Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Батялова В.А, судей Савинова К.А, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Слаутенкова Е.Е. о признании недействующими отдельных положений Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года N81-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области", по апелляционной жалобе Слаутенкова Е.Е. на решение Нижегородского областного суда от 23 ноября 2023 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя законодательного собрания Нижегородской области "данные изъяты", заключение прокурора "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Законом Нижегородской области от 07 июня 2022 года N81-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области" Закон Нижегородской области от 20 июля 2006 года N75-З "О референдуме Нижегородской области" дополнен статьей 492 "Дистанционное электронное голосование", Закон Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" дополнен статьей 632 "Дистанционное электронное голосование", Закон Нижегородской области от 28 июня 2012 года N70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области" дополнен статьей 662 "Дистанционное электронное голосование".
Закон Нижегородской области от 07 июня 2022 года N81-З опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, 08.06.2022 года.
Слаутенков Е.Е. обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года N81-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области" в части проведения дистанционного электронного голосования.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал на то, что статья 492 "Дистанционное электронное голосование" Закона Нижегородской области от 20 июля 2006 года N75-З "О референдуме Нижегородской области", статья 632 "Дистанционное электронное голосование" Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", статья 662 "Дистанционное электронное голосование" Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года N70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области" регламентируют порядок проведения дистанционного голосования при проведении выборов и референдумов, однако данные нормы противоречат основному закону государства - Конституции Российской Федерации, а также общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам ввиду нарушения принципа тайного голосования.
По мнению административного истца, дистанционное электронное голосование проводит не избирательная комиссия, а программное обеспечение, что усугубляет риск потери контроля за голосованием, вследствие чего, результаты выборов будут являться недостоверными.
Решением Нижегородского областного суда от 23 ноября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Слаутенков Е.Е. подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, а также судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором участвующим в деле, законодательным собранием Нижегородской области представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Представитель законодательного собрания Нижегородской области "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонила, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, явившихся лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая административному истцу в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции административного ответчика, процедура принятия не нарушена. Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют вышестоящим нормативным актам.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, считает, что он сделан на основе правильного применения норм права при надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
На территории Нижегородской области порядок назначения, подготовки и проведения выборов и референдумов, отнесенные федеральным законодательством к ведению Нижегородской области, регулируются Федеральным законом N67-ФЗ, а также Законом Нижегородской области от 20 июля 2006 года N75-З "О референдуме Нижегородской области", Законом Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", Законом Нижегородской области от 28 июня 2012 года N70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области".
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Подпунктами "в", "м" пункта 10 статьи 23 Федерального закона N67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществляет иные полномочия в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона N67-ФЗ предусмотрено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 64.1 Федерального закона N67-ФЗ при проведении выборов, референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума может проводиться дистанционное электронное голосование. Указанным решением должны быть определены сроки проведения дистанционного электронного голосования, государственные информационные системы, используемые для проведения дистанционного электронного голосования, а также условия, при которых избиратель, участник референдума вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании (пункт 1). Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме по предложению территориальной избирательной комиссии федеральной территории, избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума) по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 4). В случае принятия решения о проведении дистанционного электронного голосования с использованием региональной государственной информационной системы, которая ранее применялась на выборах в федеральные органы государственной власти и (или) референдуме Российской Федерации, согласование не требуется, при этом избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации информирует о принятом решении Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (пункт 5).
На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, на референдуме субъекта Российской Федерации, на выборах в органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, на местном референдуме для проведения дистанционного электронного голосования могут использоваться федеральные и (или) региональные государственные информационные системы (пункт 8). При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума с использованием региональных государственных информационных систем указанный в пункте 9 данной статьи порядок с учетом требований, предусмотренных пунктом 13 данной статьи, утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 12).
При проведении выборов и референдумов на территории Нижегородской области может проводиться дистанционное электронное голосование. Порядок и условия проведения дистанционного электронного голосования определяются статьей 64.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Порядком дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 года N86/716-8, а также статьей 492 Закона Нижегородской области от 20 июля 2006 года N75-З "О референдуме Нижегородской области", статьей 632 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", статьей 662 Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года N70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области".
