Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М.
с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2159/2023 по административному исковому заявлению Солнцевой Эллы Евгеньевны, Лукиной Валерии Евгеньевны, Лукиной Елены Валентиновны, Петровой Марии Владимировны, Петровой Людмилы Сергеевны, Дмитриева Юрия Германовича, Козловой Елены Всеволодовны, Крутченко Дмитрия Владимировича, Анопченко Евгении Михайловны, Герасимова Павла Юрьевича о признании недействующими отдельных положений распоряжений Департамента городского имущества г. Москвы от 4 апреля 2013 года N 2226 "Об утверждении проекта межевания территории квартала N 1120 Басманного района, ограниченного набережной Академика Туполева, проектируемым проездом N 6334, проектируемым проездом N 6335 (N 01.02.049.2011)", от 4 декабря 2017 года N 40996 "Об утверждении корректировки проекта межевания территории квартала", от 8 сентября 2020 года N 29455 "Об утверждении корректировки проекта межевания территории квартала",
УСТАНОВИЛ:
распоряжениями Департамента городского имущества г. Москвы
от 4 апреля 2013 года N 2226 "Об утверждении проекта межевания территории квартала N 1120 Басманного района, ограниченного набережной Академика Туполева, проектируемым проездом N 6334, проектируемым проездом N 6335 (N 01.02.049.2011)", от 4 декабря 2017 года N 40996 "Об утверждении корректировки проекта межевания территории квартала", от 8 сентября 2020 года N 29455 "Об утверждении корректировки проекта межевания территории квартала" утвержден проект межевания территории квартала N 1120 Басманного района, ограниченного набережной Академика Туполева, проектируемым проездом N 6334, проектируемым проездом N 6335, а также произведены его корректировки, разработанные ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" по заказам Департамента городского имущества г.Москвы, ООО "ТВЛ" (далее -Распоряжения, Проект).
В разделе 1.4. Проекта дано планировочное обоснование местоположения границ земельных участков существующих зданий, сооружений, территорий общего пользования, неиспользуемых территорий и условий предоставления земельных участков, в соответствии с которым Жилому комплексу административных истцов (академика Туполева наб, вл. 15) определен участок N 1 размером 2, 968 га по фактическому использованию; в Проекте указано о том, что площадь данного земельного участка меньше нормативной территории на 0, 486 га; часть участка, площадью 0, 229 га, расположена к границах объекта природного комплекса N229 "Озелененный участок промпредприятия в прибрежной зоне р.Яузы" и водоохранной зоне; весь участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в зоне регулирования застройки и производственной зоне; площадь земельного участка с минимальными обременениями составляет 2, 083 га.
Этим же Проектом (в первоначальной редакции) предусмотрены как территория общего пользования участки N9 и 13, представляющие собой асфальтированный транзитный пешеходный и транспортный внутренний проезд, а также благоустроенные участки озелененных территорий (ситуационно, участок N13 - проход и проезд между домами 15 и 15 корп. 29; участок 9 - озелененная территория за домом 15). В Проекте указано о том, что часть указанной территории общего пользования площадью 1, 934 га, - находится в зоне объекта природного комплекса N 229 и площадью 0, 614 га - в границах улично-дорожной сети.
Произведенной распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 4 декабря 2017 года N 40996 корректировкой Проекта установлено, что территория общего пользования (участок N 13), представляющая собой асфальтированный внутриквартальный проезд, занимает 0, 1770 га. (проезд увеличен за счет территории участка 2, отведенного для д. 15 корп. 29).
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 8 сентября 2020 года N 29455 Проект откорректирован в следующей части - установлено, что участок N 9, площадью 1, 306 га, относится к общественной территории, доступ к которой осуществляется с внутриквартального проезда; участок N 9 находится в границах объекта культурного наследия, в границах заповедной территории, в границах водоохранной хоны, зоне строгого регулирования застройки, зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоне охраняемого природного ландшафта, зоне охраняемого культурного слоя, частично в границах природных и озелененных территорий, технической зоне инженерных коммуникаций и сооружений, санитарно-защитной зоне.
