и транспортной инфраструктурой. При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и, соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Судами установлено и подтверждается собранными доказательствами, что постановлениями администрации Бисертского городского округа в 2014-2019 гг. льготной категории лиц - гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлен 91 земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пгт. Бисерть по улицам: Новая, Восточная, Рассветная, Трактовая, Березовая, Первомайская, Раздольная, Родниковая (кадастровые кварталы 66:65:0301007, 66:65:0301061, 66:65:0103002). Земельные участки предоставлены на основании перечней земельных участков, утвержденных постановлениями администрации Бисертского городского округа.
Указанные земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой, позволяющей использовать их по целевому назначению для индивидуального жилищного строительства, в полном объеме не обеспечены.
31 августа 2016 года между Свердловской областью, от имени которой выступало Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, и Бисертским городским округом на срок до 31 декабря 2019 года было заключено соглашение N 3/10 о взаимодействии и сотрудничестве в сфере формирования и предоставления семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства, согласно которому Бисертский городской округ принял на себя обязательства по подбору территорий, подлежащих формированию для предоставления бесплатно в собственность граждан, и обеспечению осуществления в отношении них мероприятий, предусмотренных статьями 8, 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 23, 24, 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 14-16 Федерального закона N 131-ФЗ, в том числе по получению технических условий на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что спорные земельные участки в полном объеме не обеспечены необходимой инфраструктурой, в то время как обязанность органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей транспортной инфраструктурой, газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в силу следующего.
В п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утв. Приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372, в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Судами достоверно установлено, что администрацией Бисертского городского округа длительное время после предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства не принимаются достаточные меры для обеспечения земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, позволяющей использовать их по назначению и надлежащим образом.
Принимая решения о предоставлении многодетным семьям в качестве меры социальной поддержки земельных участков, не обеспеченных инфраструктурой, администрация Бисертского городского округа должна была осознавать необходимость принятия мер, направленных на создание условий для использования участков по целевому назначению. Непринятие таких мер может быть оспорено в суде с возложением на орган местного самоуправления обязанностей по совершению необходимых действий, что положениям ст. 10, 130, 132 Конституции Российской Федерации не противоречит.
То обстоятельство, что на некоторые земельные участки, предоставленные многодетным семьям, в настоящее время право собственности не зарегистрировано, не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него судом обязанности. Регистрация права собственности осуществляется в заявительном порядке, каким-либо сроком не ограничена и может быть осуществлена в любой момент по инициативе правообладателя.
При наличии технической возможности подключения земельных участков к газовым и электрическим сетям, установленной в рамках исполнительного производства, исполнение административным ответчиком обязанности по обеспечению земельных участков газо- и электроснабжением не потребуется. При этом материалами дела не подтверждается, что газо- и электроснабжением обеспечены все указанные прокурором земельные участки.
Отсутствие у администрации Бисертского городского округа достаточных денежных средств для исполнения решения о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствует.
Доводы жалобы о несогласии с установленным судом сроком исполнения решения были проверены судом апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены.
Судами при рассмотрении дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 18 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Бисертского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.