Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0028-01-2023-000801-30 (N 2-1137/2023) по иску Золотухиной Ирины Николаевны к Областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения г. Черемхово" Иркутской области о признании незаконным решения и возложении обязанности предоставить сведения о периоде нахождения на учете в качестве безработного, по кассационной жалобе Золотухиной Ирины Николаевны, на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 2 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Золотухина И.Н. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения г. Черемхово" Иркутской области (далее- ОГКУ "Центр занятости населения г. Черемхово") о признании незаконным решения и возложении обязанности предоставить сведения о периоде нахождения на учете в качестве безработного.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что состояла на учете в качестве безработной с 4 сентября 2019 г. Уведомлением от 11 августа 2020 г. N подтверждено, что с регистрационного учета в качестве безработного истец снята с 30 сентября 2019 г, указанное решение принято за прошлый период времени, что подтверждено приказом от 10 августа 2020 г. N
Истец полагает, что решения должны приниматься и регистрироваться той же датой, что и приказ о снятии с учета в качестве безработного.
Ответчиком в УПФР предоставлены сведения о периоде ее постановки на учет в Центре занятости в качестве безработного гражданина только с 4 сентября 2019 г. по 31 декабря 2019 г.
25 января 2023 г. она обращалась за справкой в Центр занятости для Пенсионного фонда по периодам нахождения на учете в Центре занятости. В справке Центра занятости от 27 января 2023 г. о времени получения социальных выплат в период безработицы указан период с 4 сентября 2019 г. по 30 сентября 2019 г. Между тем, она состояла на учете в Центре занятости населения г. Черемхово с 7 сентября 2019 г. по 5 августа 2020 г. Доход, полученный в качестве пособия в данные месяцы, а именно с 1 января 2020 г. по 5 августа 2020 г. не учтен при определении размера пенсии по старости.
Истец просила суд признать незаконным решение ответчика от 10 августа 2020 г. о снятии ее с учета в качестве безработного гражданина с 30 сентября 2019 г.; возложить на ответчика обязанность предоставить в ОСФР по Иркутской области (правопреемник УПФР по Иркусткой области) надлежащие сведения о периоде нахождения на учете в качестве безработного
Решением Черемховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2023 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 2 октября 2023 г. решение Черемховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2023 г. оставлено без изменения.
Золотухина И.Н. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов, ввиду допущенных судами нарушений норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверного толкования закона, регулирующего спорные правоотношения, считает, что поскольку компенсация за выплаченное ответчиком пособие по безработице за период с 1 октября 2019 г. по 31 октября 2019 г. возвращен ею добровольно, факт причинения вреда ОГКУ "Центр занятости населения г. Черемхово" в виде необоснованно выплаченного пособия по безработице не доказан. Суд не учел, что пенсионные права истца нарушены, поскольку доход, полученный ею в качестве пособия за период с 1 октября 2020 г. по 5 августа 2020 г, не учтен, что повлияло на определение размера ее пенсии.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказами ответчика от 17 июня 2019 г. N Золотухина И.Н. признана безработной, и ей назначено пособие по безработице с 4 сентября 2019 г. в соответствии со ст.ст. 30, 31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1. Продолжительность выплаты пособия по безработице установлена 12 месяцев. Срок выплаты пособия по безработице: с 4 сентября 2019 г. по 3 сентября 2020 г.
Также судом установлено, что 1 октября 2019 г. между АО "ВостСибтранскомбаш" в лице представителя конкурсного управляющего Банком - Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" и Золотухиной И.Н. заключен договор возмездного оказания услуг сроком с 1 октября 2019 г. по 31 октября 2019 г.
Аналогичная информация о трудовой деятельности истца в спорный период времени содержатся в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 января 2023г.
Приказом от 17 июня 2020 г. N выплата пособия по безработице истцу прекращена с 1 октября 2019 г. по 31 октября 2019 г. в связи с установлением трудовых отношений с 1 октября 2019 г. по 31 октября 2019г.
10 августа 2020 г. приказом N выплата пособия по безработице Золотухиной И.Н. прекращена с 30 сентября 2019 г.
Приказом от 10 августа 2020 г. N N истец снята с регистрационного учета в качестве безработной с 30 сентября 2019 г, в связи с попыткой получения, либо получением пособия по безработице обманным путем.
11 августа 2020 г. ОГКУ "Центр занятости населения г. Черемхово" предложило истцу вернуть пособие по безработице, выплаченное в период с 1 ноября 2019 г. по 5 августа 2020 г. в размере 128 317, 56 руб.
18 июня 2021 г. постановлением дознавателя ОД МО МВД России "Черемховский" в возбуждении уголовного дела, предусмотренного ст. 159 ч. 1, 159.2 ч. 1, 158 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее- УК РФ) в отношении истца отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24, ст. 144, ст. 145, ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации за отсутствием состава преступления.
