Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, с удей Рачиной К.А, Лобовой Л.В, при помощнике судьи Деревской А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Пенкина В. В.
на решение Мещанского районного суда города Москвы от 27 июня 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Пенкина В. В. к ФССП РФ о признании решения о перерасчете пенсии за выслугу лет без применения районного коэффициента незаконным, обязании перерасчитать пенсию - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Пенкин В.В. обратился в суд с иском к ФССП РФ и просит признать незаконным решение о перерасчете пенсии с 01 июля 2022 года за выслугу лет без применения районного коэффициента 20%, обязать произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента 20% с 01 июля 2022 года. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что он проходил службу в ФССП России, 18 мая 2022 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в размере 37 662, 74 руб. в месяц с учетом ежемесячной доплаты, однако, после его переезда в Краснодарский край, ФССП России принято решение о перерасчете и выплате пенсии без применения районного коэффициента, с чем истец не согласен.
Истец в суд не явился, извещен.
Представитель ответчика в суд явился, иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Истец в заседание судебной коллегии не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия полагает, что дело подлежит рассмотрению в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
С 1 января 2020 года Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 36 Федерального закона N 328-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия (часть 1).
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; 2) период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 3) период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; 4) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; 5) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период работы судьей; 9) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; 10) срок испытания при поступлении
гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2).
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 3).
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (в календарном или льготном исчислении); 2) для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника - периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, в части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 4) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения - периоды, указанные в пунктах 1 - 8 части 2 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 5) для предоставления иных социальных гарантий - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 6) для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации - периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) для представления к награждению ведомственными знаками отличия - периоды, определенные федеральным органом принудительного исполнения (в календарном исчислении) (часть 4).
В силу положений статьи 68 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Статьей 96 указанного Федерального закона N 328-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Положениями статьи 48 Закона РФ N 4468-1 определены условия применения коэффициентов к размерам пенсий, согласно которым пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (часть 1).
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 2).
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1, 5 (часть 3).
Аналогичные условия предусмотрены в п. 16.1 постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".
По смыслу действующего законодательства условием сохранения пенсионеру права на пенсию с применением соответствующего районного коэффициента является прохождение службы в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет, то есть прохождение службы в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Пенкин В.В. проходил службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с 25 июня 1996 года по 01 февраля 2001 года в органах внутренних дел РФ (04 г. 07 м. 06 дн.), а также с 01 июня 2020 года по 17 мая 2022 года в органах принудительного исполнения РФ (01 г. 11 мес. 16 дн.). При этом, с 08 февраля 2001 года по 31 мая 2020 года истец замещал должности федеральной государственной гражданской службы в структурных подразделениях ФССП России, находящихся в Хабаровском крае, по которым присвоение специального звания предусмотрено не было.
17 мая 2022 года истец уволен со службы в органах принудительного исполнения РФ по достижению предельного возраста пребывания на службе.
Разрешая данный спор, с учетом положений приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что, учитывая, что период прохождения истцом службы в органах внутренних дел РФ и в органах принудительного исполнения РФ в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составляет менее 20 лет, при переезде в Краснодарский край право на исчисление пенсии с применением соответствующего районного коэффициента у истца не сохраняется.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным, поскольку время прохождения истцом государственной гражданской службы в стаж службы в органах принудительного исполнения именно в целях сохранения коэффициента не засчитывается, в связи с чем отсутствуют основания для перерасчета истцу пенсии с применением районного коэффициента.
Выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции о недопустимости включения государственной гражданской службы в стаж службы в органах принудительного исполнения на том основании, что у истца не имелось специального звания, подлежат отклонению. Суд правильно исходил из того, что государственная гражданская служба не подлежит включению в срок службы в органах принудительного исполнения при решении вопроса о сохранении районного коэффициента к пенсии при выезде пенсионера из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, поскольку не засчитывается в указанный стаж как приравненная к военной службе.
Иные доводы являются необоснованными, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 27 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пенкина В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.