Административные истцы - собственники жилых и нежилых помещений в МЖК "Каскад" по адресу: г.Москва наб. Академика Туполева, д. 15 - Солнцева Э.Е, Лукина В.Е, Лукина Е.В, Петрова М.В, Петрова Л.С, Дмитриев Ю.Г, Козлова Е.В, Крутченко Д.В, Анапченко Е.М, Герасимов П.Ю. - обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просят признать недействующими вышеуказанные Распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы (в части отнесения участков 9 и 13, в границы которых включены земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003006:25, 77:01:0003006:24, 77:01:0003006:23, 77:01:0003006:22, 77:01:0003006:74, к землям общего пользования, а не к придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г.Москва наб. Академика Туполева, д.15 (земельный участок N 1 по Проекту)).
В обоснование требований административные истцы указывают на то, что участки 9 и 13, в границы которых включены земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003006:25, 77:01:0003006:24, 77:01:0003006:23, 77:01:0003006:22, 77:01:0003006:74 передавались на основании договоров аренды застройщику ООО "ТВЛ -Элгад Инвест" для осуществления строительства данного дома; последний введен в эксплуатацию 6 июня 2008 года; дом расположен в границах выделенных застройщику земельных участков под его строительство; фактически в таких границах территория дома и огорожена для использования ее в качестве придомовой; жители комплекса занимаются ее благоустройством.
Как полагают административные истцы, Распоряжения нарушают их права, противоречат пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статье 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и нормам гражданского и градостроительного законодательства; земельный участок, на котором велось строительство и расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Ввиду этого, административные истцы полагают, что под их многоквартирным подлежал формированию земельный участок с учетом включения в него территорий участков 9 и 13 по Проекту, поскольку в них включены земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003006:25, 77:01:0003006:24, 77:01:0003006:23, 77:01:0003006:22, 77:01:0003006:74.
Представитель административных истцов, а также заинтересованного лица ООО "УК "Логистика" в судебном заседании требования поддержал.
Представители Департамента городского имущества г. Москвы, заинтересованных лиц Москомархитектуры, ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" в судебном заседании против удовлетворения требований возражали по доводам письменных отзывов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили; на основании статей 150 и 152 КАС РФ судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований надлежит отказать по следующим основаниям.
При рассмотрении дела установлено, что административные истцы являются собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г.Москва наб. Академика Туполева, д.15.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия Департамента городского имущества г. Москвы на принятие оспариваемых Распоряжений, которые, в целом, административными истцами не оспариваются, суд исходит из того, что согласно пункту 4 статьи 41, статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории относится к документации по планировке территории и разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; в связи с указанным предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности.
Отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Учитывая указанное, а положения статей 42, 45 и 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 10 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс Москвы), статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", статей 11 и 13 Закона г.Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", пункта 4.2.8 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N99-ПП, Временного положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы (приложение 4 к Постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 941-ПП "О формировании Перечней земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности города Москвы") (утратил сил 26.12.2017 года), Порядка подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2017 N1089-ПП, судом установлено, что подготовка и утверждение документации по планировке территории, в том числе проектов межевания, в городе Москве отнесена к компетенции и полномочиям Департамента городского имущества г. Москвы.
При рассмотрении административного дела также установлено, что Проект и его корректировки в соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации были рассмотрены на публичных слушаниях.
Так, материалами дела подтверждается, что проведение экспозиции по первоначальному проекту межевания квартала осуществлялось с 23 по 30 ноября 2012 года, собрание проведено 12 декабря 2012 года; форма оповещения - выпуск районной газеты "Басманный Вести" от ноября 2012 года N31-32 (146-147), информация на официальном сайте Комиссии при Правительстве Москвы по вопросу градостроительства, землепользования и застройки в ЦАО - портал префектуры ЦАО и на сайте управы Басманного района; согласно утвержденному протоколу публичных слушаний N 299 от 10 января 2013 года в период экспозиции, во время проведения собрания и после его проведения поступил ряд замечаний и предложений по обсуждаемому Проекту, в том числе от инициативной группы собственников помещений МЖК "Каскад", управляющей организации ООО "УК Логистика" только касательно передачи участка 9 в общее пользование, ЗАО "ТВЛ" (собственник здания дом 15 корп. 29) об отсутствии кругового доступа для транспорта (в том числе аварийно-инженерных служб к трассе канализации, техники для обслуживания дворового фасада) касательно здания "дом 15 корп. 29", принятых к сведению. Заключением от 10 января 2013 года по результатам публичных слушаний таковые признаны состоявшимися, проведенными в соответствии с действующим законодательством.
