Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-15/2023, УИД: 88RS0002-01-2022-000111-78 по иску заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах муниципального образования - сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Лобановой Ирине Геннадьевне о возмещении ущерба, по кассационным жалобам Лобановой Ирины Геннадьевны и Администрации села Байкит на решение Байкитского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 сентября 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи Лобановой И.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения и.о. Главы села Байкит Агаповой О.В, представителя Администрации села Байкит Варганова В.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, полагавшего кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края обратился в суд в интересах муниципального образования - сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее по тексту также - село Байкит) с иском к Лобановой И.Г. о возмещении ущерба.
Требования мотивированы тем, что решением представительного органа муниципального образования село Байкит - Байкитского сельского Совета депутатов от 11 апреля 2019 г. N депутат Лобанова И.Г. из состава депутатов пятого созыва была избрана председателем Байкитского сельского Совета депутатов. В соответствии с решением Байкитского сельского Совета депутатов от 29 апреля 2019 г. N ответчик 29 апреля 2019 г. вступила в должность председателя Байкитского сельского Совета депутатов. Согласно статье 24 Устава села Байкит председатель представительного органа муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 г, вступившим в законную силу со дня принятия, признан неправомочным состав Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва, избранный на муниципальных выборах 9 сентября 2018 г, в связи с чем полномочия депутатов Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва, избранных на муниципальных выборах 9 сентября 2018 г, в том числе Лобановой И.Г, прекращены с 19 ноября 2021 г.
По результатам проведенной прокуратурой Эвенкийского района проверки исполнения законодательства о местном самоуправлении, бюджетного и трудового законодательства в муниципальном образовании село Байкит установлено, что председатель Байкитского сельского Совета депутатов Лобанова И.Г. 19 ноября 2021 г. присутствовала на оглашении указанного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, при этом в дальнейшем свои полномочия как депутата, являющегося председателем Байкитского сельского Совета депутатов, не сложила, с 20 ноября 2021 г. и на дату обращения прокурора в суд с настоящим иском ответчик продолжает осуществлять деятельность в данной сфере и получать соответствующее денежное вознаграждение.
Осуществление Лобановой И.Г. функций депутата - председателя представительного органа муниципального образования село Байкит - Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва после прекращения ее полномочий депутата, а также получение ответчиком денежного вознаграждения не предусмотрены действующим законодательством, Уставом села Байкит. Лобанова И.Г, получив денежное вознаграждение за период с 20 ноября 2021 г. по 17 мая 2022 г, причинила материальный ущерб муниципальному образованию сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края в размере 492072 руб. 46 коп, которые истец, уточнив требования, просил взыскать с ответчика в бюджет муниципального образования.
Решением Байкитского районного суда Красноярского края от 26 мая 2022 г. постановлено:
"Исковые требования заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах муниципального образования - сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Лобановой Ирине Геннадьевне о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет муниципального образования сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края 606070 (шестьсот шесть тысяч семьдесят) рублей 97 копеек.
Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственную пошлину в размере 9260 (девять тысяч двести шестьдесят) руб. 71 коп.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 августа 2022 г. постановлено:
"решение Байкитского районного суда Красноярского края от 26 мая 2022 г. изменить.
Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет муниципального образования сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края сумму ущерба в размере 368192, 99 рублей.
Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственную пошлину в размере 6882 рублей".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 января 2023 г. постановлено:
решение Байкитского районного суда Красноярского края от 26 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 августа 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Байкитский районный суд Красноярского края.
Решением Байкитского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 сентября 2023 г, постановлено:
"исковые требования заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах муниципального образования - сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Лобановой Ирине Геннадьевне о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет муниципального образования - сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края сумму ущерба, причиненного в результате незаконного получения ежемесячного денежного вознаграждения за период с 20 ноября 2021 г. по 17 мая 2022 г. в размере 492071 (четыреста девяносто две тысячи семьдесят один) руб. 46 коп.
Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственную пошлину в размере 8120 (восемь тысяч сто двадцать) руб. 72 коп.
В кассационной жалобе ответчик Лобанова И.Г. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В кассационной жалобе представитель Администрации села Байкит Варганов В.Н. просит отменить решение Байкитского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 сентября 2023 г. Прекратить производство по делу в связи с отказом истца от иска.
Относительно доводов кассационных жалоб Администрации села Байкит и ответчика Лобановой И.Г. прокуратурой Эвенкийского района, прокуратурой Красноярского края и Байкитским сельским Советом депутатов принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России Байкитский сельский Совет депутатов получил судебные извещения 25 и 29 января 2024 г, МАУ с. Байкит "Информационно-жилищное сотрудничество" - 19 и 29 января 2024 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений, заслушав пояснения принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи Лобановой И.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения и.о. Главы села Байкит Агаповой О.В, представителя Администрации села Байкит Варганова В.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, полагавшего кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 20 мая 2022 г, в ЕГРЮЛ 24 июня 2005 г. внесены сведения о регистрации Байкитского сельского Совета депутатов (ОГРН "данные изъяты").
9 сентября 2018 г. на территории села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края состоялись очередные муниципальные выборы депутатов Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва по Байкитскому многомандатному избирательному округу N.
Решением избирательной комиссии муниципального образования село Байкит Эвенкийского района Красноярского края от 11 сентября 2018 г. N выборы депутатов Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва признаны состоявшимися, а результаты выборов - действительными. В Байкитский сельский Совет депутатов пятого созыва избрано 10 депутатов, в том числе Лобанова И.Г, зарегистрированная депутатом Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва по Байкитскому многомандатному избирательному округу N решением указанной избирательной комиссии от 19 сентября 2018 г. N.
Решением Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва от 11 апреля 2019 г. N Лобанова И.Г. избрана председателем Байкитского сельского Совета депутатов из числа депутатов этого представительного органа муниципального образования села Байкит.
Байкитским сельским Советом депутатов пятого созыва принято решение от 29 апреля 2019 г. N считать 29 апреля 2019 г. датой вступления Лобановой И.Г. в должность председателя Байкитского сельского Совета депутатов в связи с ее избранием.
Решением Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва от 21 мая 2019 г. N утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления села Байкит, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, которое применяется к правоотношениям, возникшим с 29 апреля 2019 г.
Согласно пунктам 1.2, 1.4 указанного Положения, оплата труда выборных должностных лиц производится в виде денежного вознаграждения и денежного поощрения и является расходным обязательством села Байкит.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 названого Положения, размеры денежного вознаграждения выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются согласно приложению N1 к настоящему Положению, дополнительно к денежному вознаграждению выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере одного месячного денежного вознаграждения. В приложении N 1 к данному Положению установлены размеры должностных окладов выборных должностных лиц органов местного самоуправления села Байкит, в перечень должностей включены две должности: Глава села Байкит и Председатель Байкитского сельского Совета депутатов, установлен размер их должностных окладов.
Распоряжением председателя Байкитского сельского Совета депутатов от 23 мая 2019 г. N на основании решения Байкитского сельского Совета депутатов от 21 мая 2019 г. N предписано отделу учета и отчетности (бухгалтерии) муниципального казенного учреждения села Байкит "Содействие" (в настоящее время - муниципальное автономное учреждение села Байкит "Информационно-жилищное сотрудничество") производить Лобановой И.Г, председателю Байкитского сельского Совета депутатов, оплату труда, состоящую из ежемесячного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения, начислять на ежемесячное денежное вознаграждение, ежемесячное поощрение районный коэффициент - 50%, процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях - 80%.
