Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Батеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу административного истца Барабашовой Л.Г. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 09 марта 2023 года по административному делу N 2а-681/2023 по административному исковому заявлению Барабашовой Любови Григорьевны к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения незаконным, его отмене,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) и просила признать незаконным с момента принятия и отменить распоряжение от 25 ноября 2022 года о включении административного истца в реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а затем в реестр иностранных агентов, обязать исключить сведения из реестра иностранных агентов.
Требования мотивированы тем, что административный истец является журналистом со значительным стажем работы, за время работы заслужила репутацию профессионального и порядочного журналиста, работы истца отмечены наградами губернатора адрес, имеет грамоты.
По убеждению административного истца, распоряжение Минюста России являются незаконными, принятыми в нарушением действующего законодательства, нарушают ее права.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 09 марта 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении норм материального права, недоказанности установленных обстоятельств.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
При рассмотрении административного дела установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2022 года N 1589-р фио включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, на основании частей 3 и 7 статей 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции Федерального закона от 02 декабря 2019 года N 426-ФЗ) (далее - Закон о средствах массовой информации).
Основанием для включения Барабашовой Л.Г. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, явилась информация, поступившая из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Росфинмониторинга.
Так, согласно сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), административный истец является журналистом; с 2001 года ведёт журналистскую деятельность в региональных изданиях адрес; с 2016 года по 2017 год являлась автором в интернет-источнике, не зарегистрированном в качестве СМИ, "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)" (https://www.svoboda.org/, 05 декабря 2017 года источник внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, доступ к сайту ограничен на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации).
С 2017 года фио является автором в интернет-источнике, не зарегистрированном в качестве СМИ, "Сибирь.Реалии" (https://www.sibreal.org, 05 декабря 2017 года год источник внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, доступ к сайту ограничен на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации).
Кроме того, в 2020-2021 годах фио являлась соведущей рубрики "Барабашоу" на интернет-радио "Сова".
В этот же период фио фигурировала на информационных ресурсах адрес как специалист по связям с общественностью адрес "Сахалин" (https://gudok.ru/dearpassenger/322/?ID=1498255, https://gudok.ru/dear passenger/322/?ID= 1561690& archive= : 57232).
фио распространяет/распространяла сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах: интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Сибирь. Реалии" https://www.sibreal.org/author/nK)6oBb-6apa6ainoBa/vrivqr - последняя публикация от 07.02.2022 года, доступ к сайту ограничен; "Facebook" https://www.facebook.com/profile.php/?id=l00000769 054325, около 450 подписчиков, закрытый профиль, доступ к социальной сети ограничен; "Instagram" https://www.instagram.com/liubovbarabashova/ - около 270 подписчиков, контент не обновляется с 12.02.2022 года, доступ к социальной сети ограничен; "Одноклассники" https://ok.ru/profile/834936043, около 100 подписчиков, закрытый профиль; "Twitter" https://twitter.com/barabashoval, около 20 подписчиков, контент не обновляется с 06.04.2013 года, доступ к социальной сети ограничен; "YouTube" https://www.youtube.com/channel/UCZZistWQOdRrK BDZBBaz710 - информация о количестве подписчиков не выявлена, контент не обновляется с 10.09.2014 года.
За период с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выявлены факты участия Барабашовой Л.Г. в создании сообщений и материалов иностранного средства массовой информации "Сибирь.Реалии", выполняющего функции иностранного агента:
- ""Люди до крови разрывали руки, чтобы достать своих". Как землетрясение разрушило поселок на Сахалине" (https://www.sibreal.org/a/kak-zemletrvasenie-razrushilo-poselok-na- sahaline/30637562.htm0 (30.05.2022 года);
- "Четыре человека на класс дают согласие". Лишь треть россиян готова привить детей от ковида" (https://www.sibreal.org/a/pochemu-lish-tret-rossiyan-gotova-privit-detey-ot- kovida/31688077.htm0 (07.02.2022 года);
- "Карта желаний" (https://www.sibreal.org/a/karta-zhelanij/31657788.html) (18.01.2022 года).