Проведение следующей экспозиции по проекту межевания квартала осуществлялось с 12 по 19 сентября 2017 года, собрание проведено 27 сентября 2017 года; форма оповещения - газета "Москва-центр", выпуск от 25 августа 2017 года N 31 (712), информация на официальном сайте префектуры ЦАО и на сайте управы Басманного района, объявления на стендах Басманного района; согласно утвержденному протоколу публичных слушаний N 1199 от 17 октября 2017 года участниками публичных слушаний были жители Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории Проекта, представители их объединений, правообладатели земельных участков в границах территории Проекта, представители органов власти и местного самоуправления, от которых в период работы экспозиции, во время проведения собрания поступил ряд замечаний и предложений по обсуждаемому Проекту, принятых к сведению. Заключением от 17 октября 2017 года по результатам публичных слушаний таковые признаны состоявшимися, проведенными в соответствии с действующим законодательством.
Разработанный проект межевания территории, утвержденный Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N29455 от 8 сентября 2020 года, также прошел установленную законодательством процедуру публичных слушаний (проведение экспозиции с 28 октября по 5 ноября 2019 года, собрания - 7 ноября 2019 года), о которых извещались все заинтересованные в этом в установленном порядке (форма оповещения - газета "Москва-центр", выпуск от 18 октября 2019 года N 40 (820), информация на официальном сайте префектуры ЦАО и на сайте управы Басманного района, объявления на стендах Басманного района). По результатам публичных слушаний был составлен и утвержден протокол публичных слушаний (с учетом принятых к сведению замечаний участников публичных слушаний) N1381 от 26 ноября 2019 года и заключение по их результатам от 26 ноября 2019 года, которым таковые также признаны состоявшимися, проведенными в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание часть 10 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 68 Градостроительного кодекса города Москвы, а также нормативные положения постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года N1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве", которые устанавливают последовательность проведения публичных слушаний, суд не находит нарушений порядка проведения публичных слушаний при принятии оспариваемых Распоряжений.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в соответствии с требованиями пункта 6 части 3 статьи 4 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" Распоряжения подписаны в установленном порядке, обнародованы путем размещения на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru), что также соответствует требованиям статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и рассматривается как то, что они в установленном порядке доведены до сведения неопределенного круга лиц, вступили в силу.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Распоряжения приняты уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия, и процедур, предусмотренных градостроительным законодательством.
Проверяя законность Распоряжений в оспариваемой заявителями части, суд учитывает следующее.
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя, в том числе перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования.
На чертежах межевания территории отображаются, среди прочего, границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков.
Таким образом, утвержденные проекты межевания являются основой при подготовке актов разрешенного использования, градостроительных планов земельных участков или иных документов, удостоверяющих соответствие условий разрешенного использования и границ отдельных земельных участков и их частей градостроительным требованиям к землепользованию в городе Москве.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе в соответствии с установленными границами и градостроительным назначением участков территории, а в случае отсутствия последних - в соответствии с данными уполномоченных органов о фактическом использовании территорий, зданий, сооружений.
Согласно пунктам 1.1, 1.2. Постановления Правительства Москвы от 25 января 2000 года N49, которым утверждены "Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99", указанные Нормы и правила обязательны для выполнения всеми субъектами градостроительной деятельности, направлены на реализацию Генерального плана развития Москвы, разработаны в соответствии с законодательством о градостроительстве, распространяются на вновь застраиваемые и реконструируемые территории г.Москвы и устанавливают, в том числе нормативы и правила планировки и застройки территорий объектов градостроительного нормирования, обеспечивающие социально гарантированные условия жизнедеятельности в соответствии с назначением территории.
