Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Бутырина А.В, при секретаре Дайс А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-44/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области ФИО1 в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующим со дня принятия приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 7 декабря 2021 г. N 77-мпр "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. N 43-мпр" с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" на решение Иркутского областного суда от 9 октября 2023 года, Заслушав доклад судьи Бутырина А.В, возражения представителя прокуратуры Иркутской области прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее также - Министерство) от 29 декабря 2017 года N 43-мпр (далее также Приказ N 43-мпр) утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Иркутской области (далее также - Территориальная схема).
В соответствии с государственным контрактом от 17 мая 2021 года, заключенным Министерством и ООО "Управляющая компания "Сиб-Транс-Петройл", был подготовлен проект корректировки Территориальной схемы обращения с отходами в Иркутской области и ее электронной модели, утвержденной Приказом Министерства от 29 декабря 2017 года N 43-мпр.
7 декабря 2021 года приказом Министерства N 77-мпр "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года N 43-мпр" (далее также Приказ N 77-мпр) Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области изложена в новой редакции в соответствии с проектом корректировки.
Приказ официально опубликован в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru) 8 декабря 2021 года, а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2021 года.
Проведенной Прокуратурой Иркутской области проверкой установлено несоответствие Приказа N 77-мпр требованиям федерального законодательства, в частности, положениям статей 1, 12, 13.3, 13.4, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Федеральный закон N 89-ФЗ), Правилам разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года N 1638/16.
Административный истец просит суд признать приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 7 декабря 2021 года N 77-мпр "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года N 43-мпр" недействующим в части раздела 1 "Нахождение источников образования отходов", раздела 2 "Количество образующихся отходов", раздела 3 "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов", раздела 4 "Места накопления отходов в Иркутской области", раздела 5 "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов", раздела 7 "Схема потоков отходов в Иркутской области", раздела 8 "Картографический материал", раздела 12 "Сведения о зонах деятельности региональных операторов", раздела 13 "Описание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами" с момента его принятия.
Решением Иркутского областного суда от 9 октября 2023 года административные исковые требования удовлетворены, признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 7 декабря 2021 года N 77-мпр "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года N 43-мпр" в части, а именно: раздел 1 "Нахождение источников образования отходов"; раздел 2 "Количество образующихся отходов", раздел 3 "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов"; раздела 4 "Места накопления отходов в Иркутской области" в части не отражения сведений о контейнерных площадках на территории: Нижнеудинского муниципального образования: "адрес", в районе дома блокированной застройки N, неверного указания адреса контейнерной площадки на территории Жигаловского района, указанного в оспариваемой Территориальной схеме как: "адрес"; раздел 5 "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов"; раздел 7 "Схема потоков отходов в Иркутской области"; раздел 8 "Картографический материал"; раздел 12 "Сведения о зонах деятельности региональных операторов"; раздел 13 "Описание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами"; на министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий правовое регулирования, установленное признанным недействующим решением суда по настоящему административному делу приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 7 декабря 2021 г..N 77-мпр "О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г..N 43-мпр", в двухмесячный срок, исчисляемый со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в
законную силу; также указано, что решение Иркутского областного суда по настоящему административному делу подлежит опубликованию в общественно-политической газете "Областная" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" просит отменить решение Иркутского областного суда от 9 октября 2023 года по административному делу N и принять по делу новое решение, которым в иске административному истцу в соответствующей части требований (в части нормативного правового акта) отказать.
В обоснование жалобы апеллянт обращает внимание, что в разделе Территориальной схемы "Нахождение источников образования отходов" отсутствие полного перечня источников образования отходов не служит основанием для признания схемы недействительной в отсутствие в законодательстве (Правилах разработки территориальных схем, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 (далее также - Правила N 1130) требований к содержанию в схеме полного перечня источников образования отходов, их дополнение и корректировка постоянный процесс, следовательно, расхождение перечня с существующими источниками не может характеризовать оспариваемый нормативный правовой акт как незаконный.
Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что раздел территориальной схемы "Количество образующихся отходов" основан на признанных незаконными по ранее рассмотренному делу нормативах накопления твердых коммунальных отходов, поскольку согласно пункту 4 Правил N 1130 нормативы накопления твердых коммунальных отходов не единственный источник информации, в то время как суд не проверил, на основе каких данных формировался признанный недействительным Раздел 2 Территориальной схемы.
В части раздела 7 "Схема потоков отходов в Иркутской области" определение законности Территориальной схемы на основе норм о ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами необоснованно. Незаконность Территориальной схемы не должна обусловливаться сложностью ее применения в процессе ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, так как именно этот документ должен быть источником для ценообразования, а не наоборот - правила ценообразования должны быть источником для разработки Территориальной схемы. Включение в раздел 7 площадок временного накопления, не соответствующих природоохранному законодательству, не образует правонарушение и незаконность Территориальной схемы исходя из судебной практики. Вопрос незаконности нарушений при эксплуатации данных объектов не может предрешать вопрос о незаконности их включения в Территориальную схему, поскольку в ней может содержаться и дополнительная информация, касающаяся площадок временного накопления, не относящихся к объектам размещения, что не порочит иное содержание оспариваемого акта.
Прокурором, участвующим в деле, Службой по тарифам Иркутской области представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Стороны о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав возражения представителя прокуратуры Иркутской области прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено судом первой инстанции, в силу ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", прокурор в рамках предоставленных полномочий обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 6 указанного Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 1 ст. 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 2 ст. 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Проверяя соблюдение порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правого акта, суд, исходя из Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 392/171-пп, требований, установленных Законом Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" пришел к правильному выводу, что оспариваемый приказ принят в соответствии с полномочиями министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в сфере обращения с ТКО на территории Иркутской области, он подписан надлежащим должностным лицом, форма этого нормативного акта, порядок опубликования соблюдены.
Оценивая соответствие оспариваемого нормативного правого акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, в частности Федеральному закону N 89-ФЗ, Правилам разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130, суд пришел к выводу о несоответствии Территориальной схемы в оспариваемой части требованиям законодательства и удовлетворению иска прокурора, с чем судебная коллегия соглашается.
Суд, подробно проанализировав содержание оспариваемых разделов Территориальной схемы и оценив их на соответствие вышеприведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, достоверно и вопреки ошибочной позиции апеллянта пришел к правильному выводу о необходимости признания данных разделов Территориальной схемы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования к Территориальным схемам в области обращения с отходами установлены в ст. 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, а также в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130.
Установление порядка разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем относится к полномочиям Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 89-ФЗ).
Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 вышеупомянутого Закона положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с
требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами (п. 3 ст. 13.3).
Согласно п. 6 Правил N 1130 Раздел "Нахождение источников образования отходов" территориальной схемы в области обращения с отходами должен содержать: а) наименования источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; б) сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).
При принятии оспариваемого решения суд пришел к выводу, что Территориальная схема в части Раздела 2 "Количество образующихся отходов" содержит оценку объемов твердых коммунальных отходов от населения в нарушение пункта 6 Правил N 1130, не включающих полного перечня источников образования отходов, без указания объектов жилого фонда, производственных объектов, административных зданий, используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, что не соответствует положениям пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, который устанавливает императивные требования о необходимости наличия в территориальной схеме обращения с отходами данных о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации). Перечисленные правовые акты, вопреки позиции подателя жалобы, не содержат условий, при которых данные о нахождении источников образования отходов могут не включаться в территориальную схему обращения с отходами, поскольку в силу закона информация о различных источниках образования мусора должна систематизироваться с привязкой к источникам образования твердых коммунальных отходов.
Кроме того, судом верно установлено, что раздел 2 оспариваемой Территориальной схемы "Количество образующихся отходов" содержит расчеты, проведенные на основании недействующих правовых актов. В частности, расчет объемов коммунальных отходов от населения проведен на основании приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года N 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области", признанного недействующим в части решением Верховного Суда Республики Бурятия от 25 декабря 2020 года по административному делу N N, решением Иркутского областного суда от 17 июля 2023 года по административному делу N, имеющими преюдициальное значение в силу требований части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, в основу оспариваемой Территориальной схемы были заложены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные с нарушением установленных правил, что свидетельствует о недостоверном отражении в Территориальной схеме сведений о количестве образующихся отходов.