Решениями Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва от 14 ноября 2019 г. N и 29 апреля 2020 г. N внесены изменения в Положение об оплате труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления села Байкит, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, утвержденное решением от 21 мая 2019 г. N, приложение N к Положению изложено в новой редакции, изменены с 1 ноября 2019 г, затем с 1 июня 2020 г. размеры денежного вознаграждения Главы села Байкит и Председателя Байкитского сельского Совета депутатов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 г, вступившим в законную силу со дня его вынесения, отменено решение Красноярского краевого суда от 21 июля 2021 г. об отказе в удовлетворении административных исковых требований Т, принято новое решение, признан неправомочным состав Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края пятого созыва, избранный на муниципальных выборах 9 сентября 2018 г.
В письме начальника управления территориальной политики Губернатора Красноярского края от 17 декабря 2021 г, адресованном Главе села Байкит Эвенкийского муниципального района, было указано, что 19 ноября 2021 г. досрочно прекратились полномочия депутатов Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края пятого созыва, в том числе его председателя, что влечет за собой также прекращение предоставления муниципальным образованием гарантий лицам, замещающим муниципальные должности, которые установлены Законом Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае", а также уставом муниципального образования.
Решением Байкитского сельского Совета депутатов шестого созыва от 16 мая 2022 г. N 6-10 "О вступлении в должность Председателя Байкитского сельского Совета депутатов шестого созыва", на основании Устава села Байкит, Регламента Байкитского сельского Совета депутатов, решения Байкитского сельского Совета депутатов от 13 мая 2022 г. N 6-07, принято решение: Ш, избранному председателем Байкитского сельского Совета депутатов приступить на постоянной основе к своим должностным обязанностям с 17 мая 2022 г.
17 мая 2022 г. председателем Байкитского сельского Совета депутатов Лобановой И.Г. издано распоряжение N "О прекращении полномочий Председателя Байкитского сельского Совета депутатов V созыва", принятое с указанием на основания - часть 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 3 статьи 5 Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае", решение Байкитского сельского Совета депутатов шестого созыва от 16 мая 2022 г. N 6-10 "О вступлении в должность Председателя Байкитского сельского Совета депутатов шестого созыва", согласно данному распоряжению N: считать Лобанову И.Г. прекратившей исполнение полномочий Председателя Байкитского сельского Совета депутатов V созыва с 17 мая 2022 г.; отделу учета и отчетности (бухгалтерии) МАУ с. Байкит "ИЖС" произвести окончательный расчет с Лобановой И.Г. с выплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 110 календарных дня на основании расчета.
За период с ноября 2021 г. по май 2022 г. Байкитским сельским Советом депутатов представлялись в муниципальное автономное учреждение села Байкит "Информационно-жилищное сотрудничество" табели учета использования рабочего времени, подписанные в том числе Лобановой И.Г. как председателем Байкитского сельского Совета депутатов, в которых отражалось исполнение Лобановой И.Г. полномочий по должности председатель Байкитского сельского Совета депутатов, то есть, ответчик лично способствовала предоставлению ей гарантий на основании Закона Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 согласно Уставу села Байкит.