При утверждении проекта межевания территории подлежит учету фактически сложившийся порядок пользования земельным участком в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Земельный участок подлежит образованию в границах, позволяющих передать его в частную собственность, независимо от испрашиваемого заинтересованным лицом права на такой земельный участок; конфигурация и площадь образуемого земельного участка должны обеспечивать минимизацию необходимых обременений и ограничений по его использованию.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. С 2 августа 2019 года образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов власти, которая обеспечивается в том числе утверждением в порядке, установленном законом, проекта межевания территории. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 названного выше вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
При рассмотрении административного дела установлено, что МЖК "Каскад" возведен в границах, определенных Генеральным планом, разработанным по распоряжению Правительства Москвы от 21 октября 2003 года N 1889-рп (в ред. от 31 июля 2008 года) "О выводе производства АНТК им. А.Н. Туполева и строительстве на освобождаемой территории объектов жилищно-коммунального назначения (ЦАО)" на основании инвестиционного контракта от 26 июля 2004 года N ДЖП.04.ЦАО.00610.
Материалами дела подтверждается, что под проектирование и строительство МЖК Каскад" застройщику (ЗАО "ТВЛ-ЭЛГАД Инвест") передавались в краткосрочную аренду на срок до 27 апреля 2007 года земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003006:25, 77:01:0003006:22, 77:01:0003006:74, 77:01:0003006:24, 77:01:0003006:23 (на основании договора аренды земельного участка М-01-021105 от 30.05.2002г, договора краткосрочной аренды земельного участка М-01-509021 от 27.05.2002г, договора краткосрочной аренды земельного участка М-01-021103 от 30.05.2002г, договора краткосрочной аренды земельного участка М-01-021099 от 30.05.2002г, договора аренды земельного участка М-01-021101 от 30.05.2002г.).
МЖК "Каскад" построен и введен в эксплуатацию 6 июня 2008 года.
В ЕГРН отсутствуют сведения об оформленных земельно-правовых отношениях по названным земельным участкам и в материалы дела не представлено доказательств того, что указанные договоры аренды действуют после окончания строительства; более того, земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0003006:24, 77:01:0003006:23 имеют статус "погашено" и сняты с кадастрового учета.
Многоквартирному дому административных истцов Проектом определен участок 1 площадью 2, 968 га с границами по фактическому использованию.
Вышеозначенные арендованные застройщиком земельные участки ситуационно находились на территории участка N 9, который в соответствии с Проектом отнесен к территории общего пользования.
При этом, при рассмотрении административного дела также установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26 марта 2002 года N203-ПП "Об объектах природного комплекса Центрального административного округа города Москвы", участок N 9 входит к границы территории Природного комплекса N299 (озелененный участок промпредприятия в прибрежной зоне р. Яуза, академика Туполева наб, 15) с режимом регулирования градостроительной деятельности N 5, общей площадью 2, 22 га. Указанный комплекс ограничен линиями градостроительного регулирования, что также отражено на плане особых условий и ограничений использования земельных участков.
Постановлением Правительства Москвы от 12.11.2019 г. N1483-ПП "Об объектах природного комплекса Центрального административного округа города Москвы" на спорную территорию установлен режим регулирования градостроительной деятельности - "озелененная территория специального назначения".
Также при рассмотрении административного дела установлено, что участок N9 находится к границах объекта культурного наследия, объект археологии - Территория культурного слоя "Немецкой слободы", XVI - XVII в. н.э, в границах выявленного объекта культурного наследия, объект археологии - Культурный слой в границах города Москвы XVII в. (Камер-Коллежского вала), в границе заповедной территории, в границах водоохранной зоны, зоне строгого регулирования застройки, зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоне охраняемого природного ландшафта, зоне охраняемого культурного слоя, частично в границах природных и озелененных территорий, технической зоне инженерных коммуникаций и сооружений, санитарно-защитной зоне (установленной и расчетной). Указанное в ходе судебного разбирательства не оспаривается.
