Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Благодатских Г.В, Смирновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0037-01-2023-000963-34 по иску Шиловой Ксении Владимировны к Администрации г. Юрги, Управлению жилищно-коммунальным хозяйством г. Юрги, Обществу с ограниченной ответственностью "Водснаб" об обязании организовать водоснабжение к границам земельного участка, по кассационной жалобе администрации г. Юрги на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 31 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шилова К.В. обратилась с иском к администрации г. Юрги об обязании организовать водоснабжение к границам земельного участка. В обоснование требований указано, что истец вместе с детьми, "данные изъяты" являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N. Указанный дом был построен на земельном участке, предоставленном истцу и её детям администрацией г. Юрга в собственность как многодетной семье для индивидуального жилищного строительства, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ N. Однако как на момент предоставления, так и в настоящее время, предоставленный земельный участок не обеспечен сетями питьевого водопровода. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, должна быть выполнена муниципальным образованием. Однако ответчик отказывается принимать меры по обеспечению строительства водопроводных сетей к ее земельному участку. Истец просила обязать ответчика обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры, а именно: организовать водоснабжение к границам нашего земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (кадастровый N), взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, судебные расходы на составление искового заявления в размере 5000 руб.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 31 июля 2023 г. иск Шиловой Ксении Владимировны к Администрации г. Юрги, Управлению жилищно-коммунальным хозяйством г. Юрги, Обществу с ограниченной ответственностью "Водснаб" об обязании организовать водоснабжение к границам земельного участка удовлетворен частично.
Администрация г. Юрги обязана организовать водоснабжение к границам земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N.
С Администрации г. Юрги в пользу Шиловой Ксении Владимировны взысканы судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в сумме 300 руб, расходы на оплату услуг представителя за составление искового заявления в размере 5000 руб, всего 5300 (пять тысяч триста) рублей.
В удовлетворении иска к Управлению жилищно-коммунальным хозяйством г. Юрги и Обществу с ограниченной ответственностью "Водснаб" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 октября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Юрги Семенчикова И.А. просит судебные акты отменить. Настаивает на том, что обязанность по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, строительства объектов инженерной инфраструктуры возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Юрги.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не находит.
Так, согласно положениям ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подп. "в", "г" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354), одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг. Согласно подпункта "а" п. 4 указанных Правил под коммунальной услугой по холодному водоснабжению понимается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в числе прочего относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждено материалами дела, что истец и её несовершеннолетние дети ФИО7, ФИО8, ФИО9, являются собственниками жилого дома с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N, по 1/4 доли в праве.
Земельный участок предоставлен истцу и ее детям в собственность на основании постановления администрации г. Юрги от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений", Устава Юргинского городского округа Кемеровской области - Кузбасса, решения Юргинского юродского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности Юргинского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, в границах Юргинского городского округа".
ДД.ММ.ГГГГ истцу на её обращение от ДД.ММ.ГГГГ к главе г. Юрги дан ответ, согласно которомук строительство водопровода от точки подключения (колодца), указанной в Технических условиях, до объекта капитального строительства (частный жилой дом) собственник должен производить за счет собственных средств. По окончании строительства, водопровод необходимо поставить соответствующим образом на государственный кадастровый учет. Для решения вопроса по проведению централизованного водоснабжения необходимо обратиться с письменным заявлением в гарантирующую ресурсоснабжающую организацию ООО "ВодСнаб", для получения технических условий на подключение к централизованным сетям водоснабжения. На основании полученных технических условий необходимо выполнить проектные работы на строительство сетей холодного водоснабжения. В Комитете архитектуры получить разрешение на проведение земляных работ.
Согласно Схеме на плане участка местности, изготовленной Комитетом архитектуры Администрации Юргинского городского округа, обеспечение принадлежащего истцу и его семье земельного участка водой возможно, в том числе путем установки водоразборной колонки в соответствии с техническими нормами и правилами в радиусе не более 100 метров от дома.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку администрация г. Юрги в силу закона обязана обеспечить земельные участки, предоставленные гражданам, имеющим 3-х и более детей, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Суд кассационной инстанции полагает, что при постановлении решения суда и апелляционного определения, вопреки доводам жалобы, судами верно определены обстоятельства по делу, правовая позиция, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Выводы судов мотивированы, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые могли повлиять на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергнуть выводы судов.
Выводы судов сделаны с учетом положений подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", пунктом 38 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, ст.3 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 N 135-03 (ред. от 30.06.2023) "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений", согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 9 ноября 2017 N2516-О.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, строительства объектов инженерной инфраструктуры возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги, были в полной мере проверены судами, обоснованно отклонены, доводы получили надлежащую правовую оценку.
Как следует из п.п. 4, 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос обеспечения населения водоснабжением относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Распределение полномочий в рамках структурных подразделений администрации г. Юрги не опровергает выводы судов.
С учетом изложенного следует, что доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств и выводов судов об установленных по делу обстоятельствах, иное толкование норм права.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 31 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 31 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Юрги без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.