В части раздела 7 "Схема потоков отходов в Иркутской области" суд обоснованно руководствовался пунктами 2, 12 Правил N 1130, пунктами 3, 5, 90, 91 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 21 ноября 2016 года N 1638/16, достоверно установив нарушения при расчете корректировки расходов на транспортирование отходов в Территориальной схеме (отсутствие расчетов среднего расстояния транспортирования отходов первого плеча и расчетов среднего расстояния транспортирования отходов второго плеча, осуществление расчетов в несопоставимых условиях), что не позволяет рассчитать корректировку расходов на транспортирование отходов в соответствии с требованиями законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Также, вопреки позиции подателя жалобы, суд верно отметил необходимость применения при разработке Территориальной схемы обращения с отходами положений законодательства в сфере ценообразования, тарифного регулирования, поскольку в силу пункта 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов; предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом Территориальной схемы обращения с отходами.
Указанное исключает довод апеллянта о том, что суд без достаточных оснований оценивал законность раздела 7 "Схема потоков отходов в Иркутской области" на основе норм о ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом размещение твердых коммунальных отходов допускается только на объектах, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов либо в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, в то время как в таблицу 7.3 раздела 7 Территориальной схемы "Существующее распределение потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора N 2" включены объекты, не являющиеся объектами обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, не внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов либо в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, при отсутствии необходимой в силу действующего законодательства документации. Заключениями специалистов Управления Росприроднадзора по Иркутской области Управления Роспотребнадзора по Иркутской области подтверждается несоответствие площадок накопления отходов требованиям природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, что может оказать негативное влияние на экологическую безопасность на территории Иркутской области в целом, привести к неправильному тарифному регулированию в этой сфере.
Также, исходя из заявленных исковых требований, ввиду несоответствия требованиям действующего законодательства, судом обоснованно признана недействующей оспариваемая Территориальная схема в части разделов:
раздел 1 "Нахождение источников образования отходов" - в нарушение п. 6 Правила N 1130 Территориальная схема не содержит полного перечня источников образования отходов, так как не указаны объекты жилого фонда, производственные объекты, административные здания, используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления;
раздел 3 "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов" - в нарушение п. 8 Правил N 1130 Территориальная схема не содержит данных о доле обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов I - V классов опасности (процентов), а также о доле обезвреженных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов (процентов);
раздел 4 "Места накопления отходов в Иркутской области" - в нарушение п. 4 ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ Территориальная схема не содержит полной и достоверной информации о местах накопления отходов;
раздел 5 "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" - в нарушение п. 10 Правил N 1130 Территориальная схема не содержит сведений о количестве отходов с разбивкой по видам отходов;
раздел 12 "Сведения о зонах деятельности региональных операторов" - представлены расчеты объемов образования твердых коммунальных отходов, осуществленные на основании приказа министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года N 58-28-мпр "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области", признанного недействующим в части вышеприведенными судебными решениями.
Помимо этого, поскольку судом установлено нарушение в части включения в оспариваемую Территориальную схему объектов обращения коммунальных отходов, а также, как следствие этого, недостоверное отображение потоков твердых коммунальных отходов, раздел 8 "Картографический материал", раздел 13 "Описание электронной модели территориальной схемы обращения с отходами" оспариваемой Территориальной схемы правомерно признаны недействующими.
Указанные выводы суда мотивированы, постановлены при правильном применении действующего законодательства, а потому судебная коллегия с ними соглашается.
Вопреки утверждениям автора апелляционной жалобы, допущенные при утверждении Территориальной схемы существенные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ее несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что Территориальная схема до принятия решения суда применялась, и на ее основании были реализованы права граждан и организаций, суд признал ее недействующей в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы оспариваемый судебный акт суда первой инстанции является законным и обоснованным, при его принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу, что судом дана надлежащая оценка предмету спора, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом с учетом требований частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел такой категории, представленные сторонами доказательства получили соответствующую оценку, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 9 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Иркутский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.