В период с 20 ноября 2021 г. по 17 мая 2022 г. Лобановой И.Г. предоставлялись гарантии, предусмотренные Законом Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае" и Уставом села Байкит для лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе, то есть, в данном случае - депутата Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе и замещающего должность в представительном органе муниципального образования, - председателя представительного органа муниципального образования сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края, в том числе - выплата денежного вознаграждения, выплата за период командировки, выплата пособия по временной нетрудоспособности, выплата компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии с документами, представленными Муниципальным автономным учреждением села Байкит "Информационно-жилищное сотрудничество" за период с 20 ноября 2021 г. по 17 мая 2022 г. из средств бюджета села Байкит на основании Закона Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае", Устава села Байкит и Положения, утвержденного решением Байкитского сельского Совета депутатов от 21 мая 2019 г. N (в редакции решений от 14 ноября 2019 г. N и 29 апреля 2020 г. N), предоставлены Лобановой И.Г. указанные гарантии путем выплаты денежных средств в общем размере 492071 руб. 46 коп. (после удержания НДФЛ), перечисленных на счет ответчика в банке, в том числе: за ноябрь 2021 г. - 24843, 57 руб. (в период с 20 ноября 2021 г. - 7 рабочих дней с 22 по 30 ноября 2021г.); за декабрь 2021 г. - 72898, 53 руб.; за январь 2022 г. - 70983, 20 руб.; за февраль 2022 г. - 70984, 20 руб.; за март 2022 г. - 58076, 61 руб.; за апрель 2022 г. - 70406, 88 руб.; за май 2022 г. - 31548, 31 руб, а также выплаченная компенсация за неиспользованный отпуск за период с 20 ноября 2021 г. по 17 мая 2022г. в размере 92330, 16 руб, при этом в совокупную выплату в общем размере 298820, 51 руб. по платежному поручению N от 18 мая 2022 г. включены: 31548, 31 руб. - денежное вознаграждение за май 2022 г, 174942, 04 руб. - компенсация за неиспользованный отпуск за период с 29 апреля 2020г. по 19 ноября 2021г, 92330, 16 руб. - компенсация за неиспользованный отпуск за период с 20 ноября 2021г. по 17 мая 2022г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, исходил из того, что факт незаконного получения Лобановой И.Г. из бюджета села Байкит денежных средств в общем размере 492071 руб. 46 коп, выплаченных за период с 20 ноября 2021 г. по 17 мая 2022 г. в счет предоставления гарантий, предусмотренных Законом Красноярского края от 26 июня 2008 г. N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае" и Уставом села Байкит в качестве денежного вознаграждения, выплаты за период командировки, пособия по временной нетрудоспособности, компенсации за неиспользованный отпуск, Лобановой И.Г. как депутату Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе и замещающему должность председателя Байкитского сельского Совета депутатов, нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131 -ФЗ).
В статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ даны определения основных терминов и понятий, используемых для целей данного закона, в том числе:
- выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
- член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования);
- должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
- лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования;
-депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;
- депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ, финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Представительный орган сельского поселения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования (часть 9 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ, организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
В части 15 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ предусмотрено, что расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджета Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет (часть 2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ).
По общему правилу, установленному в части 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Согласно абзацам второму и третьему части 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ, депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ, органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Уставом села Байкит, принятым решением Собрания представителей муниципального образования село Байкит от 30 декабря 2004г. N 82 (с изменениями, внесенными в том числе решениями Байкитского сельского Совета депутатов от 28 июня 2018г. N и 19 ноября 2018г. N) предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют представительный орган - Байкитский сельский Совет депутатов, глава сельского поселения - Глава села Байкит, администрация - Администрация села Байкит, контрольно-счетный орган, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления сельского поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сельского поселения (части 1 и 6 статьи 22 Устава).
Согласно части 1 статьи 23 Устава села Байкит (в редакции решения Байкитского сельского Совета депутатов от 28 июня 2018г. N) представительный орган состоит из десяти депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в одном десятимандатном округе на 4 года. Решением Байкитского сельского Совета депутатов от 19 ноября 2018г. N в часть 1 статьи 23 Устава села Байкит внесены изменения, срок полномочий представительного органа увеличен до 5 лет.
В соответствии с частями 2 и 6 статьи 23 Устава села Байкит представительный орган обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством; расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в бюджете сельского поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Представительный орган принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности представительного органа, а также порядок принятия решений (часть 5 статьи 23 Устава села Байкит).
Согласно частям 2 и 3 статьи 24 Устава села Байкит, организацию деятельности представительного органа в соответствии с настоящим Уставом осуществляет председатель представительного органа, избранный этим органом из своего состава. Председатель представительного органа осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Председатель представительного органа руководит работой представительного органа, организует процесс подготовки и принятия муниципальных актов представительного органа, издает и подписывает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа.
В соответствии с пунктом 2 части 16 и частью 17 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ, полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления.
Аналогичные положения о досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального образования, депутата представительного органа муниципального образования - сельского поселения село Байкит закреплены в статьях 26, 36 Устава села Байкит.