Согласно сведениям Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) на счет административного истца поступили денежные средства от RFE/RL INC (Радио Свободная Европа/Радио Свобода) (Чехия) с февраля по май 2022 года четырьмя операциями на общую сумму сумма
Включение Барабашовой Л.Г. в реестр согласовано с МИД России.
25 ноября 2022 Минюстом России административному истцу направлено уведомление, в которым фио проинформирована о принятом Минюстом России решении с разъяснением установленных законодательством требований.
Согласно части 3 статьи 6 Закона о средствах массовой информации физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона о средствах массовой информации решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 6 Закона о средствах массовой информации физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 (в редакции, действовавшей до 01 декабря 2022 года), Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 года N 216, предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
В силу ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ лица, которые на день вступления в силу Закона N 255-ФЗ включены в реестры, предусмотренные частью 5 статьи 6 Закона о СМИ, частью четвертой статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьей 5 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включению в реестр иностранных агентов подлежат сведения о лицах, указанных в части 2 статьи 1 Закона N 255-ФЗ, получивших поддержку и (или) находящихся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющих деятельность, виды которой, установлены статьей 4 Закона N 255-ФЗ, в случае если лица, которые на день вступления в силу Закона N 255-ФЗ включены в реестры, предусмотренные частью пятой статьи 6 Закона о СМИ, частью четвертой статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о законности распоряжения Минюста России, поскольку административный истец получала финансирование от юридических лиц, на счета которых поступали денежных средства от иностранных источников, а также она распространяла предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Применительно к вышеизложенному, судебная коллегия находит, что суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил при этом из того, что они являются необоснованными; вопреки доводам заявителя, оснований полагать, что оспариваемое распоряжение является незаконным, принятым с нарушением прав административного истца, не имеется; распоряжение принято уполномоченным государственным органом, в пределах компетенции и при наличии к тому правовых оснований, поименованных в статье 6 Закона о средствах массовой информации; законодатель для целей включения в Реестр не связывает получение иностранного финансирования непосредственно на распространение сообщений и материалов; оснований не доверять сообщениям Роскомнадзора и Росфинмониторинга не имеется; фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличии политических мотивов оспариваемого распоряжения, нарушения Минюстом России прав административного истца, в том числе на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не установлено.
Согласно статье 9 Федерального закона N 255-ФЗ иностранные агенты обязаны: сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации; сообщать о наличии этого статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам); материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Иностранный агент обязан представлять в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган следующие сведения: отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе (один раз в полгода); об учредителях (о членах, об участниках), о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно- методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников (ежеквартально); информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ежегодно); заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий (ежегодно); об изменениях в сведениях, указанных в пунктах 1 - 5 части 8 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ (ежеквартально).
Иностранный агент обязан один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом.
В случае включения в реестр лица, осуществляющего деятельность в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ (за исключением российского юридического лица), организация распространения предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого лица (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") должна осуществляться учрежденным им российским юридическим лицом. В течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом уполномоченный орган. В случае, если таким лицом ранее были учреждены российские юридические лица, в течение одного месяца со дня приобретения статуса иностранного агента оно должно уведомить уполномоченный орган обо всех учрежденных им российских юридических лицах.
Такие требования установлены действующим законодательством для всех иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; они полностью соответствуют существующему правопорядку; от исполнения обязанности по соблюдению данных требований закона на адрес административный истец не освобожден.
Также указанным Законом не предусмотрена обязательная связь между получением иностранного финансирования и распространением сообщений и материалов.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд правильно разрешилнастоящий административный спор, постановилзаконное и обоснованное решение в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда не являются, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Несогласие стороны административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и собственное толкование законодательства не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае, в том числе исходя из доводов жалобы, согласно закону отсутствуют; она является надлежащей и соответствует статье 84 КАС РФ.
Доводы о нарушении конституционных и конвенционных прав административного истца являются необоснованными, поскольку распоряжение Минюста России отвечает положениям вышеназванных норм права.
Разрешая спор, суд правильно определилпредмет и основания заявленных требований, а также обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; вопреки аргументам апелляционной жалобы, решение суда соответствует требованиям статьи 180 КАС РФ, что подтверждается его содержанием.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который принят в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 09 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.