Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Ставропольского края
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.06.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.09.2023
по административному исковому заявлению прокурора Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, регламентирующего соблюдение требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, поддержавшей кассационное представление, а также возражения против его удовлетворения представителей ИК-5 и УФСИН по СК Андреевой Н.В, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ставропольского края обратился с административным исковым заявлением в Ленинский районный суд г. Ставрополя в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю), УФСИН по Ставропольскому краю, ФСИН России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, регламентирующего соблюдение требований пожарной безопасности. Просил суд возложить на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю и ФСИН России обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства, регламентирующего соблюдение пожарной безопасности, принять меры, направленные на обеспечение проектирования и установку на объектах: помещение склада вещевой, продовольственной, материальной, назначение: нежилое (Литер С), помещения пекарни (Литер И), подвала продовольственного склада (Литер К), малярного цеха (Литер Г), кабинеты отдела безопасности (промзона) (Литер Г), коридор выдачи готовой продукции в столовой (Литер Б), вахта промышленной зоны (Литер В) исправительного учреждения автоматической пожарной сигнализации (АПС);
возложить обязанность по оборудованию объектов ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю: помещения склада вещевой, продовольственной, материальной, назначение: нежилое (Литер С), пекарни (Литер И), подвала продовольственного склада (Литер К), малярного цеха (Литер Г), кабинеты отдела безопасности (промзона) (Литер Г), коридор выдачи готовой продукции в столовой (Литер Б), вахта промышленной зоны (Литер В) защиты исправительного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара;
возложить обязанность по обеспечению проектирования и получение технической документации на автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией на объектах с (Литером А1, Литер Г, Литер П, Литер Р, Литер А Литер А 2, Литер Б, Литер И, Литер К, Литер Л, Литер С, Литер С Г);
возложить обязанность по обеспечению проведения проверки состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций и чердачного помещения объекта исправительного учреждения - производственная (компрессорная): нежилое (ПТУ- 2 этаж) (Литер Д);
возложить обязанность по обеспечению и проведению обработки деревянных и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов в помещении клуба (Литер А1) и по проведению технических работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации (Литер Ж).
Решением Ленинского районного суда г..Ставрополя от 06.06.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.09.2023 административный иск прокурора Ставропольского края удовлетворен частично, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение проектирования и установку автоматической пожарной сигнализации, оборудования системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, проектирования и получение технической документации на автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией, проведения проверки состояния огнезащитного покрытия, обработки деревянных и иных конструкций, проведения технических работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации.
На ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю и УФСИН России по Ставропольскому краю возложена обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на обеспечение проектирования и установку автоматической пожарной сигнализации на объектах исправительного учреждения: помещение склада вещевой, продовольственной, материальной, назначение: нежилое (Литер С), помещения пекарни (Литер И), подвала продовольственного склада (Литер К), малярного цеха (Литер Г), кабинеты отдела безопасности (промзона) (Литер Г), коридор выдачи готовой продукции в столовой (Литер Б), вахта промышленной зоны (Литер В); оборудование защиты исправительного учреждения системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара на объектах: помещение склада вещевой, продовольственной, материальной (Литер С), пекарня (Литер И), подвал продовольственного склада (Литер К), малярный цех (Литер Г), кабинеты отдела безопасности (промзона) (Литер Г), коридор выдачи готовой продукции в столовой (Литер Б), вахта промышленной зоны (Литер В); обеспечение проектирования и получения технической документации на автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией на объектах: Литер А1, Литер Г, Литер П, Литер Р, Литер А, Литер А 2, Литер Б, Литер И, Литер К, Литер Л, Литер С, Литер С1; обеспечение проведения проверки состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций и чердачного помещения объекта исправительного учреждения - производственная (компрессорная): нежилое (ПТУ- 2 этаж) (Литер Д); обеспечение проведения обработки деревянных и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов в помещении клуба (Литер А1); проведение технических работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации (Литер Ж).
В удовлетворении административного иска прокурора Ставропольского края в части требований о возложении на ФСИН России обязанности совершить вышеперечисленные действия отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, прокурор Ставропольского края внес в Пятый кассационный суд общей юрисдикции кассационное представление, в котором ставит вопрос об их отмене и передаче дела на новое рассмотрение в виду нарушения судами норм материального и процессуального права при их принятии, несоответствия выводов суда, изложенных в судебном акте, обстоятельствам административного дела, приводит доводы о том, что ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю.
Кассационное представление поступило в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19.01.2024.
От УФСИН по СК на представление поступили возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, от администрации поступило ходатайство рассматривать кассационную жалобу в их отсутствие. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационном представлении доводы, материалы дела и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, проведенной прокуратурой Ставропольского края проверкой в исправительном учреждении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, которые в случае чрезвычайной ситуации могут привести к негативным последствиям и жертвам среди осужденных, просил суд удовлетворить его требования. Судом постановлено оспариваемое решение.
Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований к ФСИН России суд первой инстанции указал, что факты незаконного бездействия ФСИН России не установлены, в связи с чем оснований для возложения на него обязанности по совершению каких-либо действий по устранению такого бездействия не имеется. С этой позицией согласился суд апелляционной инстанции.
У судебной коллегии основания полагать данные выводы неверными отсутствуют, поскольку исполнение возложенной судом обязанности исправительным учреждением и территориальным ФСИН подлежит путем взаимодействия с ФСИН России, что предусмотрено статьями 9 и 14 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", подпунктами 5, 7 8 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", пунктами 2.5.2 и 4.1 Устава ФКУ ИК-5 УФСИН по Ставропольскому краю, пунктами пунктам 1 и 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На ФСИН России лежит обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в Учреждении, а УФСИН России по Ставропольскому краю доводит финансирование до ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ставропольскому краю, которым непосредственно и выполняется возложенная судом обязанность, но не непосредственное их устранение, о чем к правильному выводу пришли судебные инстанции.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в представлении доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для его удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют/, как и отсутствуют предусмотренные статьей 328 Кодекса основания для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06.06.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.09.2023 оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Ставропольского края без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.02.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.