Решением Собрания представителей местного самоуправления села Байкит Эвенкийского автономного округа от 6 мая 2005г. N (с изменениями, внесенными в том числе решением Байкитского сельского Совета депутатов от 26 декабря 2018г. N) утвержден Регламент Байкитского сельского Совета депутатов, статья 26 которого также закрепляет полномочия председателя Совета депутатов, аналогичные полномочиям, установленным Уставом села Байкит.
Согласно пункту 26.2 статьи 26 Регламента Байкитского сельского Совета депутатов полномочия председателя Совета депутатов прекращаются одновременно с прекращением депутатских полномочий.
Статьей 28 Регламента Байкитского сельского Совета депутатов установлено, что председатель Совета депутатов досрочно прекращает свои полномочия в случае добровольного сложения, а также в случаях, предусмотренных для досрочного прекращения полномочий депутата.
В соответствии со статьями 4 и 6 Положения о представительном органе местного самоуправления села Байкит - Байкитском сельском Совете депутатов, утвержденного решением Собрания представителей местного самоуправления села Байкит Эвенкийского автономного округа от 20 июня 2005г. N (с изменениями, внесенными в том числе решением Байкитского сельского Совета депутатов от 21 января 2019г. N), Байкитский сельский Совет депутатов наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением села Байкит, образуемым для осуществления управленческих функций и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законодательством. Совет депутатов, как юридическое лицо, действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, может вести самостоятельный баланс, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, лицевые счета в казначействе и в органах, исполняющих бюджет, печать со своим наименованием и изображением герба, штампы, бланки со своим наименованием. Должностными лицами Совета депутатов являются: Председатель, заместитель Председателя, председатели постоянных комиссий Совета депутатов.
Согласно статье 7 Положения о представительном органе местного самоуправления села Байкит - Байкитском сельском Совете депутатов, Советом депутатов руководит Председатель Совета депутатов, который избирается Байкитским сельским Совете депутатов на правомочном заседании представительного органа открытым голосованием. В случае отсутствия Председателя или невозможности исполнения им своих должностных обязанностей, его полномочия, за исключением полномочий руководителя Байкитского сельского Совета депутатов - руководителя юридического лица, временно исполняет заместитель Председателя.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131- ФЗ).
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, председателя, заместителя председателя, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования (лиц, замещающих муниципальные должности) в Красноярском крае предусмотрены Законом Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае" (далее - Закон Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832, гарантии лицам, замещающим муниципальные должности, связанные с осуществлением полномочий, устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и данным законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832, уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, могут гарантироваться: условия работы, обеспечивающие исполнение должностных полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления; право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения; возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с дополнительным профессиональным образованием; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения полномочий; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу, а также обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период исполнения полномочий или после их прекращения, но наступивших в связи с исполнением полномочий; пенсионное обеспечение за выслугу лет; дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности, денежного вознаграждения и денежного поощрения; предоставление служебного жилого помещения, а в случае невозможности предоставления служебного жилого помещения - возмещение расходов по найму жилого помещения, на период исполнения полномочий.
При прекращении полномочий (в том числе досрочно) лицо, замещающее муниципальную должность на постоянной основе, имеет право на получение денежной компенсации за все неиспользованные отпуска (пункт 3 статьи 5 Закона Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832).
Гарантии осуществления полномочий лицами, замещающими муниципальные должности, установленные уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом, финансируются за счет средств местного бюджета (пункт 3 статьи 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832).