Что касается проезда (участок 13), то он представляет собой асфальтированный транзитный внутриквартальный проезд, который является единственным возможным способом обеспечения транспортной и пешей доступности для задней (дворовой) стороны здания, расположенного на участке N2 (с находящимися там входами и пожарными лестницами); его площадь увеличена исключительно за счет территории данного участка.
Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N33-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 21 Закона города Москвы от 28.06.1995 г. "Устав города Москвы" указанная территория природного комплекса относится к землям общего пользования; при этом, как федеральным, так и региональным законодателем установлено, что такого рода земли отчуждению в чью-либо пользу не подлежат.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации проездами вправе пользоваться неограниченный круг лиц; они могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что образование спорных участков как территории общего пользования соответствует действующему законодательству; напротив, отнесение этой территории, которая к тому же расположена вблизи речной набережной, к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом административных истцов, противоречит законодательству, нарушит права и интересы неограниченного круга лиц на свободный доступ к объектам культурного наследия, природному комплексу и водному объекту общего пользования (статья 6 Водного кодекса Российской Федерации, статья 7 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"), а отсутствие в указанном месте (участок 13) территории общего пользования (проезда) воспрепятствует также работе специальных служб быстрого реагирования и нормальному обслуживанию здания.
При этом, суду представляется, что Распоряжения учитывают необходимый баланс прав и законных интересов.
При разработке Проекта, как следует из его содержания, осуществлен комплекс мер по установлению оптимально-возможных границ земельных участков на местности с учетом критериев, предусмотренных действующим законодательством; учтены данные МосгорБТИ, Департамента городского имущества г. Москвы, сведения ЕГРН относительно зданий и сооружений, прошедших техническую инвентаризацию (об их площади, этажности, назначении, функциональном использовании - от которых непосредственно зависят работы по межеванию для целей формирования участков для их эксплуатации), а также о земельных участках, переданных в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду на оговоренной Проектом территории, их характеристиках и установленных границах. Указанные сведения приведены в Приложениях к Проекту и использованы при выработке соответствующих планировочных решений.
Земельный участок для эксплуатации многоквартирного формируется на основании проекта межевания территории квартала; определение границ и площади соответствующего земельного участка производится исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания; формирование земельных участков для эксплуатации многоквартирного дома на основании площади, которая передавалась застройщику для его строительства не закреплено законом; размер земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости, может не совпадать с размером земельного участка, необходимого для его эксплуатации, поскольку данные цели различны, на что справедливо обращено внимание в Определении Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 N935-О.
Исходя из изложенного, суд находит несостоятельными доводы административных истцов, о том, что Распоряжения пересматривают в сторону уменьшения земельный участок, на котором расположен МКД. То, что участку N1 с расположенным на нем многоквартирным домом Проектом определена площадь на 14% меньше нормативной, соответствует сложившимся планировочным особенностям и само по себе не противоречит действующему законодательству, не свидетельствует о том, что он подлежит формированию в размере и границах земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости, а равно не указывает на незаконность отнесения Проектом участков 9 и 13 к землям общего пользования.
Ссылки административных истцов на вступившие в законную силу судебные акты суд во внимание не принимает; в соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Применительно к данной норме процессуального закона суд учитывает, что в ЕГРН права заявителей на спорные территории не зарегистрированы, а указанными административными истцами судебными актами они не признаны - судами разрешались вопросы касательно благоустройства территории в связи с установкой МЖК "Каскад" ограждающих устройств на землях, примыкающих к дворовому фасаду Здания (дом 15 корп. 29), в связи с чем оснований полагать, что данная в этих спорах исходя из части 5 статьи 1 Закона города Москвы от 30.04.2014 N18 "О благоустройстве в городе Москве" правовая квалификация и оценка дворовой территории обладает свойствами преюдициальности, не имеется.
Из анализа Проекта не следует также и того, что спорные в настоящем деле участки определены без соблюдения требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам).
