Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 17RS0017-01-2022-009966-11 (2-1472/2023) по иску Муравьева Антона Юрьевича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Отделу федеральной службы исполнения наказаний России по Карачаево - Черкесской Республике о взыскании денежного довольствия, процентов за несвоевременную выплату денежного довольствия, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе с дополнениями Муравьева Антона Юрьевича на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 30 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, заслушав объяснения Муравьева А.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы с дополнениями, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Муравьев А.Ю. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее- ФСИН России), Отделу федеральной службы исполнения наказаний России по Карачаево - Черкесской Республике (далее -ОФСИН России по Карачаево- Черкесской Республике) о взыскании денежного довольствия, процентов за несвоевременную выплату денежного довольствия, компенсации морального вреда.
В обосновании исковых требований указал, что в период с 13 ноября 1998 г. по 9 октября 2022 г. проходил службу в уголовно-исполнительной системе РФ.
С 17 октября 2018 г. по 8 октября 2022 г. состоял в должности начальника ОФСИН России по Карачаево- Черкесской Республике. 9 октября 2022 г. был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ по п.4 ч.2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее- Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Считает, что в период прохождения службы и при увольнении были нарушены его трудовые права, поскольку ему была установлена дополнительная ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере 1 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью на основании пп. "а" п.5 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1174 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти".
В то же время положениями пп. "а" п.7 данного Постановления Правительства РФ установлено, что сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в п.1 и 4 настоящего постановления, из других субъектов РФ и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более устанавливается дополнительная ежемесячная выплата в размере 3 окладов в соответствии с замещаемой должностью.
В связи с тем, что он был переведен в ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике 17 октября 2018 г. для прохождения службы из другого региона - Красноярского края, полагает, что к нему при установлении указанных надбавок должен быть применен пп. "а" п.7, а не пп. "а" п.5 указанного выше Постановления Правительства РФ, поскольку служба в другом регионе создает дополнительную сложность и ответственность, а также трудности и неудобства по сравнению с прохождением службы на Родине в привычных условиях.
Кроме того, он переехал для прохождения службы в Карачаево-Черкесскую Республику вместе со своей семьей, члены его семьи также лишились привычных условий проживания, были вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни на Северном Кавказе, его порядкам и обычаям.
2 сентября 2022 г. при обращении к директору ФСИН России в установлении, назначении и выплате дополнительной ежемесячной выплаты ему было отказано. Сумма недоплаты за период с ноября 2019 года по октябрь 2022 года составила 2 372 560 руб.
Просил суд взыскать с ответчика в его пользу невыплаченную ему сумму дополнительной ежемесячной надбавки в размере 2 372 560 руб, проценты за несвоевременную выплату в размере 836 898, 30 руб. за период с 26 ноября 2019 г. по 13 апреля 2023 г, а с 14 апреля 2023 г. по дату фактической оплаты, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 апреля 2023 г. исковые требования Муравьева А.Ю. удовлетворены частично. Суд взыскал с ОФСИН России по Карачаево- Черкесской Республике в пользу истца 764 720 руб. в счет не выплаченной суммы ежемесячной надбавки к окладу, 164 662, 66 руб. в счет компенсации за задержку выплаты. Также суд взыскал с ФСИН России в пользу истца 5 000 руб. в счет компенсации морального вреда. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 30 августа 2023 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 апреля 2023 г. отменено, с принятием по делу нового решения, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе с дополнениями, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Муравьев А.Ю. ставит вопрос об изменении решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении его требований, об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 30 августа 2023 г. как незаконного, принятого с нарушением норм материального права, с вынесением решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
ОФСИН России по Карачаево - Черкесской Республике представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание представители ответчиков не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований, предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения апелляционного определения не имеется. При этом, поскольку решение суда первой инстанции было отменено, с вынесением по делу нового решения, решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 апреля 2023 г. не может являться предметом проверки суда кассационной инстанции.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17 октября 2018 г. между директором ФСИН К.Г.А. и Муравьевым А.Ю. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе N, из которого следует, что Муравьев А.Ю. назначен начальником Отдела ФСИН по Карачаево-Черкесской Республике, срок действия контракта указан - на период замещения должности в уголовно-исполнительной системе.
22 мая 2020 г. между директором ФСИН К.А.П. и начальником ОФСИН по Карачаево-Черкесской Республике Муравьевым А.Ю. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ N, согласно которому Муравьев А.Ю. взял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе РФ, контракт заключен на период замещения должности в уголовно-исполнительной системе РФ, в соответствии с п.8 ч, 9 ст.22 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ.
Приказом ФСИН России от 26 августа 2022 г. N-лс на основании рапорта Муравьева А.Ю. от 22 августа 2022 г. контракт был расторгнут и Муравьев А.Ю, ранее замещавший должность начальника ОФСИН России по Карачаево- Черкесской Республике, был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ по п.4 ч, 2 ст.84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
В соответствии с приказом ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике от 7 октября 2022 г. N Муравьев А.Ю, ранее замещавший должность начальника ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике, уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ по п.4 ч.2 ст.84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 9 октября 2022 г.
9 сентября 2022 г. Муравьев А.Ю. обратился к директору ФСИН России с рапортом, из которого следует, что в период с 9 августа 2016 г. по 16 октяюря 2018 г. он проходил службу в ИК-27 УФСИН России по Красноярскому краю в должности начальника.