Согласно части 1 статьи 37 Устава села Байкит лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, устанавливаются следующие гарантии: право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения в размере, определяемом муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с законами Красноярского края; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 52 календарных дня, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с исполнением полномочий в местностях с особыми климатическими условиями, предоставляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации; пенсионное обеспечение за выслугу лет в размере и на условиях, установленных настоящим Уставом; право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения полномочий по вопросам местного значения, от находящихся на территории сельского поселения органов местного самоуправления, а в случаях установленных федеральными законами, - от организаций всех форм собственности, общественных объединений и их должностных лиц; условия работы, обеспечивающие исполнение должностных полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (предоставление служебного помещения (рабочего места), оборудованного мебелью, оргтехникой, средствами связи, предоставление транспортного обслуживания); возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с дополнительным профессиональным образованием; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу, а также обязательное государственное социальное страхование, предусмотренные для муниципальных служащих, на случай заболеваний или утраты трудоспособности в период исполнения полномочий или после их прекращения, но наступивших в связи с исполнением
полномочий; дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности, денежного вознаграждения и денежного поощрения.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласился суд апелляционной инстанции, что в связи с вступлением в законную силу апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021г. о признании неправомочным состава Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва, в силу пункта 2 части 16, части 17 статьи 35, пункта 9 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ досрочно прекращены полномочия всех депутатов Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва, в том числе депутата Лобановой И.Г, следовательно, одновременно прекращены полномочия председателя Байкитского сельского Совета депутатов Лобановой И.Г.
Также правильным является вывод судов, что согласно абзацам второму и третьему части 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ, с учетом установленной численности представительного органа муниципального образования село Байкит - 10 депутатов, только один депутат Байкитского сельского Совета депутатов может осуществлять свои полномочия на постоянной основе с предоставлением ему соответствующих гарантий для лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе, и в данном случае Уставом села Байкит предусмотрено, что таким депутатом является депутат, избранный председателем Байкитского сельского Совета депутатов.
Таким образом, гарантии, предусмотренные в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае" согласно части 1 статьи 37 Устава села Байкит (денежное вознаграждение, выплаты за период командировки, пособие по временной нетрудоспособности, компенсация за неиспользованный отпуск), могут предоставляться только осуществляющему на постоянной основе свою деятельность депутату Байкитского сельского Совета депутатов, замещающему должность (избранному на должность) председателя Байкитского сельского Совета депутатов, и на период в течение срока его полномочий депутата, замещающего указанную муниципальную должность.
Признание вступившим в законную силу решением суда неправомочным данного состава депутатов представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий всех его депутатов, в том числе депутата, замещающего должность председателя представительного органа муниципального образования, в связи с чем подлежит прекращению и предоставление за счет бюджета муниципального образования гарантий, предусмотренных для такого депутата как осуществляющего на постоянной основе свои полномочия и замещающего должность председателя представительного органа муниципального образования.
Согласно материалам дела, депутат Лобанова И.Г. была избрана председателем Байкитского сельского Совета депутатов из состава депутатов данного представительного органа муниципального образования села Байкит пятого созыва, после чего на постоянной основе осуществляла полномочия депутата, замещающего должность председателя Байкитского сельского Совета депутатов, а досрочное прекращение 19 ноября 2021 г. полномочий Байкитского Совета депутатов пятого созыва означает досрочное прекращение полномочий всех входящих в него депутатов, в том числе и Лобановой И.Г, утратившей с данной даты и статус должностного лица местного самоуправления - председателя Байкитского Совета депутатов как лица, наделенного исполнительно-распорядительными полномочиями по организации деятельности органа местного самоуправления.
Суды правильно исходили из того, что ожидаемое от ответчика поведение, учитывающее права и законные интересы муниципального образования села Байкит, не должно было противоречить вступившему в законную силу апелляционному определению Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 г, при провозглашении которого в судебном заседании ответчик лично присутствовала.
Действуя добросовестно и разумно, Лобанова И.Г. должна была совершить действия, влекущие прекращение предоставления ей гарантий, предусмотренных в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае" согласно части 1 статьи 37 Устава села Байкит, в том числе выплату денежного вознаграждения как депутату, осуществляющему деятельность на постоянной основе и замещающему должность председателя представительного органа муниципального образования.
