Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Забродине А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Бизнес профит" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бизнес профит" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17.
В административном исковом заявлении общество просит установить кадастровую стоимость помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Лаборатория финансов и оценки", по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что ему принадлежат указанные помещения, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года, превышает их рыночную стоимость.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца ООО "Система Фактор" по доверенности Продоус С.А. поддержал изначально заявленные требования, возражал относительно выводов судебной оценочной экспертизы, ходатайствовала о назначении повторной экспертизы.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы Мясниковым И.И. представлены письменные возражения по делу, в которых административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административный истец является собственником помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16, ОКС17, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером ОКС1 по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 8 849 275 рублей 06 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС2 - в размере 4 697 934 рублей 56 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС3 - в размере 4 625 139 рублей 87 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС4 - в размере 4 752 481 рубля 80 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС5 - в размере 4 761 569 рублей 11 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС6 - в размере 9 058 576 рублей 13 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС7 - в размере 6 914 398 рублей 07 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС8 - в размере 8 980 125 рублей 76 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС9 - в размере 3 689 958 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС10 - в размере 4 797 906 рублей 70 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС11 - в размере 6 816 796 рублей 16 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС12 - в размере 4 761 596 рублей 11 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС13 - в размере 3 606 748 рублей 10 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС14 - в размере 7 003 048 рублей 68 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС15 - в размере 5 880 332 рублей 30 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС16 - в размере 4 816 096 рублей 36 копеек, помещения с кадастровым номером ОКС17 - в размере 3 736 132 рублей 64 копеек.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении принадлежащих ему помещений уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "Бизнес профит" как плательщика налогов.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости помещений, административный истец 30 декабря 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Бизнес профит" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений был представлен отчет, подготовленный ООО "Лаборатория финансов и оценки", в котором рыночная стоимость объектов по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 6 901 488 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 3 450 744 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 3 450 744 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 3 450 744 рубля в отношении помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 3 450 744 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 6 901 488 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 5 176 116 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 6 901 488 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 2 588 058 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 3 450 744 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 6 038 802 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 3 450 744 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС12, в размере 2 588 058 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 5 176 116 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 4 313 430 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС15, в размере 3 450 744 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС16, в размере 3 450 744 рублей в отношении помещения с кадастровым номером ОКС17.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ "БТИ Московской области".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость помещения с кадастровым номером ОКС1 установлена в размере 9 064 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС2 - в размере 4 532 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС3 - в размере 4 532 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС4 - в размере 4 532 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС5 - в размере 4 532 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС6 - в размере 9 064 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС7 - в размере 6 798 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС8 - в размере 9 064 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС9 - в размере 3 399 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС10 - в размере 4 532 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС11 - в размере 7 931 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС12 - в размере 4 532 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС13 - в размере 3 399 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС14 - в размере 6 798 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС15 - в размере 5 665 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС16 - в размере 4 532 000 рублей, помещения с кадастровым номером ОКС17 - в размере 4 532 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Лаборатория финансов и оценки", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Вместе с тем представителем административного истца выражено несогласие с заключением эксперта, в обоснование чего представлены письменные возражения. В ответ на возражения административного истца экспертом ГБУ "БТИ Московской области" И.А.С. представлены письменные пояснения, в которых экспертом даны ответы на дополнительно поставленные перед ним вопросы.
Эксперт пояснил, что провел полный и всесторонний анализ фактических данных о ценах объектов недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты исследования, и максимально сопоставимых с ними по своим основным ценообразующим факторам, что и послужило причиной выбора того или иного объекта-аналога как имеющего минимальное количество отличий от объектов исследования.
Эксперт указал, что все подобранные им объекты-аналоги относятся к классу "В+", что подтверждается приобщенными к экспертному заключению скриншотами. Экспертом была введена корректировка на местоположение объектов в связи с нахождением объекта оценки и объектов-аналогов в разных территориальных зонах.
Экспертом даны ответы и на иные поставленные перед ним вопросы. Указанные пояснения эксперта являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется.
Все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется, в связи с чем отсутствуют и основания для назначения по делу повторной экспертизы, о чем было заявлено представителем административного истца. Напротив, суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что ООО "Бизнес профит" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС7, ОКС9, ОКС10, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 30 декабря 2022 года.
Между тем, учитывая, что определенная экспертом рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС6, ОКС8, ОКС11, ОКС17 превышает их кадастровую стоимость, а также принимая во внимание, что исходя из общих принципов действующего законодательства правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях защиты его прав, не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанных нежилых помещений отвечает интересам заявителя, в то время как установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей первоначальную кадастровую стоимость, нарушит права административного истца. В такой ситуации суд отказывает в удовлетворении требований о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС6, ОКС8, ОКС11, ОКС17.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением N *. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
Определенная экспертом рыночная стоимость помещения с кадастровым номером ОКС2 отличается от оспариваемой кадастровой стоимости на 3, 5%, помещения с кадастровым номером ОКС3 - на 2, 01%, помещения с кадастровым номером ОКС4 - на 4, 6%, помещения с кадастровым номером ОКС5 - на 4, 8%, помещения с кадастровым номером ОКС7 - на 1, 6%, помещения с кадастровым номером ОКС9 - на 7, 8%, помещения с кадастровым номером ОКС10 - на 5, 5%, помещения с кадастровым номером ОКС12 - на 4, 8%, помещения с кадастровым номером ОКС13 - на 5, 7%, помещения с кадастровым номером ОКС14 - на 2, 9%, помещения с кадастровым номером ОКС15 - на 3, 6%, помещения с кадастровым номером ОКС16 - на 5, 8, то есть менее 30%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, при этом в удовлетворении требований административного истца о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС6, ОКС8, ОКС11, ОКС17 отказано, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 4 532 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 4 532 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 4 532 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 4 532 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 в размере 6 798 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 в размере 3 399 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 в размере 4 532 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12 в размере 4 532 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13 в размере 3 399 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14 в размере 6 798 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15 в размере 5 665 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС16 в размере 4 532 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 декабря 2022 года.
В удовлетворении требований о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС6, ОКС8, ОКС11, ОКС17, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, отказать.
Взыскать с ООО "Бизнес профит" (ИНН) в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА (получатель:).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.