Ссылки административных истцов на Закон г.Москвы N 26 от 21 октября 1998 года "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы" о том, что оспариваемые Распоряжения ему не соответствуют, не свидетельствуют; установленный режим регулирования градостроительной деятельности N 5 не препятствует отнесению участка N 9 к общественной территории, территории общего пользования.
Административный истцы также необоснованно ссылаются на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 28 мая 2010 года; спорного многоквартирному дому Проектом определен участок с границами по фактическому использованию, который собственники помещений праве оформить в общедолевую собственность; само по себе нахождение дома в границах особо охраняемой природной территории этому не препятствует.
Ссылки на то, что проезд в границах участка N 13 не относится к улично-дорожной сети, суд во внимание также не принимает, поскольку само по себе это не исключает его из числа территорий общего пользования, определение которых дано в градостроительным законодательством и не свидетельствует о несоответствии Распоряжений в этой части положениям статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Пределы правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию ограничены земельным участком под многоквартирным домом в той мере, в какой это необходимо для его эксплуатации, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, а не той, которую сами собственники рассматривают как "свою придомовую".
Облагораживание территории и ее обслуживание не является основанием приобретения, в том числе бесплатного, земель общего пользования в собственность для эксплуатации многоквартирного дома, в качестве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Касательно участков 9 и 13 не представлено доказательств того, что они безусловно необходимы для эксплуатации многоквартирного дома, а равно того, что права жителей на них в качестве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, зарегистрированы в установленном порядке и что эта территория не является собственностью публично-правового образования; из прекративших свое действие договоров аренды, разрешения на ввод дома в эксплуатацию, а также упомянутых административными истцами судебных актов о проверке законности установки вокруг их дома ограждающих устройств, во всяком случае, такого не следует.
При таких данных, суд считает, что оспариваемое заявителями правовое регулирование не является произвольным, соответствует законодательству и принципам градостроительной деятельности; по итогам публичных слушаний с соблюдением интересов жителей данного района, смежных землепользователей принято обоснованное решение об отнесении спорных территорий к землям общего пользования, в том числе для обеспечения другого здания обязательным проездом. Формирование спорных земельных участков, в том числе с учетом их корректировки, не противоречит назначению их использования; выделенный многоквартирному дому участок соответствует площади, занимаемой зданием и необходимой для его эксплуатации и функционирования МЖК; образование земельных участков без обязательного обеспечения необходимого баланса интересов, а равно за границами территории, которая непосредственно занята домом, и не является необходимой для его использования, не допускается.
Вопреки аргументам стороны административных истцов, нарушений при проведении публичных слушаний при рассмотрении настоящего дела не установлено; доводы о неоповещении признаются голословными и опровергаются представленными материалами; участие в публичных слушаниях является правом; кроме того, установлено, что от инициативной группы собственников на публичных слушаниях участвовала управляющая компания; ее замечания и предложения приняты к сведению.
Кроме того, решение, принятое на публичных слушаниях, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий. Как справедливо отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их коллективного мнения относительно планируемых работ; каждому заинтересованному лицу обеспечивается возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу; результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, не являются формой осуществления власти населением; предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Целесообразность определенной оспариваемыми Распоряжениями правовой судьбы земель, находящихся в собственности города Москвы, судом не проверяется (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется; оспариваемые Распоряжения приняты в пределах компетенции Департамента городского имущества г. Москвы, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия; правовые акты в установленном порядке доведены до сведения неопределенного круга лиц и по своему содержанию не противоречат актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административных истцов, в том числе потому, что территории общего пользования свободны в использовании неограниченным кругом лиц.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Солнцевой Эллы Евгеньевны, Лукиной Валерии Евгеньевны, Лукиной Елены Валентиновны, Петровой Марии Владимировны, Петровой Людмилы Сергеевны, Дмитриева Юрия Германовича, Козловой Елены Всеволодовны, Крутченко Дмитрия Владимировича, Анопченко Евгении Михайловны, Герасимова Павла Юрьевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 1 мая 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.