Согласно порядку дистанционного электронного голосования на выборах и референдумов на территории Нижегородской области, утвержденному статьей 492 Закона Нижегородской области от 20 июля 2006 года N75-З "О референдуме Нижегородской области", статьей 632 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года N108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области", статьей 662 Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года N70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области", тайна голосования обеспечивается процедурой аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего лицо получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
В ходе дистанционного электронного голосования осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления избирателем (участником референдума) изменение волеизъявления (повторное волеизъявление) не допускается.
Данным порядком установлено, что для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель (участник референдума) обращается на специальный портал в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в соответствующей базе данных. Зашифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа зашифрования. Расшифрование результатов волеизъявления с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования.
При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем (участником референдума) и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей (участников референдума) и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя (участника референдума) и результатом его волеизъявления.
Проанализировав оспариваемые положения нормативного правового акта, регулирующее порядок подготовки и проведения дистанционного электронного голосования на выборах и референдумах, суд приходит к выводу, что оспариваемыми положениями предусмотрена процедура точной идентификации личности избирателя (участника референдума), надлежащая система, обеспечивающая тайну, безопасность голосования и волеизъявления избирателей; предусмотрена четкая и ясная процедура составления списка лиц, принявших участие в дистанционном электронном голосовании, контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования, составления данных об итогах дистанционного электронного голосования, учета этих данных при определении результатов выборов.
При этом оспариваемые положения не противоречат публичному характеру института выборов, поскольку предусмотрены положения об обеспечении наблюдения за дистанционным электронным голосованием в соответствии с положениями Федерального закона N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Порядком дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 июня 2022 года N86/716-8.
Оспариваемые положения соответствуют положениям Федерального закона N67-ФЗ, предусматривающими дистанционное электронное голосование, а также требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08 июня 2022 года N86/715-8, и содержание оспариваемых положений нормативного правового акта, не имеют положений, которые бы противоречили названным актам.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, субсидиарные способы осуществления активного избирательного права, такие как голосование по доверенности, голосование по почте и по сети Интернет, получили широкое распространение в избирательном законодательстве современных государств, для которого характерна тенденция к усилению юридических, организационных и иных гарантий реализации избирательных прав. Накопленный ими опыт свидетельствует о том, что нацеленное на достижение всеобщности избирательного права разумное увеличение доступных видов электоральных практик способствует и росту числа граждан, принявших участие в голосовании, повышению гражданской активности, однако при этом для обеспечения подлинности и справедливости избирательного процесса и его результатов должны быть гарантированы надежность и эффективность субсидиарных механизмов, применяемых для организации голосования, соблюдение принципов свободных выборов и адекватное отображение волеизъявления избирателей, реализующих в процессе выборов свое право на участие в управлении делами государства (Постановление от 15 апреля 2014 года N11-П).
С учетом этого и в целях обеспечения избирателям дополнительной возможности отдать свои голоса на выборах сообразно собственным предпочтениям оспариваемое административным истцом законодательное регулирование, закрепляющее в качестве субсидиарного способа реализации активного избирательного права возможность проведения дистанционного электронного голосования предусматривает требования к обеспечению гласности при проведении дистанционного электронного голосования и к установлению порядка его проведения в части процедуры идентификации избирателя и обеспечения тайны голосования, а также определяет полномочия избирательных комиссий при проведении дистанционного электронного голосования.
Таким образом, соответствующие нормы Закона Нижегородской области от 07 июня 2022 года N81-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов в Нижегородской области", рассматриваемые в действующей системе правового регулирования, в том числе подзаконного, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права административного истца. Совершенствование же в дальнейшем нормативного регулирования порядка дистанционного электронного голосования не дает оснований полагать, что оспариваемые положения не соответствуют конституционным требованиям всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Доводов, способных повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 23 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Слаутенкова Е.Е. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г.Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.