29 октября 2021г. постановлением мирового судьи судебного участка N 111 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области в отношении Золотухиной И.Н, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ прекращено уголовное дело N 1-6/2021 на основании п. 2, ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления.
Также из материалов дела следует, что сумма пособия по безработице за период с 1 октября 2019 г. по 31 октября 2019 г. в размере 13 536 руб. возвращена истцом добровольно, оставшаяся сумма незаконно полученного, по мнению ответчика, пособия в размере 128 317, 56 руб. не возмещена.
Суд первой инстанции, установив, что в период с 1 октября 2019 г. по 31 октября 2019 г, в связи с наличием заключенного гражданско-правового договора с АО "ВостСибтранскомбанк", Золотухина И.Н. являлась занятой и не имела права на получение пособия по безработице, пришел к выводу о том, что оспариваемое истцом решение от 10 августа 2020 г. N ответчиком вынесено законно и обоснованно, и оснований для признания незаконным решения и о возложении обязанности предоставить в пенсионный орган сведения о периоде нахождения истца в качестве безработного и суммах выплаченного пособия, не имеется.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Отклоняя доводы истца о том, что она работала только один месяц, суд апелляционной инстанции указал, что за спорный период у истца отсутствовали основания для признания ее безработной и постановки в таком качестве на учет для назначения пособия по безработице. После снятия ее с учета, она вправе была вновь обратиться за постановкой ее на учет.
Отклоняя доводы о нарушение пенсионных прав истца, поскольку доход, полученный ею в качестве пособия за период с 1 октября 2019 г. по 10 августа 2020 г, не учтен, что повлияло на определение размера ее пенсии, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в указанный период истец не могла состоять на учете в качестве безработной, так как заключила договор возмездного оказания услуг, являлась занятой в соответствии со ст. 2 Закона о занятости в РФ, оснований у Центра занятости населения г. Черемхово предоставить сведения в территориальный отдел Пенсионного фонда РФ о нахождении Золотухиной И.Н. на учете в период с 1 октября 2019 г. по 10 августа 2020 г. не имелось.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с обжалуемыми судебными актами, поскольку судами нормы материального и процессуального права применены правильно.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и Здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 1 упомянутого Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. (п.2 ст. 1 указанного Закона).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1, согласно п. 1 которой безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников | организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно абзц. 8 п. 3 ст. 3 приведенного Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 занятыми считаются (граждане, в том числе выполняющие работы по договорам гражданско- правового характера, предметами которых являются выполнение работ и Оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
Выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается в случаях, предусмотренных ст. 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с п.2 ст. 35 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона (абзац 2), а также при попытке получения либо получения пособия по безработице обманным путем. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного (п.6 ст. 35 Закона).
Согласно п. 3 ст. 3 безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N1909 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.
В соответствии с п. 4 Правил постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала.
Согласно п. 6 Правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, указавшие в заявлении, что претендуют на признание себя безработными, - по месту жительства.
Уведомление о принятии заявления направляется гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, в день его принятия (п. 13 Правил).
Согласно п. 15 Правил, центр занятости населения осуществляет постановку гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений, содержащихся в заявлении и резюме, не позднее одного рабочего дня после принятия заявления.
Днем постановки на регистрационный учет является день принятия| заявления.
Уведомление о постановке на регистрационный учет направляется гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, в день его постановки на регистрационный учет.
Согласно п. 22 Правил, центр занятости населения подтверждает получение от зарегистрированного гражданина документов, предусмотренных пунктами 20 и 21 настоящих Правил, путем направления ему соответствующего уведомления в день представления им документов.
Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется центрами занятости населения в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (пп. "а" п. 28 Правил).
Сведения о причине и дата снятия с регистрационного учета зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Уведомление о снятии с регистрационного учета направляется зарегистрированному гражданину центром занятости населения в день внесения сведений в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 28 настоящих Правил (п. 29 Правил).
Установив, что на момент вынесения решения от 10 августа 2020 г. о снятии истца с регистрационного учета с 30 сентября 2019 г. у ответчика имелись основания для снятия истца с регистрационного учета и прекращения выплат по безработице, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что пенсионные права истца нарушены, поскольку доход, полученный ею в качестве пособия за период с 1 октября 2019 г. по 5 августа 2020 г, не учтен, что повлияло на определение размера ее пенсии, ссылки на неосведомленность о последствиях заключения гражданско-правового договора, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку судами установлено, что истец не могла состоять на учете в качестве безработной в спорный период, так как заключила договор возмездного оказания услуг, являлась занятой в соответствии со ст. 2 Закона о занятости в Российской Федерации.
В соответствии ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черемховского городского суда Иркутской области от 3 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 2 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Золотухиной И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.