Приказом директора ФСИН России от 17 октября 2018 г. N он направлен для прохождения службы в ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике в должности начальника. Просил установить, назначить и выплатить ему дополнительную ежемесячную выплату в размере 3 -х месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью за период с 17 октября 2018 г. по настоящее время.
В ответ на данный рапорт управление кадров ФСИН 11 октября 2022 г. сообщило, что на сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ (далее - УИС), проходящих службу в ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике распространяются дополнительные социальные гарантии, предусмотренные п.4 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1174 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" (далее - постановление N 1174).
Согласно п.5 постановления N 1174 указанным сотрудникам выплачивается ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере 1-го месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью. Выплата, предусмотренная пп. "а" п.7 постановления N 1174, устанавливается сотрудникам УИС в случае наличия условий, предусмотренных данной нормой. Таким образом, оснований для установления выплаты в размере 3-х месячных окладов в соответствии с ранее замещаемой должностью начальника ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике не имеется.
Из представленных расчетных листков усматривается, что Муравьеву А.Ю. помимо прочих надбавок начислялся и выплачивался 1 должностной оклад по штатной должности (Северный Кавказ).
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Муравьев А.Ю. действительно прибыл для прохождения службы в ОФСИН Карачаево-Черкесской Республики из Красноярского края, ранее замещал должность начальника ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю до октября 2018 года, приказом ФСИН России от 17 октября 2018 г. N 805-лс назначен на должность начальника ОФСИН по Карачаево-Черкесской Республике со сроком согласно контрактам на период замещения должности в уголовно-исполнительной системе, поэтому при его назначении ему полагалось установление дополнительной выплаты на основании пп. "а" п.7 постановления N 1174. С учетом пропуска срока обращения в суд с указанным иском, предусмотренным ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца суд взыскал за период с 24 ноября 2021 г. по 9 октября 2022 г. недоплаченную сумму ежемесячной надбавки к окладу в размере 764 720 руб.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу на территории Карачаево-Черкесской Республики, предоставляются дополнительные социальные гарантии, установленные п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти".
Согласно подп. "а" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174 указанным сотрудникам выплачивается ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере 1 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью.
Согласно подп. "а" п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174 сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в п.п. 1 и 4 настоящего постановления, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более, - дополнительную ежемесячную выплату в размере 3 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью.
Суд апелляционной инстанции, учитывая положения п.п. 1, 4, 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174, исходил из того, что к категории сотрудников, указанных в подп. "а" п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174, истец Муравьев А.Ю. не относится, так как истец проходил службу в Карачаево- Черкесской Республике на время замещения должности в уголовно-исполнительной системе, не был командирован для дальнейшего прохождения службы в Карачаево-Черкесскую Республику и не направлялся для выполнения служебных задач, следовательно, оснований для выплаты предусмотренной подп. "а" п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174 не имелось.
В соответствии с подп. "а" п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174 истцу выплачивалась ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере 1 месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника уголовно исполнительной системы и предоставлением социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст.20 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Статьей 68 Федерального закона 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ предусмотрено, что обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" установлены дополнительные социальные гарантии сотрудникам и военнослужащим, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
В частности, подп. "б" п. 4 названного постановления установлены дополнительные социальные гарантии сотрудникам и военнослужащим, не включенным в состав специальных сил и сил Объединенной группировки: командированным в воинские части, учреждения, подразделения и органы, указанные в подп. "а" настоящего пункта, то есть в воинские части, учреждения и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органы внутренних дел Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы федеральной фельдъегерской связи, подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дислоцированные на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания и Чеченской Республики.
В соответствии с п. 5 названного постановления указанным в п. 4 настоящего постановления, выплачивается сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере 1 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (занимаемой воинской должностью); военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - оклады по воинским должностям и выплаты в соответствии с ч. 8 ст. 2 и ч.ч. 6 и 7 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Согласно подп. "а" п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174 сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленным для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в п.п. 1 и 4 настоящего постановления, из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы в этих органах и учреждениях сроком на 1 год и более, - дополнительную ежемесячную выплату в размере 3 месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью.
Из содержания указанного положения постановления Правительства Российской Федерации следует, что дополнительная ежемесячная выплата установлена для сотрудников, направленных для выполнения служебных задач в органы и учреждения, указанные в п.п. 1 и 4 из других субъектов Российской Федерации и заключившим контракт о прохождении службы.
При этом п.1 упомянутого Постановления предусматривает установление дополнительных социальных гарантий сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки), проходящим военную службу (службу) в воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания и Чеченской Республики.
В п.4 указаны воинские части, учреждения и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органы внутренних дел Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации, органы федеральной фельдъегерской связи, подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подразделения (органы) войск национальной гвардии Российской Федерации, дислоцированные на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания и Чеченской Республики.
Учитывая, что истец была направлен в Карачаево-Черкесскую Республику с целью исполнения обязанностей начальника ОФСИН по Карачаево-Черкесской Республике, а не с целью обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что он не приобрел право на предоставление ежемесячной надбавки к денежному довольствию, предусмотренной подп. "а" п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1174 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти", поскольку такое право связывается не с самим фактом командирования на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а с фактом командирования для выполнения специальных задач по охране общественного порядка, общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Ссылки кассатора на судебную практику по иным делам, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами по иным делам, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании судом апелляционной инстанции приведенных правовых норм, не могут служить основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке, поскольку суд апелляционной инстанции пришел к своим выводам на основании анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильно их истолковав.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом второй инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судом апелляционной инстанции судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции. Оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 30 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу с дополнениями Муравьева Антона Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.