Между тем, Лобанова И.Г, зная о том, что вступившим в законную силу судебным актом признан неправомочным состав Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва, ее полномочия депутата и председателя представительного органа муниципального образования досрочно прекращены, в обход вступившего в законную силу судебного решения, в том числе и получив разъяснительное письмо начальника управления территориальной политики Губернатора Красноярского края от 17 декабря 2021 г, не предприняла ожидаемых от нее в данной ситуации действий, напротив, действовала недобросовестно и в период с 20 ноября 2021г. по 17 мая 2022г. продолжала осуществлять полномочия председателя неправомочного представительного органа и незаконно ежемесячно получать денежное вознаграждение и иные выплаты, входящие в состав гарантий, предусмотренных в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 26 июня 2008г. N6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Красноярском крае" согласно части 1 статьи 37 Устава села Байкит.
Таким образом, вопреки доводам кассационных жалоб, правильным является вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора.
Доводы Администрации села Байкит и ответчика Лобановой И.Г. о недопустимости представленных доказательств в связи с тем, что судом изучены представленные копии документов, в том числе муниципальных правовых актов, платежных и иных документов, не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе судебного разбирательства вопрос об их фальсификации не ставился, достоверность представленных сведений в том числе в части начисления денежного содержания в ходе рассмотрения дела подтверждена третьим лицом и специалистом МАУ с. Байкит "ИЖС", осуществлявшим непосредственно бухгалтерское сопровождение расчетов.
Доводы Администрации села Байкит о незаконности вынесения судом апелляционной инстанции 25 сентября 2023г. определения об отказе материального истца от иска, правомерности деятельности Лобановой И.Г. в качестве председателя представительного органа в период с 19 ноября 2021г. по 17 мая 2022г. также несостоятельны, поскольку указанным определением проанализированы соответствующие нормы закона и сделан правомерный вывод о том, что фактически позиция материального истца, занятая им в ходе рассмотрения дела противоречит интересам муниципального образования в защиту которых и направлено исковое заявление прокуратуры.
Кроме того, вопрос об оспаривании законности управленческих действий Лобановой И.Г. в рассматриваемый период, не являлся предметом судебного разбирательства.
Доводы Администрации села Байкит о несоответствии резолютивной части судебного решения обстоятельствам, установленным в описательно-мотивировочной части решения, являются голословными, которые ничем не подтверждены.
Судами первой и апелляционной инстанций исследованы документы, подтверждающие получение денежного вознаграждения непосредственно ответчиком, в связи с чем указание на то, что оплаты больничных листов, отпуска не должны быть включены в сумму ущерба, причиненного муниципальному образованию, не обоснованы.
Довод Администрации села Байкит о том, что исследованное в ходе судебного разбирательства письмо управления территориальной политики Губернатора Красноярского края от 17 декабря 2021г. не является доказательством, поскольку является позицией органа власти не имеющего отношения к муниципальной власти и в связи с этим не имеющего доказательственного значения, противоречит требованиям статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации согласно которой доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Доводы ответчика Лобановой И.Г. в кассационной жалобе о том, что судами некорректно применена терминология: "денежное содержание", "заработная плата", не представлены и не изучены документы и доказательства, свидетельствующие о фактическом поступлении средств на банковский счет ответчика, также несостоятельны, поскольку ответчиком не отрицался сам факт получения соответствующих выплат в период с 19 ноября 2021г. по 17 мая 2022г.
Доводы ответчика Лобановой И.Г. в кассационной жалобе о необходимости проведения судебной бухгалтерской экспертизы также отклоняются за несостоятельностью, поскольку соответствующие бухгалтерские документы о начислении и выплате платежей отнесенных к заработной плате (денежному содержанию) содержат конкретные суммы полученные ответчиком, при исчислении которых не требуется специальных познаний и проведения судебных экспертиз.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в обжалуемых судебных актах.
В целом доводы кассационных жалоб об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований повторяют правовую позицию кассаторов, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Байкитского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 25 сентября 2023г... оставить без изменения, кассационные жалобы Лобановой Ирины Геннадьевны и Администрации села Байкит - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.